© Фото: Татьяна СЛИПЧЕНКО

Развитие многоформатной торговли на Ставрополье придаст импульс ускоренному развитию потенциала пищевой перерабатывающей промышленности региона.

Стратегия «съедобной» переработки

Об этом, в частности, заявил в ходе брифинга в региональном правительстве председатель комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Денис Полюбин. Он напомнил, что в недавнем своем послании губернатор Ставрополья Владимир Владимиров определил основные направления развития пищевой перерабатывающей промышленности на ближайшие годы. По сути, это стратегия развития отрасли на десять лет.

Среди основных задач в этом ключе – наращивание объемов производства, наращивание доли перерабатываемого сырья и достижение высокого уровня самообеспеченности по основным направлениям пищевки. Сегодня мощности многих предприятий пищевой индустрии региона работают не в полную силу, к примеру, мукомольной промышленности – наполовину.

– Для нас сегодня очень важно загрузить действующие мощности, модернизировать их, привлечь инвестиции, – отметил Денис Полюбин. – В настоящее время уже есть ряд решений, есть готовые бизнес-проекты, которые можно предлагать нашим предприятиям. Есть инвестпроекты, которые в свое время «не пошли» по тем или иным причинам. Мы готовы сейчас дать им вторую жизнь. Рассматриваем и другие возможности по усилению продовольственной перерабатывающей промышленности.

Все это позволит максимально эффективно использовать конкурентные преимущества отраслевых предприятий Ставрополья в целом, а также богатую сырьевую базу региона.

Производственные мощности в крае потенциально могут быть увеличены вдвое, полагает Денис Полюбин. По его мнению, если по валовому сбору зерна Ставрополье занимает третье место в России, то по производству муки есть все шансы выйти на первое место. В последние годы востребованность этой ставропольской продукции растет, в том числе и на экспорт. Так, в этом году ее поставки, даже с учетом геополитических условий, выросли в восемь раз по сравнению с прошлым годом – как в денежном, так и в натуральном выражении. В сегодняшней ситуации надо максимально эффективно использовать все возможности, наращивая и экспортный потенциал региона, убежден руководитель комитета.

Чем больше продуктов, тем они дешевле

Ставрополье ежегодно перерабатывает 450 тысяч тонн зерновых, 15 тысяч тонн крупяных культур, 550 тысяч тонн сахарной свеклы, 250 тысяч тонн семян подсолнечника. По ряду позиций можно нарастить объемы производства, привлекая инвестиции и наращивая объемы продукции. А для этого надо расширить рынки сбыта.

– Глава региона в своем послании обозначил необходимость развития нестационарной торговой сети, – напомнил в ходе брифинга Денис Полюбин. – Здесь для нас главной задачей, безусловно, является создание преференций для наших краевых производителей – как больших, так и малых. Мы пошли по пути предоставления безвозмездной и максимально комфортной возможности реализовывать свою продукцию самостоятельно. Во-первых, мы вовлекаем их в прямые продажи. Во-вторых, решаем вопрос экономической и физической доступности продукции. Чем больше мы сможем вовлечь ее на потребительский рынок, тем ощутимее сможем влиять на ценообразование.

Надежными помощниками в этом деле могут стать как большие ярмарки традиционного формата, так и мини-ярмарки. В пятнадцати округах региона в этом году уже появилось более сорока таких «малышей». Также работает более восьми тысяч нестационарных торговых объектов – различных киосков, небольших павильончиков, других точек, что на восемь процентов больше, чем в прошлом году.

Самое главное, что в рамках такой работы происходит легализация стихийной торговли, которая встраивается в официально разрешенные для реализации выращенного точки. Торговые места здесь предоставляются совершенно бесплатно. В последнее время сюда все активнее стали заходить со своей продукцией владельцы личных подсобных хозяйств, садоводы и дачники.

В крае продолжается деятельность, направленная на создание стабильного рынка товаров и услуг, формирование конкурентной среды и развитие многоформатной торговли, подчеркнул руководитель комитета. Это открывает постоянный рынок сбыта нашим производителям, а у покупателей есть возможность иметь на своих столах качественные и разнообразные продукты. Кроме того, сегодня ведомство намерено активно развивать и придорожный сервис – торговлю с поля и бахчи. Сейчас идут переговоры с муниципальными образованиями по определению мест сбыта. Решаются также вопросы безопасности, в первую очередь с дорожными службами, ГИБДД, чтобы были организованы дорожные съезды.

– Мы определим ответственных лиц по организации ярмарок в муниципальных образованиях, которые также будут контролировать ценообразование, – поделился с журналистами Денис Полюбин. – Цены здесь не должны быть выше среднестатистических. Это должна быть конкурентная цена по сравнению с крупными торговыми сетями и сетевой розницей.

© Фото: пресс-служба администрации Ставрополя

Искусство «пробиться» в торговые сети

Во время брифинга председатель комитета по пищевой промышленности также напомнил еще об одном важном аспекте губернаторского послания – обучении малого агробизнеса по продвижению своей продукции в торговые сети. Пусть фермерский продукт производится в небольших объемах, зато он востребован людьми. В условиях изменения рынков, усложнившейся логистики и ухода некоторых несознательных компаний из России важно открывать сети для своих производителей, в том числе фермеров, которые будут увереннее развиваться.

Проект «Школа фермера» реализуется в нашем регионе с 2020 года с участием краевого минсельхоза, Ставропольского государственного аграрного университета, ведущих агрохолдингов, Россельхозбанка. В нем начинающих фермеров учат особенностям выращивать продукцию. Но не менее важным является и умение ее сбыть, особенно через крупные торговые сети.

– Наш комитет определит спикеров из федеральных сетей, продовольственного ритейла, – рассказал представителям средств массовой информации Денис Полюбин. – Мы уже заручились поддержкой «Магнита», Х5 Retail Group. Также обсуждаем этот вопрос с сетью «Закрома» и другими. Мы сегодня намерены учить слушателей «Школы фермера», как работать с сетями, какие у них основные требования, что для этого нужно. Ответы на все эти вопросы позволят малому агробизнесу найти пути гарантированного сбыта своего урожая.

Господдержка буханки хлеба

Удержать цены на продукты поможет не только развитие конкуренции на потребительском рынке, но и государственная поддержка отраслевых предприятий. Она также стала одной из тем прошедшего в правительстве СК брифинга. Одно из направлений такой государственной поддержки – хлебопекарная отрасль. Первый федеральный транш, 26 миллионов рублей, уже распределен между более чем тридцатью краевыми производителями. Это позволило просубсидировать каждый килограмм хлеба двумя с половиной рублями. Все получившие господдержку предприятия взяли на себя обязательства не повышать цены на социально значимую продукцию.

В ближайшее время, в июне, ожидается второй аналогичный транш в размере 14 миллионов рублей. Сейчас идет работа с предприятиями по формированию необходимой документации на получение поддержки, которая пользуется большой популярностью у краевых производителей, а самое главное – является действенной мерой по поддержанию цен на хлебопекарную продукцию, убеждены в комитете по пищевой промышленности.

– Также у нас в ближайших планах, по поручению губернатора, выделить региональным отраслевым предприятиям из краевого бюджета в качестве поддержки 40 миллионов рублей, чтобы зафиксировать цену на хлеб до конца нынешнего года, – сообщил журналистам в завершение брифинга Денис Полюбин.

Татьяна СЛИПЧЕНКО

Впереди – десятилетие нового формата / Газета «Ставропольская правда» / 17 июня 2022 г.