20:55, 24 апреля 2025 года

Доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае за 2024 год

Информирование о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае (далее - Уполномоченный) за 2024 год осуществляется в форме ежегодного доклада, который направляется Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Губернатору Ставропольского края, в Думу Ставропольского края и Общественную палату Ставропольского края.

Представленный доклад содержит сведения о качественных и количественных показателях, характеризующих результаты деятельности Уполномоченного, а также состояние дел в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Ставропольского края и предложения о совершенствовании правового положения субъектов предпринимательской деятельности на территории края в части, относящейся к компетенции Уполномоченного.

Распоряжением Губернатора Ставропольского края Сергей Владимирович Шишов назначен исполнять обязанности Уполномоченного с 02 сентября 2024 года.

До настоящего времени не утверждена кандидатура Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте Российской Федерации, что не позволяет Уполномоченному в Ставропольском крае (как и другим региональным Уполномоченным с аналогичным статусом ВРИО) в полной мере реализовать свои полномочия.

Взаимодействие Уполномоченного с органами власти и общественными объединениями осуществляется сразу в нескольких формах:

- участие Уполномоченного в работе коллегиальных экспертных, совещательных и консультативных органов при органах власти (в 2024 году Уполномоченный вошел в состав и активно участвует в работе 22 таких органов);

- проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов предпринимательской деятельности (в 2024 году Уполномоченному поступило 285 уведомлений о проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов. По каждому из таких уведомлений институтом Уполномоченного проведена соответствующая работа);

- проведение рабочих встреч/совещаний с руководством различных государственных и муниципальных органов и ведомств;

- участие представителей органов власти в мероприятиях, проводимых Уполномоченным.

Также Уполномоченный принимает участие в заседаниях Правительства Ставропольского края, приглашается на заседания Думы Ставропольского края и ее комитетов, где выступает с позицией по вопросам, затрагивающим интересы предпринимателей.

В 2024 году (в период с сентября по декабрь) подписаны соглашения о взаимодействии с:

- Западным межрегиональным следственным управлением на транспорте Следственного комитета Российской Федерации;

- Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю;

- Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольском краю;

- Министерством сельского хозяйства Ставропольского края;

- Ставропольским региональным объединением Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

Также большое внимание уделяется проведению обучающих мероприятий. За период с сентября по декабрь 2024 года проведено 5 таких мероприятий.

Качественную поддержку в этом вопросе Уполномоченному оказывают общественные представители в муниципальных (городских) округах, а также по направлениям, эксперты pro bono, члены Экспертного совета.

В настоящее время продолжается работа по согласованию и назначению общественных представителей. Так, уже назначены общественные представители Уполномоченного по направлениям:

- в сфере налоговых правоотношений;

- в области патентного права;

- в сфере земельных правоотношений и кадастровой оценки;

- в сфере договорного и корпоративного права;

- в сфере государственных закупок;

- по вопросам технической и пожарной безопасности;

- по правовым вопросам;

и по территориям:

- на территории Кавказских Минеральных Вод;

- в городе Кисловодске.

Взаимодействие Уполномоченного с общественными объединениями осуществляется на следующих площадках:

- Экспертный совет и рабочие группы при Уполномоченном;

- коллегиальные органы и межведомственные рабочие группы при органах государственной и муниципальной власти;

- систематические рабочие встречи по актуальным вопросам и проблемам, затрагивающим интересы предпринимательского сообщества.

Оценку условий осуществления предпринимательской деятельности предлагается начать с представления результатов опроса, проведенного в конце 2024 года совместно с аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Среди наиболее актуальных проблем респонденты выделили: рост ставки по кредитам, дефицит кадров и растущие зарплаты персонала, рост налоговой нагрузки, неопределенность экономической ситуации.

При этом состояние российской экономики большинство опрошенных оценило как удовлетворительное, стабильное (60,2%). При этом 17,7% считает, что состояние экономики плохое и впереди полномасштабный кризис.

