18:10, 6 ноября 2025 года

Спектакль «Марьино поле» органично вошел в репертуар Ставропольского театра драмы

Эта премьера Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова удивила и, скажу сразу, очень порадовала. Удивила каким-то совершенно неожиданным взглядом на жизнь, на человека в ней. И порадовала замечательной верностью главной – лучшей! – линии русского психологического театра, которую я бы обозначила как сценическое исследование души. Прошу не пугаться слова «исследование»! Ибо в данном случае оно ведется тонкими, деликатными инструментами режиссерского и актерского искусства. Новая постановка театра тронула такие глубины эмоциональной памяти, что многие зрители не стеснялись нежданных слез…

За простоватым названием «Марьино поле» на сцене раскрывается необъятное поле чувств и воспоминаний, близких и понятных каждому, кто родился и вырос в России. Пьеса современного уральского драматурга Олега Богаева при всей своей внешней обращенности в прошлое поразительно созвучна нам сегодняшним. Созвучна неизбывной горечью исторических народных утрат, светом неутихаемой печали и какой-то непоколебимой надежды, теплом любви в самом величайшем смысле этого слова. Недаром пьесу успели представить многие театры практически по всей России – от Хакасии и Алтая до Петербурга и теперь вот Ставрополя. Свое понимание этой необычной работы нам представляет режиссер-постановщик, заслуженная артистка РФ Ирина Баранникова, поставившая перед собой непростую творческую задачу – донести до современников, прежде всего молодых, мощное эмоциональное содержание великой Победы. Ее исторической громадности, облеченной в обычную человеческую судьбу. Причем здесь мы не услышим ставших едва ли не ритуально-обязательными громких фраз о патриотизме и так далее. И не увидим внешних – парадных символов Победы. Здесь только обычные русские женщины, несущие пожизненный крест солдатских вдов. Это ведь и они – Победители. Они свою Победу берегут в воспоминаниях души.

Главная героиня пьесы Марья – образ, конечно, собирательный и в то же время совершенно конкретный, реальный и… поразительно знакомый. Наверняка многие молодые люди в зрительном зале могли бы с уверенностью сказать: как на мою родную бабушку похожа! Тот же милый взгляд лучистых глаз, тот же мягкий голос, та же бесшумная походка… Низкий поклон за эту работу народной артистке России Наталье Зубковой! За несколько десятилетий служения ставропольской сцене ею созданы самые разные героини, каждая из которых на своем отрезке театральной жизни становилась явлением, будь то великолепная Филумена, несгибаемая бизнес-леди начала ХХ века Васса Железнова или трогательно-забавная «городская сумасшедшая» Памела… Теперь этот славный ряд пополнила простая бабушка Марья в скромном платочке. Кто-то скажет, что нынешние бабушки уже так платки не носят… А давайте попробуем понять, почему постановщик спектакля именно так одел героиню, словно пробуждая в зрителе память, скрытую от нас самих в таинственных глубинах сознания. В программке спектакля «Марьино поле» жанр его обозначен как мистическая история. На самом деле это история сказочная, волшебная. Хотя и внешние элементы фэнтези в ней присутствуют, но вот эти платочки… Ну разве они не из наших любимых сказок? Помните зачин из многих еще советских фильмов-сказок, когда на киноэкране открывалось узорное окошко и выглядывала из него бабушка вот в таком же платочке, и певуче-завораживающе приглашала в сказку… Не сомневаюсь, роль Марьи войдет в перечень лучших творческих работ Натальи Зубковой. Какой нежностью проникнуты интонации ее героини, вспоминающей своего Ивана, которого она продолжает ждать еще с той войны… Сколько веры в чудо живет в Марье, и этой ее веры хватает на всех ее подружек в таких же подчеркнуто деревенских платочках, даже когда они подсмеиваются на ней, а сами с готовностью включаются в затеянную Марьей ту самую мистическую историю и отправляются на станцию встречать своих погибших на войне мужей… И мы, сидящие в зале, тоже включаемся, переживаем за них, нам так хочется, чтобы они успели к поезду и чтобы встреча эта – невозможная – состоялась!

Под стать главной героине и подружки Марьи в исполнении актрис Людмилы Дюженовой и Лады Гольдман. Тут удачно сложился режиссерский выбор исполнительниц с их замечательной командной работой. Получился прекрасный трогательный женский ансамбль бабушек-девушек, сохранивших в себе самые светлые чувства юности несмотря на выпавшее им горькое вдовство. Давно уже отплакали они своих любимых, прожили десятки лет в пустеющей деревеньке, оттрудились в нелегком их крестьянском труде, и теперь одна только непорочная печаль осталась им в утешение. О тяготах их судьбы мы легко догадываемся – через простоту небогатого сельского быта, через прорывающуюся в репликах усталость от самой жизни. Оттого и отзываются марьины подружки на ее воистину фантастическую идею пойти встречать мужей с фронта, потому что вся их жизнь – ожидание того, чего никогда не дождаться…

Чем хорош жанр фэнтези, приметы которого явно присутствуют уже в драматургической основе спектакля, - он дает простор зрительскому воображению. И рождает доверие в происходящее на сцене: раз я могу представить невозможное, значит, я почти участвую в спектакле. Нет, мы, сидящие в зале, конечно, прекрасно понимаем всю условность театрального действа, невзирая на жанры, будь то реалистичная пьеса о жизни, историческая драма или приключение, лирическая комедия или, наоборот, трагедия… И происходит поразительное сотворчество зала и сцены, объяснить словами которое никак не получится, да и не нужно. В этом и заключается та самая волшебная сила искусства. Мистические условности спектакля «Марьино поле» из зашифрованных художественных образов превращаются в наши реальные эмоции. Мы горячо сопереживаем трем странным, хотя и вполне обычным с виду бабушкам. С улыбкой наблюдая за привычными, шутливо-ворчливыми перепалками стареньких подружек, мы понимаем, что они и жить-то друг без друга не могут: навеки повязала их безжалостная судьба посреди этого русского поля… Мария, Прасковья и Серафима беззлобно бранятся между собой, выдерживая сложившийся уклад бабьего царства, а вокруг и над ними веет незримое облако непобедимой любви. И даже неизбежное разочарование конечности пути не может ничего поделать с этими великими русскими бабами.

Стоит обязательно отметить очень необычную работу в этом спектакле актрисы Анастасии Поделякиной, героиня которой при всей своей опять-таки сказочной особости не затерялась среди колоритных бабушек. Роль совсем небольшая, но образ получился поразительный, в тон всей этой мистической истории. Здесь в помощь основному актерскому ансамблю гармонично потрудилась вся команда. И романтическая «фоновая» группа исполнителей «без слов», и продуманная легкая хореография, и выдержанное в духе спектакля внешнее оформление, в том числе музыкальное. Этот присущий нашему театру замечательный командный дух умело и бережно поддерживает и продолжает в каждой новой постановке Ирина Баранникова, причем наполняя спектакль и собственным, личным неповторимым вдохновением. А команда отлично чувствует своего командира, следуя намеченному маршруту. Много смысловых и духовных подтекстов в этом спектакле, а еще больше в нем – искренности и теплоты, словно само русское поле согревает нам души.

На выходе из театра нечаянно услышала в беседе двух молодых ребят такой отзыв: визуал хороший… Это словечко и царапнуло своей облегченной снисходительностью, и одновременно порадовало очевидным неравнодушием. Захотелось предположить, что за «хорошим визуалом» парни смогли увидеть и почувствовать нечто бОльшее и важное. Дорогое всем нам и близкое, как вечная русская бабушка в платочке…