Ставропольский психолог рассказала об особенностях современных отцов
Психологи и педагоги все активнее говорят о равенстве мужчин и женщин в воспитании детей. При этом в нашей стране при частичной трансформации гендерных ролей ценности остаются традиционными: формируются критерии адекватного партнерского сотрудничества родителей - мам и пап. Практикующий психолог, президент Международной ассоциации практической психологии Лилия Богуцкая ответила на вопросы корреспондента «СП» о том, как и почему меняется портрет современного отца.
- Каков современный отец? Чем он отличается от предыдущих версий?
- Для начала стоит вспомнить, что есть традиционный вариант, при котором женщина находится в личном пространстве - дома, бережет очаг, а мужчина в общественном - на войне, охоте, в поисках мамонта. Так изначально распределились гендерные роли. Годами сложилось, что традиционный тип отца показывает дорогу в большой мир, но при этом он всегда был далеким, не включенным. Это правило и жесткая система. Но мир меняется: отцы становятся более включенными в процесс воспитания. Как психолог скажу, что теперь ребенок воспитывается в партнерстве с женщиной, и эта тенденция очень хороша. Даже врачи сейчас говорят о том, что появилось много отцов, которые берут больничные, для того чтобы ухаживать за ребенком. Папы, которые включены в процесс общественной жизни, например председатели родительских комитетов, находятся в зоне ответственности за ребенка, реализуются очень хорошо. Они становятся ближе и контактнее с ребенком.
- Почему отцовство начало развиваться по непривычному пути? И насколько это интенсивно происходит?
- Процессы изменений, которые видимы в социальных ролях отца и матери, действительно ощутимы, но их темпы не пугающие. Тенденция коррелирует со всеми теми процессами, которые происходят в мире: женщина становится реализованной в профессиональном плане, она зарабатывает деньги наравне с мужчиной. В результате происходит партнерство в решениях без опоры на гендерность, и, по моему мнению, это тенденция хорошая. Если хотите, это продукт эволюции, в этом нет ничего страшного. Нет же универсальной модели отца. Каждый выбирает свою программу, свои семейные ценности. От этого отталкиваемся.
- Какие прогнозы? Нет опасений, что гендерные роли поменяют полюса в негативных смыслах?
- Если тенденция когда-нибудь и поменяется, то это будет требованием мира и общества. Системы координат мужественности и женственности формируются внутри общества. Есть у нас отличия физические, но ментально наш мозг не отличается. Мы движемся к партнерству и к выбору тех паттернов, которые будем использовать в воспитании. Роли матери и отца должны быть, и это лучшее, что можно пожелать для системы семьи, материнства, отцовства и детства.
- Исходя из вашей профес-сиональной практики, что можете сказать об отношении матерей к новому веянию - росту интереса отцов к воспитанию детей?
- С профессиональной точки зрения скажу, что это очень здорово, очень классно. Это то самое партнерство, которое дает ребенку уверенность в своих силах, обеспечивает становление личности в правильном ключе с психологической точки зрения, делает растущего человека цельным, который получил и принятие от матери, и доступ к миру от отца.
Однако у самих мам реакция на сегодняшний процесс часто острая. У них присутствует страх: как доверить? И здесь важна просветительская работа о необходимости роли отца в жизнь ребенка. У него с сыном или дочерью своя история, которая может не вычищаться идеальными представлениями матери. Ребенок должен справляться с системой общения с отцом. Но крайне важно, чтобы у мамы и папы была единая система воспитания. Они должны договариваться о каких-то важных ценностных ключевых моментах. Даже если говорить в целом о системах воспитания, и демократическая, и жесткая работают гораздо лучше, чем непоследовательная, когда и мама, и папа тянут чадо по своим углам, что-то доказывая друг другу, а ребенок при этом не может найти общую стратегию воспитания. Он должен видеть разные стили воспитания, но его единство - обязательная мера. Ценности должны быть едины. Сейчас акцентирую внимание именно на этом.
В своей практике я очень люблю следующее упражнение: мама пишет пять ценностей, по ее мнению, важных для построения семьи, которые она транслирует детям; и то же самое делает отец. Потом пара сверяется. Есть ли точки соприкосновения? Есть ли совпадения в том, что они транслируют детям? Если ребенок старше девяти лет, то ему тоже можно предложить задание: он должен составить список ценностей, которые, как ему кажется, значимы в его семье. Интересный момент: маме и папе часто кажется, что они за поддержку традиции, а ребенку, что самое важное в жизни - купить телефон последней марки. Почему так происходит? Вот лучше всего на это держать фокус, а не на соперничество в фигурах и выявление промахов друг друга.