В производственном секторе подавляющее большинство респондентов (почти 70%) отмечает ускорение динамики развития, но средними темпами.

Общие сведения о количестве субъектов предпринимательской деятельности в Ставропольском крае (без учета самозанятых)

По итогам анализа данных, предоставленных ФНС, отмечается позитивная тенденция прироста количества предпринимателей по итогам 2024 года, как и годом ранее.

За последний год субъектов предпринимательской деятельности стало больше на 4854 (в том числе количество юридических лиц увеличилось на 444, индивидуальных предпринимателей - на 4410). В итоге достигнута отметка в 109 221 субъект предпринимательской деятельности.

Также в Докладе представлены данные Северо-Кавказстата. Они несущественно отличаются ввиду особенностей статистического учета.

При этом отмечается негативная тенденция по миграции субъектов предпринимательской деятельности (превышение количества выбывших в другие регионы России юридических лиц над количеством прибывших в Ставропольский край).

В целях оценки общего количества экономически активного населения, прямо или косвенно занятых в сфере предпринимательской деятельности, представляется необходимым также обозначить, что в крае существенно выросло количество самозанятых - 213,8 тыс. человек по состоянию на 01 января 2025 года, из них зарегистрировано в 2024 году 74,3 тыс. человек.

Рассмотрение обращений

Одним из основных направлений деятельности Уполномоченного является работа с обращениями предпринимателей.

В адрес Уполномоченного в 2024 году поступило 75 письменных обращений, из них: 12 - уголовно-правового и 63 - административно-правового характера.

Также рассмотрено более 1000 устных обращений. Все обратившиеся получили квалифицированную консультацию.

Содержание поступивших обращений:

Уголовное преследование - 16%.

Противоправные действия/бездействие ОГВ, ОМС, правоохранительных органов - 15%.

Проблемы, связанные с получением в аренду/собственность земли/недвижимости, продлением договоров аренды, изменением арендной платы - 12%.

Несовершенство законодательства/ необходимость упрощения процедур - 12%.

Иные обращения, в том числе консультационного характера - 11%.

Гражданско-правовые споры - 8%.

Проблемы, связанные с организацией нестационарной торговли - 5%.

Нарушения/проблемы в сфере государственных (муниципальных) закупок - 5%.

Создание препятствий предпринимательской деятельности - 5%.

Нарушения при проведении проверок/ необоснованное привлечение к административной ответственности - 4%.

Нарушения в сфере налоговых правоотношений/ взаимодействие с налоговыми органами - 4%.

Завышенная стоимость услуг по вывозу ТКО - 1%.

Жалобы на организации естественных монополий - 1%.

Следует обратить внимание - по итогам рассмотрения 54% письменных обращений не установлено нарушений прав заявителей органами исполнительной власти и надзорным ведомством. Во всех иных случаях права и законные интересы заявителей были полностью или частично восстановлены.

По итогам рассмотрения обращений в 2024 году институт Уполномоченного смог добиться следующих положительных результатов:

•существенного снижения штрафных санкций в отношении субъектов предпринимательской деятельности Ставропольского края (результат системного взаимодействия с органами контрольной (надзорной) деятельности);

•отмены постановления об избрании в отношении субъектов предпринимательской деятельности меры пресечения в виде заключения под стражу/смягчения ранее избранной меры пресечения;

•устранения нарушений процессуального законодательства при производстве по уголовным делам, при осуществлении доследственной проверки;

•устранения нарушений, допущенных при проведении прокурорской проверки;

•возвращения ранее арестованного имущества/отмены обеспечительных мер;

•отмены решения антимонопольного органа о включении в Реестр недобросовестных поставщиков;

•признания незаконным решения муниципального органа о прекращении деятельности субъекта предпринимательской деятельности;

•признания незаконными решений об исключении торгового объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов, об отказе в продлении договоров на размещение нестационарных торговых объектов;

•устранения административных барьеров/волокиты при предоставлении государственных/ муниципальных услуг;

•устранения нарушений при организации/исполнении государственных контрактов;

•привлечения к дисциплинарной, административной ответственности должностных лиц;

•продления срока аренды/предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности;

•другое.

СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ РЕШЕНИЮ

Проверки/контрольно-надзорная деятельность

В целях оценки результатов контрольно-надзорной деятельности на территории Ставропольского края Уполномоченным были систематизированы соответствующие данные, запрошенные у органов федерального, регионального и муниципального контроля (надзора).

При этом следует отметить, что общая картина оказалась неполной и несколько искаженной в связи с отсутствием отдельных (ключевых) данных по линии Роспотребнадзора за 2022 и 2023 годы в связи с особенностями ведения карточек статистического учета, имевшихся до 2024 года.

По итогам 2024 года общее количество проведенных проверок (плановых и внеплановых) выросло и составило 3466. В сравнении с 2023 годом рост составил 22%, если не учитывать данные по Роспотребнадзору и 43% с учетом сведений по Роспотребнадзору.

В Докладе представлены количественные значения плановых и внеплановых проверок по видам контроля в динамике за последние 3 года.

Данные по количеству проведенных административных расследований показывают более значительный рост: федеральные - на 260%, а региональные - на 112%.

При весьма значительном росте количества наложенных административных штрафов по итогам проведенных проверочных мероприятий (+137%) общий размер наложенных административных штрафов снизился на 80,4% и составил 74,2 млн рублей. Для сравнения в 2023 году общий размер штрафов составил 377,8 млн рублей.

Из полученных данных можно выделить лидеров среди органов федерального контроля по количеству проверок (с цифрами Вы можете ознакомиться в Докладе): Управление Роспотребнадзора по СК, ГУ МЧС России по СК, Кавказское управление Ростехнадзора, Северо-Кавказское межрегиональное управление Россельхознадзора.

Среди органов регионального контроля можно выделить 3 лидеров (по количеству внеплановых проверок): Министерство строительства и архитектуры СК, Управление Ставропольского края - государственная жилищная инспекция, Министерство экономического развития СК.

При этом плановые проверки данными органами не проводились.

По муниципальному контролю околонулевые значения.

В целом по количеству проверок, проведенных в отношении субъектов предпринимательской деятельности органами прокуратуры Ставропольского края, сохранился уровень 2023 года - около 700. При этом отмечается такая же тенденция: при росте количества наложенных штрафных санкций (с 285 до 362) общий размер штрафов существенно снизился (с 42,4 до 16,7 млн рублей) и увеличилось количество предупреждений.

Налоговый контроль

Общее количество проверок:

камеральных проверок - 715 327 (в 2023 году - 669 656), из которых по итогам 32 432 проверок выявлены нарушения (в 2023 году - по итогам 30 729 проверок были выявлены нарушения);

выездных проверок - 17 (в 2023 году - 39), из которых по итогам 17 проверок выявлены нарушения законодательства (в 2023 году - по итогам 39 проверок были выявлены нарушения).

Общая сумма доначисленных платежей (включая налоговые санкции и пени) снизилась почти в 4 раза и составила - всего в 2024 году 0,9 млрд руб. (в 2023 году - 3,5 млрд руб.), из которых:

- по итогам выездных проверок - 0,27 млрд руб. (в 2023 году - 1,9 млрд руб., в 2022 году -1,6 млрд руб.);

- по итогам камеральных проверок - 0,63 млрд руб. (в 2023 году - 1,6 млрд руб., в 2022 году - 1,5 млрд руб.).

Общая сумма налоговых санкций также заметно снизилась - всего в 2024 году 148,9 млн руб. (в 2023 году - 239,0 млн руб., в 2022 году - 976,7 млн руб.), из которых:

- по итогам выездных проверок - 27,0 млн руб. (в 2023 году - 74,6 млн руб., в 2022 году - 583,9 млн руб.);

- по итогам камеральных проверок - 121,9 млн руб. (в 2023 году - 164,4 млн руб., в 2022 году - 392,8 млн руб.).

