20:09, 4 марта 2022 года

Ставропольской краевой общественной организации ветеранов исполняется 35 лет

В эти дни Ставропольской краевой общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов исполняется 35 лет. Она была образована 9 марта 1987 года по инициативе граждан старшего поколения и сегодня остается важной частью современного общества. О том, как возникла ветеранская организация и чем занимается сегодня, рассказывает председатель Ставропольского краевого совета ветеранов Алексей Карабут.

- Алексей Павлович, у краевой ветеранской организации большая и славная история. Расскажите, как все начиналось?

- В свое время мне посчастливилось стоять у самых истоков организации. Будучи вторым секретарем Новоалександровского райкома партии, я участвовал в формировании районной организации, а затем и в работе краевой учредительной конференции, хорошо помню, как все проходило. На высочайшем духовном подъеме! Среди членов нашей делегации были такие замечательные люди, как Михаил Григорьевич Владимиров, Герой Советского Союза, в годы войны находился в составе четырех экипажей, бомбивших немецкий линкор «Кирпиц», не дав ему выйти в море. Была Евдокия Петровна Селиверствова, главный агроном совхоза «Темижбекский», Герой Социалистического Труда, известный не только в крае, но и в стране агроном… А первым председателем краевого совета ветеранов избрали Григория Кирилловича Горлова, очень известного и уважаемого человека. Он отлично знал обстановку в крае, при необходимости смело мог войти в кабинет самых высоких руководителей. Легендарная личность с большой судьбой, успел поработать во главе нескольких районов края, от Александро-Обильненского, ныне Георгиевского, Благодарненского, Степновского, Туркменского, Красногвардейского и, наконец, до Изобильненского.

- В условиях того времени состав ветеранских организаций был особый. Еще было очень много ветеранов войны… В целом это было поколение по сути героических людей.

- Да, это было поколение особое. Ветераны войны не просто сохраняли физическую активность, но и огромное желание даже на пенсии оставаться полезными стране.

- Им на пенсии не сиделось…

- Да! Причем никто не заикался о какой-то плате за эту работу! Первичные организации возглавили по-настоящему авторитетные люди, с огромным жизненным опытом, прекрасно знавшие нужды и чаяния ветеранов. В первый состав краевого совета ветеранов, состоявшего из 150 человек, вошли восемь Героев Советского Союза, два полных кавалера ордена Славы, двенадцать Героев Социалистического Труда. В 2004 году первого председателя сменил заслуженный летчик СССР генерал-майор в отставке Н.Г. Голодников, по инициативе которого было начато издание краевой «Книги Памяти», ветеранские советы на местах получили автотранспорт и помещения. В это время был принят закон «О ветеранах труда Ставропольского края». В 2010 году руководителем краевого совета ветеранов стал Герой труда Ставрополья А. А. Гоноченко. По его инициативе в крае принят закон «О детях войны», а участники и инвалиды войны, бывшие малолетние узники фашистских концлагерей освобождены от уплаты ЖКУ. На Ставрополье начали устанавливать памятные знаки труженикам военного тыла и «детям войны», учреждено звание «Почетный ветеран Ставрополья». Причем каждый руководитель краевого совета всегда опирался на активную работу местных организаций, в которых самоотверженно трудились десятки замечательных людей. С первого дня и доныне наша триединая задача – помощь живущим ветеранам, увековечивание памяти павших и патриотическое воспитание молодежи.

Хочу заметить, что ветеранское движение формировалось задолго до того, как обрело в 1987 году централизованный статус. До этого существовали комитеты ветеранов войны отдельных бригад, дивизий, полков… Они были разрознены, не было координирующего органа. И вот в 1956 году появился Советский комитет ветеранов войны, объединивший разрозненные организации фронтовиков-однополчан. Важно подчеркнуть: это был период холодной войны, когда ветераны оказались нужны на этом «фронте». К ним прислушивались, потому что они обладали безусловной правотой информации.

- С тех пор значительно поменялся состав актива. Если поначалу это были большей частью именно участники войны, то сегодня ситуация совсем иная. И социальные вопросы вышли на первый план.