- Какие роли выполняют мама и папа в формировании личности? Какие они должны нести и выполнять задачи для правильного формирования личности?
- Роли можно разделить так: мама - принимающая, поддерживающая. Отеческая роль - структурирующая. Эрих Фромм справедливо замечает, что отец - это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в большой мир. И разумный отказ от резких рамок мужественности дает возможность развиваться мужчине как отцу, нужному детям, - стать именно той фигурой, которая становится проводником в мир, который хорошо принимает. Папа ответственен за связь с внешним миром.
Вместе с тем отец - гарант безопасности. Гуляет в социальных сетях картинка, где папа-мышь ведет своего мышонка за собой. Малыш недоуменно спрашивает: «Папа, ты же говорил, что здесь опасно?!». А на изображении мы видим, что тот самый папа-мышь собрал на свой хвост гроздь мышеловок. Отец забирает опасности и позволяет быть уверенным в себе ребенку, а мама всегда готова принять его в любой ситуации. Папа обеспечивает безопасность и дает дорогу и маме тоже. Вместе с тем помогает им выйти из симбиоза, который природа создала с рождения. Появляющаяся дистанция помогает правильно развиваться ребенку.
Подчеркну, что примерно с трех-четырех лет ребенку пора выходить из созависимых отношений с матерью. И тут вступает в дело отец. Пришло время ему поработать: дать модель поведения в обществе, научить принятым в нем правилам. Именно отец будет объяснять, что хорошо, а что плохо, знакомить с внешним миром через общие дела. Для детей любого пола папа - авторитет, олицетворение закона и порядка. Мы понимаем, что каждая мама говорила и продолжает говорить: «Вот папе расскажу». И это нормально. Могут быть и перевертыши, где мама - носитель порядка, а папа более мягкий. Это тоже приемлемо, тем более что в российской практике мама часто остается одна с ребенком и ей приходится структурировать в себе образы и папы, и мамы.
Кейс из моей практики: женщина рожает первого ребенка. Супруг звонит и спрашивает: как себя вести? Я говорю: «Сейчас любить жену еще сильнее, чем раньше, а с ребенком чуть позже познакомишься. Года через три». И знаете, спустя годы я получила много слов благодарности от этой семьи.
- А если родители в разводе? Как поступать с дефицитом внимания одного из родителей?
- Это всегда интересная ситуация, где много злости и обид. И ребенок невольно вовлекается, становится неким выхлопом всего того, что накопилось у супругов. Дефицит будет, если ребенком манипулируют. Если мужчина и женщина решили развестись, то мамой и папой они быть не перестанут. И это нужно уяснить еще на старте бракоразводного процесса. Если развод здоровый, то мы говорим о том, что роли папы и мамы остаются и ребенок не испытывает дефицитов. В нашей практике чаще ребенок остается с мамой. А папа становится воскресным. И здесь, внимание: грубые шумные игры - папина привилегия, они должны быть. Это история про нормальное развитие моторики, речи, ориентацию в пространстве.
Для ребенка важны и мамы и папы. А вот обманные истории про папу-космонавта опасны. Дети в итоге не знают, на кого им ориентироваться.
Обращу внимание, что эмоциональное воспитание должно осуществляться именно мамами и папами, а не мамами и учителями. Папа показывает, как работает вся система мира, учит быть коммуникативным, а мама всегда зеркалит: говорит «ты классный, у тебя все получится».
- Где можно найти наставника для ребенка? По каким критериям выбирать, и насколько он может заменить архетип одного из родителей?
- Система наставничества - очень важная история, связанная с тем, что папа и мама ими остаются, но в младшем подростковом возрасте происходит активная интеграция в социум, когда идет адаптация к миру и нужен кто-то третий. Поэтому к 12-13 годам рекомендую для ребенка найти занятие, в котором он найдет для себя наставника, ментора, гуру, это может быть спортсекция, кружок. Сейчас даже сами подростки говорят: «Мне нужен наставник, мне нужно понимать свою систему координат». И даже заботливый папа здесь может не подходить. Должна появиться жесткая фигура, которая может резко отреагировать, но подросток не обидится на это, потому что знает, что в семье есть опора.
Наставник - человек , у кого можно узнать то, что у родителей почему-то не хочется. Родителям нужно понимать, что не все они видят, поэтому нужно воспитывать нормальный уровень доверия с ребенком и искать педагога, которому они тоже доверяют. Это большой труд со стороны мам и пап - найти секцию и человека, которые совпадали бы по ценностям, ориентирам. Иногда выбор падает не столько на вид досуга, сколько на хорошего человека с правильной системой ментальных координат. Ищут того, с кем будут не столько в шахматы играть, сколько говорить «за жизнь».
23 декабря 2023 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