Предложения:

- механизм согласования всех проверок с прокуратурой;

- продолжение процедуры обнуления устаревших нормативных требований;

- введение дифференциации для всех штрафных санкций по категориям бизнеса (микро, малый, средний, крупный);

- предупреждение для первого нарушения (на практике, как правило, не применяется).

Предложения (наряду с традиционными):

- создание бесплатных сервисов на федеральном уровне для формирования и отправки отчетностей и необходимых документов с возможностью предварительной автоматической проверки загруженных сведений;

- в части регламентации проведения анализа, испытаний и исследования стоков: создание таблицы-сметы стоимости этих работ и их содержание (с возможностью применения региональных коэффициентов);

- введение процедуры консервации малых предприятий.

Уголовное преследование предпринимателей

Общая статистика по уголовному преследованию предпринимателей, представленная 3 ведомствами, к полномочиям которых отнесена данная сфера: ГУ МВД России по СК, СУ СК РФ по СК и Северо-Кавказское таможенное управление.

Из подробных таблиц, представленных в Докладе, видно, что в 2024 году в сравнении с 2023 годом снизилось как общее количество субъектов предпринимательской деятельности, в отношении которых были возбуждены уголовные дела, так и общее количество возбужденных уголовных дел.

При этом есть небольшой рост количества уголовных дел по признакам нарушения налогового законодательства.

Проблемные аспекты в вопросе уголовного преследования СПД:

- неверная (или ошибочная) квалификация преступлений;

- возбуждение уголовных дел по факту (а не в отношении конкретных лиц), что существенно ограничивает возможность реализации процессуальных прав заинтересованными лицами;

- искусственное затягивание производств по уголовным делам;

- подмена гражданско-правовых отношений уголовно-правовыми;

- статья 210 УК РФ как фактор дополнительного давления на фигурантов уголовного дела;

- отсутствие ответственности за необоснованное уголовное преследование предпринимателей.

В докладе также представлены сведения по уголовным делам по статьям:

169 УК РФ (Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности),

200.4 УК РФ (Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд),

ч. 3 ст. 299 УК РФ (Незаконное возбуждение уголовного дела в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности).

В Ставропольском крае нет статистики возбуждения уголовных дел по данным статьям. К сожалению, еще раз констатируем отсутствие «встречной» ответственности должностных лиц в случае злоупотребления своим правом в отношении субъектов предпринимательской деятельности.

По итогам системного анализа действующего законодательства экспертами Уполномоченного подготовлены предложения по внесению соответствующих изменений, направленных на ужесточение ответственности должностных лиц по производствам в отношении субъектов предпринимательской деятельности.

В частности, предлагается внести изменения в:

1. Уголовный кодекс РФ: предусмотреть в статье 299 УК РФ ответственность за согласование незаконного возбуждения уголовного дела, а также за утверждение незаконного возбуждение уголовного дела.

2. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: дополнить статью 37 новым основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя - привлечение к административной ответственности по статье 19.6.1.1 КоАП РФ (Несоблюдение уполномоченными лицами требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле) более 2 раз в течение последних 12 месяцев.

3. КоАП РФ: дополнить статьей 19.6.1.1. «Несоблюдение должностными лицами налоговых органов положений Налогового кодекса Российской Федерации.».

Установить административную ответственность за нарушения со стороны должностных лиц налоговых органов, которые приводят к ущемлению прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов или иных лиц, а также к неисполнению обязанностей, предусмотренных НК РФ.

Примеры нарушений, подпадающих под статью:

- неправомерное доначисление налогов, отмененное вышестоящим органом или судом;

- ненадлежащее рассмотрение жалоб налогоплательщиков;

- нарушение сроков проведения налоговых проверок или оформления их результатов;

- необоснованное применение мер принудительного взыскания.

Более подробная информация изложена

в Докладе.

Налоги

1. Налог на профессиональный доход

Предлагается индексировать предельную сумму годового дохода плательщиков налога, увеличив ее с 2,4 млн до 10 млн. То есть фактически актуализировать данный показатель с учетом изменившихся финансово-экономических реалий.