- Это так. Важный фактор времени – появилось много действительно обездоленных пожилых людей. Средняя пенсия по краю чуть более 15 тысяч рублей. А ведь есть у кого-то и того меньше, им, конечно, идут социальные надбавки, но не такие уж большие… На момент учреждения совета ветеранов в крае проживало более 100 тысяч участников войны и свыше 300 тысяч ветеранов военного тыла. А сегодня всего 360 участников войны и четыре с половиной тысячи тружеников тыла – на весь край. Преобладающую часть составляют просто пенсионеры, ветераны труда. И когда мы сегодня говорим об избрании руководителей организаций, встает вопрос заработной платы, и это правильно: как можно в нынешних условиях работать бесплатно? Так не должно быть. Правда, нам в чем-то повезло: в период, когда выводилась армия из Закавказья, в крае остались жить многие ветераны вооруженных сил. Эти люди стали нашим резервом. Сейчас 70% председателей местных и первичных организаций – ветераны вооруженных сил, люди с большим опытом, хорошо знающие историю страны, особенно периода Великой Отечественной войны. А это сейчас очень важно на фоне ныне наблюдаемых попыток фальсификации истории…

Наряду с заботой о живых ветеранах важнейшее направление нашей работы – увековечивание памяти павших. Могу сказать, что в нашем крае оно поставлено на очень достойном уровне. Взять город Ставрополь – имена практически всех Героев Советского Союза, связанных с городом, увековечены в названиях школ, улиц, многим установлены памятники. В крае во всех районных центрах есть Аллеи Славы.

- Нынешнее поколение воспринимает так, будто это было всегда… А ведь чтобы это появилось, нужно было очень много сделать.

- Совершенно верно. Иногда в молодежной среде нам задают вопрос: почему увековечиванием памяти стали заниматься только спустя 20 и более лет после Победы? Все самые известные памятники в стране появились именно тогда. Недавно у меня была встреча со студентами аграрного университета, где я пояснил молодежи, что надо внимательно изучать и понять тот период времени. Сразу после войны было столько проблем, не знали, за что в первую очередь хвататься… Надо было восстанавливать страну из руин – фабрики, заводы, колхозы, совхозы, жилье, инфраструктуру. А сколько было инвалидов войны, детей-сирот, чьи отцы и матери погибли. У нас в крае в 1947 году было открыто 42 детских дома! Беспризорников надо было пристраивать.

Сегодня вопросы увековечивания памяти развиваются очень активно. В прошлом году краевой совет ветеранов к 80-летию начала Великой Отечественной войны издал книгу «Обелиски нашей памяти», в которой отражены 1045 памятников воинам, с фотографиями и аннотациями к каждому. Здесь представлены и памятники участникам Афганской и Чеченской войн, чернобыльцам. Это все не просто перечисление монументов, а с описанием, подобрали даже хорошие поэтические строки, берущие за душу каждого… Огромный и мемориальный, и исторический материал собирали наши председатели местных организаций, сами ездили по краю, все четко документально и вместе с тем ярко оформлено. Сюда вошло примерно 80% памятников, находящихся в хорошем состоянии. Есть еще часть, которая требует к себе внимания.

К 35-летию краевой ветеранской организации мы выпустили книгу «Как и прежде в строю», правда, пока малым тиражом, но, скорее всего, будем выпускать дополнительно. Здесь представлены организации всех городов и районов, много иллюстративного материала, фотографий.

- Алексей Павлович, со сменой поколений меняется состав ветеранских организаций, приходят и новые люди, которые хотят что-то еще полезное сделать.

- Да, помимо ветеранов вооруженных сил мы начали привлекать энергичных людей из бывших руководителей разных районных структур. Например, в Шпаковском районе возглавила районный совет ветеранов Людмила Васильевна Тарабыкина, до выхода на пенсию заведовавшая районным отделом образования, в Новоселицком районе - Валентина Ивановна Ермошкина, руководившая культурой района. Они с удовольствием работают. Сейчас у нас уже шесть женщин стали руководителями организаций на местах. В целом, добавлю, к руководству большинством местных ветеранских организаций пришли яркие, инициативные, думающие люди.

- Важнейшее направление работы – конечно, с молодежью.

- Сегодня оно самое сложное, требующее новых подходов. Потому что пока наше общество в целом здесь, откровенно сказать, недорабатывает. Иначе откуда у нас появляются мальчики из Уренгоя, выступающие в бундестаге, или из Забайкалья, проводящие ревизию истории, или те, кто жарит шашлыки на Вечном огне. Вот почему часто стараемся выступать в школах и вузах. Я вообще не люблю большие аудитории: если собираются 200 - 250 человек, трудно организовать доверительный диалог. А в классе, где 25 человек, удается втянуть ребят в разговор. И тут понимаешь, что очень плохо современные дети знают историю. Это связано и с недостаточной ролью семьи, но больше, думаю, со школой. Вспомним первый закон Ельцина об образовании, освободивший школы от участия в воспитании… Школа теперь оказывает образовательную услугу! Как баня и парикмахерская.

Мы видим много пробелов в патриотическом, нравственном и особенно трудовом воспитании молодежи. Было бы полезно обратиться к опыту прошлых лет – ученических производственных бригад, студенческих отрядов. Я, например, благодаря студотряду страну посмотрел, когда мы строили кошары в Кокчетавской и Кустанайской областях Казахстана. А на первом курсе института работали на Изобильненском консервном заводе. Вот почему советы ветеранов стараются поднять эту тему, вспомнить о трудовых династиях. Важную роль выполняют и школьные музеи. Они должны быть в каждой школе! Например, в селе Гофицком Петровского округа и в станице Курской они стали прекрасными центрами воспитательной работы.

