07:55, 12 сентября 2022 года

В центре Ставрополя музей-заповедник представил уличную выставку к Дню края

Новая уличная выставка открылась у главного фасада Ставропольского государственного музея-заповедника им. Г. Прозрителева и Г. Праве. Такие экспозиции за последние годы стали уже традиционными и популярными, периодически радуя жителей и гостей краевого центра разнообразными материалами по истории Ставрополья. Фотодокументальная баннерная выставка «Ставропольский калейдоскоп культур» подготовлена к Дню города Ставрополя и Ставропольского края.

Как отметила, открывая выставку, заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы музея Алла Макодзеба, в достаточно скромном выставочном пространстве сложно отразить полностью все многообразие культур народов. Понимая это, музейщики стремились сделать выставку позитивной, интересной, разноплановой. Над этим работала команда сотрудников трех отделов музея – этнографии, истории и экспозиционно-выставочной работы. Их коллективный труд теперь могут оценить жители и гости краевого центра, проходя у музейного здания. И это будет уже не просто прогулка, это будет встреча с самой Историей.

Лейтмотив экспозиции напрямую связан с Годом культурного наследия народов России, сказал заведующий отделом этнографии кандидат исторических наук Андрей Гордиенко:

- Ставрополье - многонациональный регион, здесь проживают потомки русских и украинских крестьян-земледельцев, горских народов Северного Кавказа, кочевых народов Предкавказья, Закавказья, греков - около 120 национальностей. Каждый народ сохраняет свой язык, традиции, культурную самобытность, что и нашло отражение в экспозиции.

Впечатляет своими героями и сюжетами подборка дореволюционных фотографий, представляющих национальные костюмы, музыкальные традиции, танцевальную культуру. Здесь, по словам А. Гордиенко, есть и вполне типичные снимки, выходившие массовыми тиражами как фотооткрытки, например армянка и кабардинка в праздничных костюмах. А есть и редкие эксклюзивные фото из фондов музея, такие кадры, как калмыцкая семья внутри юрты или играющие туркменские ребятишки. В фондах музея хранятся редкие альбомы по истории национальных школ кочевых народов, действовавших на территории Ставропольской губернии – калмыцкая, туркменская, ногайская. Наряду с чисто школьными сюжетами есть в альбомах и картины повседневной жизни этих народов, их традиционных жилищ. Сегодня они помогают воссоздать ныне кажущиеся экзотикой детали народной жизни столетней давности. Ряд фотографий показывает особую, глубинную связь Ставрополья со всем Северным Кавказом. Вот карачаевская семья Халиловых хоть и жила в соседней Кубани, но имеет к Ставрополю непосредственное отношение: представитель этой фамилии Саид Халилов – один из выпускников Ставропольской мужской классической гимназии. Гимназия эта по праву имела высочайший авторитет как учреждение, воспитавшее целую плеяду деятелей национальных культур, науки, общественного служения. Своеобразие музыкальной и танцевальной культуры народа эффектно выражает фото Грузинского любительского хора из Владикавказа, сформированного в Терской области. Не менее выразительны фигуры и лица черкесских детей, танцующих лезгинку.

Немало интересного можно увидеть и на стенде, посвященном народным ремеслам, ведь на Северном Кавказе издавна развивались самые разнообразные ремесла – изготовление тканей, ювелирных изделий, оружия, металлообработка. Примечательно, что наряду с познавательным историческим содержанием эти снимки отражают уже не парадную часть жизни, а повседневные трудовые заботы. Здесь мы видим и дагестанского мастера, изготавливавшего из меди традиционную посуду – кумганы, казаны, и мастеров, в совершенстве владевших искусством чеканки, чернения, инкрустации, работы на серебре. Вот колоритный дагестанский торговец деревянной посудой, сохраняющейся и в наши дни, вот кузнечных дел мастера и мастера по выделке шерстяных тканей. Все эти виды деятельности были распространены в регионе, а сегодня такие фото выступают в качестве красноречивых свидетелей того, какие умелые, трудолюбивые люди всегда жили на Ставрополье. Любопытен сюжет на фото с крестьянского хутора в Благодарненском уезде около села Воздвиженского: судя по всему, хозяин был богатым земледельцем, владел большим подворьем с наличием сложной на то время техники промышленного производства. Как сказали бы сегодня – развитое фермерское хозяйство.

Большие запасники музея-заповедника хранят немало. Среди тысяч предметов особое место занимает уникальная коллекция рисунков и картин, сделанных в 1920-е годы в этнографических экспедициях. Как пояснил Андрей Гордиенко, период с 1922 по 1932 год специалисты называют золотым десятилетием краеведения в СССР: тогда уделялось много внимания изучению национальных культур. Вскоре после окончания Гражданской войны в 1924 году был образован Северо-Кавказский край, в который входили Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область и республики Северного Кавказа. Тогда началось целенаправленное изучение традиционных культур. Работали комплексные экспедиции – фольклористы, этнографы, историки, фотографы. Целая группа художников тоже выезжала с учеными. Были сделаны уникальные этнографические зарисовки. Поскольку фотографии в то время были лишь черно-белые, то рисунки эти важны еще и тем, что передают и цветовую гамму жизни. Например, буквально в ином свете и цвете предстают женщина, ткущая ковер, или музыканты-чеченцы с национальными инструментами. Бытовые сюжеты, костюмы, орудия труда были таким образом запечатлены очень своевременно, пока все это еще не подверглось влиянию урбанизации, не было утрачено. Эти замечательные рисунки хранились в Музее горских народов Кавказа в Ростове-на-Дону, потом в 1934 году Северо-Кавказский край разукрупнили, а фонды музея были распределены между музеями всех субъектов региона. Так эта коллекция попала в Ставрополь, став впоследствии основой целого ряда выставочных проектов.

