Интервью с директором Северо-Кавказского ФНАЦ: Как остановить пустыню
В последнее время на Ставрополье отмечается усиление экстремальности климата. С чем это связано и какими последствиями может обернуться для нашего региона, мы попросили рассказать директора Северо-Кавказского федерального научного аграрного центра Валерия Кулинцева.
- Валерий Владимирович, что вообще подразумевается под экстремальностью климата, какие параметры подходят под эти рамки?
- Все достаточно просто: она проявляется, как мы говорим, в росте частоты и вредоносности различных неблагоприятных явлений, таких как засухи, ливни, град и т. д. Это наглядно видно в последние годы, когда продолжительные засухи могут сменяться значительными выпадениями ливневых осадков в отдельных районах края. Так, например, в среднем по региону в декабре прошлого года выпало лишь 12 процентов осадков от нормы, в нынешнем январе – два, в то время как в феврале – 258, мае – 109 процентов.
- Как давно вообще ставропольские ученые ведут наблюдения за изменениями природы-матушки в крае?
- В нашем центре разработана информационно-аналитическая система «Агроклимат», в которой содержатся сведения об основных климатических показателях по всем 16 метеостанциям края за всю историю наблюдений. А это более чем 60-летний период. Основу системы составляют не только среднемесячные показатели температур и осадков, но и среднедекадные данные, что особенно важно для эффективного возделывания сельскохозяйственных культур, составления различного рода прогнозов. Это позволяет анализировать современные изменения климата, определять направления будущих изменений, искать годы-аналоги для прогнозирования урожайности.
- И каков главный «вердикт» ученых всем этим изменениям ставропольского климата более чем за полувековую историю края?
- Не очень радостный – продолжающаяся аридизация климата. Это уменьшение атмосферного увлажнения, увеличение повторяемости и интенсивности засух, особенно за 2013 - 2022 годы. По сравнению с многолетней климатической нормой отмечается рост среднегодовой температуры воздуха на 1,5 градуса, в то время как годовая сумма осадков снизилась на 14 миллиметров, или на три процента. Особенно интенсивно эти процессы происходят на востоке края.
- То есть, получается, становится жарче, а осадков выпадает все меньше?
- Да. Еще отчетливее это видно за полвека, когда среднегодовая температура в крае выросла на 1,55 градуса, причем основной прирост тепла отмечается в период январь-март и в летний период. Максимальный месячный прирост температуры зафиксирован в феврале - 3,9 градуса, а минимальный в сентябре - 0,4 градуса, и только в ноябре происходит снижение среднемесячной температуры на 0,7 градуса.
Причем за последнее десятилетие темпы прироста годовой температуры в крае увеличиваются и составляют 0,1 градуса в год, что в три раза (!) превышает темпы прироста за последние 50 лет.
- Но ведь у всего есть «оборотная сторона медали». В связи с повышением температур в крае можно пробовать возделывать и теплолюбивые культуры?
- Мы не исключаем расширение спектра возделываемых культур в связи с потеплением климата. В их числе чина, нут, сорго, хлопок, унаби, сафлор и другие.
Кроме того, все эти изменения климата, с одной стороны, благоприятны, особенно для выращивания озимых культур, поскольку рост температуры в январе-марте способствует раннему возобновлению весенней вегетации и, как следствие, росту продуктивности озимых зерновых культур. Однако повышение температуры летом вызывает опасение, поскольку может приводить к неблагоприятным явлениям, таким, как засухи, пыльные бури, снижение урожайности позднеспелых сортов подсолнечника и кукурузы.
Процессы эрозии и дефляции приводят к существенному недобору продукции, который может достигать одной трети, а то и больше. В денежном выражении край теряет как минимум около трех миллиардов рублей. Установлено, что каждый второй год в крае засушлив. Один раз в пять лет случаются сильные, в 10-15 лет – очень сильные засухи. Для края характерны и двух- и трехгодичные засухи, которые наиболее сильно подрывают его зерновое производство. Влагообеспеченность продолжает оставаться основным лимитирующим фактором развития сельскохозяйственного производства в крае.
Учитывая это, мы разработали несколько прогнозных моделей изменения суммы осадков на ближайшие десять лет. Наиболее вероятен один из трех сценариев, согласно которому годовая сумма осадков в крайне засушливой зоне региона снизится на 33 миллиметра, в засушливой – на 29, в зоне неустойчивого увлажнения – на 22, достаточного увлажнения – на 26. Земледелие придется вести еще в более засушливых условиях. На востоке края усилятся процессы опустынивания и деградации почвенного покрова, увеличится продолжительность и вредоносность засух.
- Да уж, не очень радостная картина будущего получается…
- К сожалению, да. Для повышения устойчивости производства зерна на Ставрополье необходима реализация мер по борьбе с опустыниванием, оптимизации объемов применения удобрений, соблюдению севооборотов, использованию засухоустойчивых сортов, адаптированных к неблагоприятным условиям, которые хорошо произрастают на деградированных землях.