2. Упрощенная система налогообложения

В Ставропольском крае действуют максимально возможные ставки УСН, предусмотренные НК РФ - «Доходы» 6%, «Доходы минус расходы» 15%.

Предложение: Установление налоговой ставки по базе «доходы» не более 3%, по базе «доходы минус расходы» не более 7,5%.

3. Налог на добавленную стоимость

Включить в Перечень товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев, «строительство школ, детских садов и больниц» (сноска <*> указанного Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2006 года № 468).

В пункте 4 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации исключить слово «физических» (при определении налоговой базы при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки).

Положительный экономический эффект от реализации указанных предложений:

•стимулирование роста количества малого и среднего предпринимательства,

•легализация теневого сектора экономики,

•миграция субъектов предпринимательской деятельности из других регионов.

Дефицит кадров и сфера трудоустройства

1. Проблемы, возникающие при найме на работу самозанятых граждан

Законодательство РФ позволяет индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам привлекать самозанятых граждан для выполнения определенных работ. Однако достаточно низкий уровень правовой грамотности и информированности предпринимателей (особенно это касается малого бизнеса) приводит к тому, что при привлечении к выполнению услуг самозанятых граждан в подобных отношениях прослеживаются признаки трудовых отношений, что влечет за собой штрафные санкции со стороны ФНС и Государственной инспекции труда.

Предложение: организовать широкую информационную кампанию с привлечением профильных министерств и иных органов государственной власти по разъяснению предпринимателям специфики оформления отношений с самозанятыми гражданами.

2. Дефицит кадров в промышленности

В условиях дефицита рабочих и инженерных специальностей крупные предприятия еще на этапе подготовки «разбирают» специалистов. Для свободного рынка рабочих специальностей не остается, и малый бизнес продолжает испытывать острую нехватку кадров. Кроме этого, существует потребность в подготовке специалистов, владеющих современными способами организации производства. Проблема осложняется отсутствием у образовательных учреждений необходимой технической базы.

Предложение: необходимо более активно включать предприятия малого и среднего бизнеса в программу «Профессионалитет».

Разработать механизмы привлечения ресурсов малого и среднего бизнеса для прохождения производственной практики, сформировать краевой реестр предпринимателей, готовых предоставить возможность для прохождения практики или проведения занятий на своей производственной базе.

Совершенствование регулирования

в сфере строительства

1. Расширение полномочий СРО в обеспечении гарантий

Предоставить саморегулируемым организациям (СРО) право обеспечения заявок и исполнения контрактов для членов СРО при участии в торгах по 44-ФЗ и 223-ФЗ (в рамках тендерной гарантии) в отношении госконтрактов стоимостью до 90 млн рублей (первый уровень ответственности). Использование компенсационных фондов СРО сократит расходы и сроки получения гарантий по сравнению с банковскими инструментами, сохранив за компаниями право выбора источника обеспечения.

2. Адаптация к росту стоимости строительных ресурсов

В связи с ростом цен на стройматериалы предлагается распространить действие Постановления Правительства РФ от 09 августа 2021 года № 1315 на контракты, заключенные начиная с 2021 года, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия), для пересчета их стоимости с учетом инфляции. Факторы подорожания: высокая инфляция, курсовая нестабильность, санкции, транспортные и логистические издержки, дефицит кадров, рост тарифов на энергоресурсы.

3. Стимулирование добросовестной конкуренции

Для повышения качества и сроков выполнения работ целесообразно увеличить долю конкурсных процедур (вместо аукционов) при выборе подрядчиков. Конкурсы позволяют оценить профессиональные, технические и финансовые возможности участников, что соответствует целям саморегулирования.

4. Оптимизация работы с эскроу-счетами

Внедрение поэтапного раскрытия эскроу-счетов (с оплатой по завершении этапов работ) минимизирует риски застройщиков и заказчиков, снизит коммерческие риски и увеличит оборотные средства исполнителей.