Также в 20-е годы ХХ века много делалось для создания письменности народов региона, развития национальных литератур, изучения фольклора. Центром этой работы поначалу был опять-таки Ростов-на-Дону. История сохранила такой факт: в 1931 году состоялась Первая Северо-Кавказская олимпиада искусств горских народов. На снимках можно видеть творческие коллективы того времени, участвовавшие в олимпиаде (сейчас бы ее назвали скорее всего фестивалем). Вопреки расхожим представлениям о том, что казачья культура была низведена, напоминают создатели выставки, в регионе проводилась политика «Лицом к казачеству», направленная в том числе и на сохранение традиционной культуры. Яркое свидетельство – фото Терского казачьего хора станицы Ессентукской во время выступления в Ростове в 1928 году. Между прочим, в центре снимка среди хористов не кто иной, как Климент Ворошилов, один из первых маршалов Советского Союза, много сделавший для того, чтобы сохранились казачьи воинские части в составе территориальных формирований. Он и в 30-е годы настаивал, чтобы казачьи конные подразделения были в РККА, то есть не терял связей с казаками. Вспомним: с 1935 по 1943 год Ставрополь носил название Ворошиловск…

Не менее яркие страницы народной культуры запечатлены и на более поздних, уже послевоенных снимках. Здесь фото популярного национального ансамбля напоминает о том, что несколько десятилетий Карачаево-Черкесия входила в состав Ставропольского края. Не могли не сказать музейщики и о старейшим народном коллективе «Нива золотая», созданном в 1958 году в Петровском районе. Ряд фото отразили мероприятия широко отмечавшегося в 1957 году на Кавказе 400-летия добровольного вхождения Кабарды, Черкесии и Адыгеи в состав России. Свою страничку в летопись народной культуры вписал и знаменитый ансамбль танца «Ровесник», созданный известным хореографом Брунилиным на базе краевого культ-просветучилища, Исторический факт: в 50-60-е годы буквально в каждом ставропольском селе возникали свои творческие коллективы. При этом они, естественно, жили темами своего времени. Так, в станице Григорополисской развивался передовой опыт ученических производственных бригад, туда приезжали со всей страны и даже многие зарубежные делегации. И на снимке 1957 года мы видим, что ребята не только трудились в таких бригадах, но и создали свой фольклорный коллектив: вон как ловко танцевали казачью лезгинку в традиционных костюмах.

Отдельный стенд выставки посвящен особому субэтносу края – казакам-некрасовцам. Изначально они не проживали на нашей земле. В Петровскую эпоху большая группа участников Булавинского восстания во главе с Игнатом Некрасовым ушла на Кубань, а затем в Турцию и прожила там более 200 лет. Их количество значительно сократилось, и в 1962 году всего тысяча некрасовцев вернулась на Родину, поселившись в поселке Новокумском Левокумского района. Конечно, их появление стало находкой для этнографов и фольклористов, поскольку в турецком окружении некрасовцы смогли сохранить и особый говор, и старинный донской фольклор, и старообрядческие верования. В процессе изучения и популяризации этого этноса возник фольклорный коллектив «Некрасовские казаки», существующий и по сей день, появилось этноподворье – объект туристического интереса, создан Центр культуры казаков-некрасовцев. Экспозиция рассказывает, что уникальная культура не утрачена, несмотря на тенденции к ассимиляции.

Еще основателями музея Г. Прозрителевым и Г. Праве заложена традиция изучения жизни народов Ставрополья, которую развивали все поколения музейщиков. Например, когда вернулись из Средней Азии карачаевцы после известных событий переселения, прошел ряд совместных с учеными этнографических экспедиций, запечатлевших эти страницы истории. В зоне внимания были и другие этносы Ставрополья. На одном из снимков можно видеть, как бывший в то время замдиректора музея Вениамин Госданкер берет интервью у туркменских женщин в национальных костюмах. Традиции экспедиций не прерывались и в новое время. Собранные материалы становились основой новых экспозиций, в частности, в проекте «Ставрополье: век ХХ».

Разумеется, представлена здесь и современность народной культуры. Это и знаменитый популяризатор фольклора ансамбль «Ставрополье», и другой известный ансамбль «Вольная степь», и более молодой «Вечерка». Все они обязательно представляют фольклор на всех городских и краевых праздниках. Кстати, как поведали музейщики, впервые словосочетание День города прозвучало в 1877 году в честь 100-летия основания Ставрополя. Век спустя широко отмечалось 200-летие Града Креста. В 1984 году власти города задумали отмечать День города ежегодно, в 1999 году учрежден День края, а с 2015 эти два праздника отмечаются в один день. И, конечно, ни один из этих дней не обходится без всегда яркого, колоритного участия национальных общин, представляющих свои традиции, обычаи, культуру. По-прежнему все нации мирно и дружно уживаются под одним для всех небом Родины.

«Под небом Родины»
Газета «Ставропольская правда»
16 сентября 2022 года