- Валерий Владимирович, можно ли сегодня как-то обхитрить природу? Ведь ученым, как известно, не раз приходилось отвечать на ее вызовы, разрабатывая те или иные смелые решения. Что готова предложить по этому поводу ставропольская аграрная наука?
- Мы разработали систему земледелия нового поколения, отличительная особенность которой заключается в максимальной ее адаптации к почвенно-климатическим особенностям края. Она построена на принципах системности, адаптивно-ландшафтных подходах и разумной экологизации.
С учетом всех современных природно-климатических условий с использованием ГИС на базе свыше 1400 картосхем, графиков и была разработана новая система земледелия, внедрение которой будет способствовать развитию растениеводства и животноводства, сохранению почвенного плодородия, увеличению ежегодного производства условного зерна на 1,8 миллиона тонн.
Мы предложили изменение зонирования территории, которое стало более дифференцированным. Изменены границы четырех традиционных крупных агроклиматических зон, в рамках которых выделено девять подзон. Это позволяет избежать усредненных оценок природной среды, а детальный анализ климатических параметров, особенностей рельефа и состояния почвенного плодородия – разработать максимально адаптированные полевые, кормовые, почвозащитные и другие севообороты, технологии возделывания сельхозкультур.
Другой секрет – в оптимизации структуры посевных площадей, ее экологизации за счет расширения посевов зернобобовых, пожнивных, кормовых культур, в том числе многолетних трав в каждой подзоне, что будет способствовать рационализации использования пашни - уменьшению доли зерновых и расширению кормовых. Разработаны экологизированные севообороты.
Кроме того, уточнены ареалы различной эффективности возделывания озимой пшеницы, кукурузы, подсолнечника, ранних яровых колосовых, картофеля, что дает возможность хозяйствам повысить рентабельность производства этой продукции.
Наши селекционеры создали целую линейку высокопродуктивных адаптированных к условиям края сортов зерновых и кормовых культур. Они характеризуются высоким качеством продукции и способностью произрастать на эродированных, засоленных, легких и тяжелых по гранулометрическому составу почвах. Любой производитель, исходя из особенностей почвенного покрова своего хозяйства, может подобрать сорта для эффективного выращивания.
- Наш край входит в число 14 регионов страны, где происходит опустынивание земель. Как можно остановить этот процесс, в том числе и с помощью наработок ученых?
- В Ставропольском крае опустынивание в той или иной степени проявляется на площади около 805 тысяч гектаров. Особенно остро эта беда отмечается в четырех округах - Нефтекумском, Левокумском, Степновском и Курском. Опустынивание здесь сопровождается аридизацией климата, усилением деградационных процессов, в том числе развитием эрозии, дефляции, вторичного засоления и осолонцевания.
Улучшить ситуацию смогла бы высадка защитных лесополос. Без мелиорации в таких местах не обойтись. К слову, край не дорабатывает по объемам внесения удобрений, что также сказывается на эффективном плодородии почв.
В результате опустынивания и нерациональной антропогенной деятельности ухудшается состояние пастбищ, снижается плодородие почв, уменьшается биоразнообразие и продуктивность возделываемых культур. При сильной степени опустынивания происходит снижение урожайности сельхозкультур более чем на 50 процентов. Эта стадия может перерасти в необратимое опустынивание, при котором восстановление продуктивности становится экономически невыгодным в силу большой затратности мероприятий.
Происходит падение эффективности капиталовложений в сельское хозяйство, ухудшаются условия для жизни людей. В связи с этим необходимо принятие экстренных мер по борьбе с опустыниванием в восточных территориях края, корректировке площадей, требующих первоочередного улучшения, разработке типовых проектов, накоплению необходимых ресурсов: семян высокопродуктивных на деградированных землях многолетних трав, техники и оборудования.
При финансовой поддержке края Северо-Кавказский федеральный научный аграрный центр готов участвовать в разработке пилотных типовых проектов по борьбе с опустыниванием земель в восточных районах Ставрополья.
Нам есть что предложить, причем в российском масштабе. Речь идет о созданных стрессоустойчивых сортах трав, способных произрастать на малопродуктивных песчаных, засоленных и эродированных землях. Их использование позволит улучшить кормоемкость деградированных пастбищ и повысить нагрузку восточных пастбищ.
Так, совместная научно-техническая работа по борьбе с опустыниванием в Нефтекумском округе включает ряд важных мер, разработанных ставропольскими учеными. В их числе внедрение ресурсосберегающей технологии за счет создания кормового травостоя методом агростепей. Проект предусматривает несколько этапов. Это посев агростепной травосмеси на опытном поле близ аула Махмуд-Мектеб Нефтекумского округа, технологический контроль за состоянием посева в первый год жизни травостоя и мониторинг за ним во второй год.
Недавно здесь побывала делегация Федерального научного центра агроэкологии, комплексных мелиораций и защитного лесоразведения РАН, которая высоко оценила результаты нашей работы. В ходе встречи договорились о продолжении совместного научно-технического сотрудничества по изучению степных экосистем, их поддержанию и предотвращению утраты биоразнообразия путем мониторинга и восстановления природных травостоев с использованием ресурсосберегающих программ.
26 августа 2023 года