Ветераны активно участвуют в школьных уроках мужества, круглых столах, посвященных историческим датам и личностям, тут уже с каждой конкретной школой на местах налажены хорошие контакты. Бывают очень интересные встречи. В одной школе зашла речь о фальсификации истории, и старшеклассница высказала такую мысль: а не являются ли примеры фальсификации результатом нашей современной жизни, когда сносили советские памятники, переименовывали города, отказались от советского флага, под которым деды завоевали Победу. Как тут ответить? Да, надо признавать: были ошибки и в современной истории. Радует, что таких умных, пытливых ребят у нас немало. Им только надо все верно объяснять.

- Сегодня всех волнует происходящее на Донбассе и Украине. Как ветераны оценивают ситуацию?

- Повсеместно наши организации принимают обращения в поддержку действий России по демилитаризации и денацификации Украины. А также организуют сбор гуманитарной помощи жителям Донбасса. Причем делается все это по инициативе первичек, мне звонят отовсюду наши председатели и сообщают о таких решениях. Конечно, всех тревожит текущая обстановка. Но все понимают, что дальше терпеть все это России было невозможно. Особенно в связи с озвученным желанием Украины получить ядерное оружие…

- Алексей Павлович, какие сегодня самые актуальные вопросы у ветеранских организаций?

- Главное сейчас – вовлекать в ветеранское движение все больше новых людей. Дело в том, что ранее были первички, созданные по производственному принципу, но в связи с реорганизацией в производственной сфере в целом ряде предприятий количество ветеранских организаций значительно уменьшилось. Сегодня от производственного принципа переходим к территориальному – по месту жительства. А это уже совсем другие условия. Если, например, в колхозе просто было договориться с председателем и собрать всех, то сейчас надо с каждым человеком созвониться, а то и домой к нему сходить. Встают достаточно остро вопросы дисциплины и ответственности. К счастью, многое удается сделать. Два года назад в крае было 866 ветеранских организаций, сегодня – 1015, но это не предел, учитывая наличие в крае 750 тысяч ветеранов-пенсионеров. Другая проблема – кадры – обострилась с поднятием пенсионного возраста. Захотят ли дальше пенсионеры работать на общественной работе? Вот потому и стараемся вовлекать бывших социальных работников, работников администраций. Процесс трудный.

Непросто порой складывается и взаимодействие с администрациями на местах, с отделами здравоохранения, соцзащиты, культуры. Скажу прямо: в органы власти приходит более молодое поколение, с представителями которого не всегда все получается. Недавно состоялся разговор с заместителем главы одного района, который так и спросил: зачем вообще нужны ветеранские организации? Дескать, если речь о том, что нужна забота о ветеранах, так для этого существуют специальные госструктуры: соцзащита занимается мерами соцподдержки, здравоохранение – медицинским обслуживанием, культура – проведением своих мероприятий… Ну и зачем ветеранские организации? Приходится рассказывать о том, сколько было и еще есть пробелов в нормативно-законодательном творчестве, которые восполняются только благодаря настойчивости ветеранов. Это мы подсказываем местному главе, когда у кого-то из ветеранов крыша дома течет, а до него никто никак не дойдет… Словом, среди некоторых молодых руководителей, которых я называю людьми с ампутированной совестью, есть вот такое непонимание. И как человек с такими взглядами будет поддерживать нас?

- Хотя этот человек наверняка прекрасно видит другие примеры: как часто встречается с ветеранами губернатор края, уделяя внимание волнующим их вопросам…

- Наверное, кому-то не хватает опыта, значит нужно глубже вникать в тему, чтобы лучше нас понимать. Не все гладко с финансированием ветеранских организаций, на краевом уровне помощь идет, но на местах бывает трудно. Возникают проблемы обеспечения помещением – нередко ветеранам просто негде собраться, чтобы обсудить свои проблемы. Муниципалитеты мало что могут. А ведь нужен и транспорт, и оргтехника.

Уверен: роль ветеранского движения никогда не снизится, потому что стране, народу еще очень пригодится огромный опыт старших поколений. Мы победили в годы войны с фашизмом, преодолели голод и разруху послевоенного времени, победим и сегодня и кризис, и всевозможные санкции. А общество наше должно победить равнодушие и неуважение к старикам, окружить их теплом и заботой, избавить от нищеты, чувства одиночества и невостребованности. В свою очередь старшее поколение, наш ветеранский актив, сделает все, чтобы нашими достижениями гордились наши дети и внуки, как мы гордимся своими отцами и дедами.

«Ветераны остаются в строю»
Газета «Ставропольская правда»
5 марта 2022 года