Ставропольский эксперт оценил работу ЦБ по стабилизации финансового рынка России
Решение ЦБ о возможности продавать гражданам наличную валюту с 18 апреля, но только ту, что поступила в кассы начиная с 9 апреля 2022 года, прокомментировали ряд экспертов. Среди них заведующая кафедрой финансов и кредита СКФУ, доктор экономических наук, профессор Наталья Куницына.
Наталья Николаевна пояснила: в период высокой нестабильности (конец февраля – первые дни марта) инфляционная паника вызвала резкий отток наличных денег из коммерческих банков. В связи с этим банки начали испытывать проблемы с ликвидностью. Тогда ЦБ объявил тотальный запрет на операции с валютой с 9 марта по 9 сентября. Ограничение касалось счетов физических лиц, которые были открыты раньше и на них находились депозитные ресурсы. Соответственно, с них можно было снимать деньги, но не более 10 тысяч долларов.
После того, как ставки подняли и депозиты можно было открывать по ставке 20-21% или около того, произошёл возврат денег в банки. Не всех, но большей части.
«Соответственно, когда ЦБ понял, что наступила какая-то стабилизация, он уже может принимать меры послабления. В том числе снижение ключевой ставки, отмена комиссии по валютным операциям. То есть все ужесточения были предприняты для того, чтобы сохранить ликвидность, денежную массу. При чем безналичную денежную массу, находящуюся на банковских счетах. Поэтому данная мера безусловно оправдана. То есть ЦБ предпринимает шаги, чтобы стабилизировать ситуацию на внутреннем денежно-кредитном рынке и соответственно на валютном рынке тоже», – подчеркнула Наталья Куницына.
Свою точку зрения также высказал доцент Департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Эдуард Джагитян. Он отметил, что политика ЦБ приспосабливает российскую экономику к санкционному давлению так, чтобы она показывала поступательное движение вперёд.
«Все действия в экономике являются рациональными и направлены на достижение экономической сбалансированности, а в коммерческой деятельности — на получение прибыли. Действия Центрального банка России не являются исключением», — говорит Эдуард Джагитян.