Сфера охранных услуг

1. Занижение начальной максимальной цены контракта (НМЦК) при закупке охранных услуг учреждениями социальной сферы

Заказчик в лице учреждений социальной сферы (чаще всего учреждения образования) изначально формирует заниженную НМЦК контракта на закупку охранных услуг, которая не позволяет даже покрыть расходы на уплату налогов и оплату труда сотрудников в размере минимальной заработной платы, установленной в регионе. Кроме того, заказчик при расчете НМЦК не учитывает требования 45 Приказа Росгвардии.

Такая ситуация приводит к тому, что добросовестные предприниматели не могут позволить себе принять участие в торгах, а конкурс выигрывают недобросовестные компании, которые допускают массу нарушений как в части трудового и налогового законодательства, так и в части качества услуг.

Предложение: провести работу с заказчиками в лице руководителей учреждений социальной сферы края по разъяснению порядка формирования НМЦК в соответствии с 45 приказом Росгвардии.

2. Низкое качество оказания охранных услуг на объектах социальной сферы

При проведении торгов в соответствии с условиями, определенными 44-ФЗ, до окончания процедуры нет возможности оценить квалификацию участника торгов, его деловую репутацию и его соответствие всем установленным законом требованиям. В этой связи возникает ряд проблем:

1) Организация не соответствует установленным законом требованиям (отсутствие квалифицированного персонала с необходимыми свидетельствами и удостоверениями, отсутствие технических средств и т.д.), а заказчик может оценить это только после проведения торгов, что усложняет дальнейшее взаимодействие, и при выявлении несоответствия возникает необходимость проводить конкурсные процедуры заново.

2) Выигрывает организация, имеющая низкую деловую репутацию и находящаяся далеко за пределами Ставропольского края, что затрудняет коммуникацию заказчика с исполнителем.

В связи с ростом цен на стройматериалы предложено распространить действие Постановления Правительства РФ от 09 августа 2021 года № 1315 на контракты, заключенные с 2021 года, для пересчета их стоимости с учетом инфляции. Факторы подорожания: высокая инфляция, курсовая нестабильность, санкции, логистические издержки, дефицит кадров, рост тарифов на энергоресурсы.

Предложение: проведение закупок охранных услуг в форме открытого конкурса. Наряду с предлагаемой ценой можно оценить исполнителей по дополнительным критериям: соответствие требованиям, установленным законом в отношении ЧОП, наличие материально-технической базы, деловая репутация, опыт оказания подобных услуг и т.д.

Проблемы и риски, связанные

с бездействием в вопросе инвентаризации и обслуживания газораспределительных сетей

Уклонение муниципальных органов Ставропольского края от принятия на баланс и обслуживания бесхозяйных газораспределительных сетей.

Данный факт создает риски для газораспределительных организаций, осуществляющих транспортировку газа, так как действующий тариф не включает расходы на содержание не принадлежащих организациям сетей, а также сетей, имеющих признак бесхозяйных. Согласно ст. 225 ГК РФ, газораспределительная организация не обязана принимать бесхозяйные объекты в собственность.

К сведению: по имеющейся информации, в настоящее время на территории эксплуатационной ответственности газораспределительной организации, осуществляющей транспортировку газа в Ставропольском крае, находится 120 км бесхозяйных сетей.

Законодательные обязанности органов

местного самоуправления:

1) выявление, постановка на учет, оформление бесхозяйных сетей входят в компетенцию муниципалитетов (федеральное законодательство об энергосбережении, муниципальные программы);

2) органы МСУ обязаны обеспечивать определенные виды безопасности (ФЗ № 390 «О безопасности»).

Кроме того: Губернатор Ставропольского края систематически обращает внимание муниципалитетов на необходимость оперативного решения данного вопроса. Однако в ряде округов (например, в Курском МО) проблема длительное время сохраняется.

Возможные последствия и риски бездействия:

•необоснованное нарушение требований к опасным производственным объектам;

•повышение риска аварий, приостановки подачи газа, в т.ч. на социальные объекты;

•необоснованные убытки субъектов предпринимательской деятельности, связанные с демонтажом/переносом торговых и иных коммерческих объектов, установленных в зоне ранее неучтенных газораспределительных сетей.

Требуемые меры:

•более качественное взаимодействие исполнительных органов Ставропольского края с соответствующими муниципальными органами в целях оказания методической помощи в вопросе организации работы по постановке бесхозяйных сетей на учет и их содержанию в соответствии с нормами безопасности;

•инициирование при необходимости прокурорской проверки в отношении муниципалитетов, не исполняющих требования действующего законодательства по организации обслуживания бесхозяйных газораспределительных сетей.

Маркировка минеральной воды

и безалкогольных напитков

Отсутствие разъяснений - что будет с продукцией, произведенной до 01 марта 2025 года.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 841 участники оборота упакованной воды предоставляют оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, сведения о кодах идентификации, и (или) кодах идентификации групповых упаковок, и (или) кодах идентификации транспортных упаковок в рамках сделок, предусматривающих переход права собственности на данную продукцию, в рамках договоров комиссии и (или) агентских договоров (поэкземплярная прослеживаемость) 01 марта 2025 года. При этом отсутствуют разъяснения относительно правовой судьбы продукции, произведенной до 01 марта 2025 года, введенной в гражданский оборот и хранящейся на складе, но без агрегированных кодов идентификации, обязательные требования по которым вступают в силу только с 01 марта 2025 года.

Предложение: необходимо внесение уточнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 841 в части регламентации порядка предоставления соответствующей информации о продукции, произведенной до 01 марта 2025 года.

Промышленная кооперация

и поиск партнеров для решения

производственных задач

Отсутствует полноценное специальное законодательное регулирование данного процесса. Стороны производственной кооперации используют инструменты договорных отношений, предусмотренные гражданским законодательством, что не всегда соответствует природе отношений производственной кооперации.

Это также влечет за собой отсутствие мотивации исполнителей на полноценное участие в цепочке сделок для достижения совместной цели всех участников кооперации. Возникает риск невыполнения участниками обязательств и возникновения конфликта интересов у участников кооперации в процессе создания продукта. Осложняется также нежеланием исполнителя брать коллективную ответственность за общий результат.

Предложение: необходимо создание полноценной нормативно-правовой базы как на федеральном, так и на региональном уровне.

Проблемы развития племенного

животноводства

Ветеринарные правила проведения регионализации территории Российской Федерации как фактор, препятствующий развитию племенного животноводства.

Данные ветеринарные правила утверждены Приказом Минсельхоза России от 14 декабря 2015 года № 635 - документом, принятым преимущественно в целях поддержания статуса Российской Федерации как страны, свободной от ящура без вакцинации зоной, присвоенного Всемирной организацией охраны здоровья животных (Международное эпизоотическое бюро, МЭБ) в целях, как предполагалось, способствования развитию экспортного потенциала агропромышленного комплекса страны.

Однако необходимость соблюдения требований МЭБ, фактически контролируемой недружественными странами, в значительной степени препятствует развитию внутри Российской Федерации в том числе племенного животноводства.

В частности, значимой проблемой является введение запрета по перемещению сельскохозяйственных животных с вакцинацией против ящура в субъекты без вакцинации (благополучную зону).

Как итог:

• негативная экономическая ситуация в племенных организациях Ставропольского края;

• создание необоснованных препятствий для перемещения и реализации продукции между субъектами РФ;

• значительные ограничительные факторы в части размеров племенных продаж, что ставит под сомнение экономическую целесообразность разведения племенного скота.

Предложение: отмена данного требования для племенных хозяйств в целях возможности реализации племенных животных в субъекты благополучной зоны, не осуществляющие вакцинацию поголовья.

Полная версия Доклада размещена на сайте Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае по адресу: https://ombsk.biz/ в разделе «Документы», подраздел «Доклады».

«Доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае за 2024 год»
Газета «Ставропольская правда»
25 апреля 2025 года