На минувшем заседании Думы СК 16 декабря в двух чтениях принят проект закона «О патриотическом воспитании в Ставропольском крае». В качестве автора законодательной инициативы выступил прокурор региона Александр Лоренц. Этот закон обещает стать базовым, а необходимость его принятия обусловлена и тем обстоятельством, что воспитание патриотизма теперь закреплено как обязательное в Конституции РФ – после недавнего внесения в неё поправок. На вопросы о том, какие цели и задачи преследует этот законопроект, и какая роль отводится органам власти, отвечает Роман Савичев, депутат Думы Ставропольского края, Герой труда Ставрополья, генеральный директор ОАО «Юридическое агентство «СРВ».

– Роман Валерьевич, как известно, Президент Владимир Путин в мае 2020 года заявил, что российская национальная идея заключается в патриотизме. Не этот ли фактор сыграл решающую роль в рождении законопроекта о патриотическом воспитании на Ставрополье?

– И этот, думаю, тоже. Однако напомню, Президент предостерег, что патриотизм не может быть «квасным, затхлым и кислым» и не нужно хвататься только за наше героическое прошлое. По мысли Владимира Путина, настоящий патриот должен посвятить себя развитию страны и её движению вперед. Я уверен, что патриотизм можно и нужно воспитывать, начиная со школьной скамьи, а может, даже раньше, чем успешно занимаются многие государства, те же США. И не нужно этого стесняться. Мы пришли к тому, что России требуется единая государственная политика в сфере патриотического воспитания. В этой связи рождение краевого закона о патриотическом воспитании закономерно, и, кстати, мы далеко не первопроходцы – аналогичные нормативные акты уже приняты в 46 регионах России.

Другое обстоятельство, повлиявшее на форсирование принятия этого законопроекта – статья 67.1, появившаяся в обновленной Конституции РФ. Напомню, в ней говорится о «тысячелетней истории», сохранении «памяти предков» и о детях, которые «являются важнейшим приоритетом государственной политики России», и создании для них условий «по воспитанию патриотизма, гражданственности и уважения к старшим».

– Знаете, в последнее время за школой в большей степени закрепилась функция – учить, а воспитание, мол, дело родителей. Воспитательная роль школы будет усилена?

– Без сомнения. В этой связи хочу обратить внимание читателей на принятые год назад поправки к закону «Об образовании». В частности, в этот ФЗ включена статья 12.1 о «требованиях к организации воспитания», в соответствии с которой школы и вузы обязаны составить календарный план воспитательной работы. По настоянию Президента появился в этой работе именно патриотический контекст, и воспитание учащихся направлено на формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, к закону, старшему поколению, на бережное отношение к культурному наследию, традициям нашего многонационального народа.

– Роман Валерьевич, предлагаю более пристально взглянуть на региональный закон «О патриотическом воспитании в Ставропольском крае». Какие задачи он преследует, каковы его основные направления? Ведь все-таки нельзя сказать, что до его появления на Ставрополье патриотизмом и не пахло…

– Как бы там ни было, следует признать, что сегодня в крае отсутствует правовое регулирование общественных отношений в сфере патриотического воспитания, нет единого подхода к этой проблематике. Да, частично эти вопросы отражены в региональном законе «О молодежной политике в СК», есть ряд подзаконных нормативных актов, есть краевой проект «Патриотическое воспитание граждан РФ». Однако всё это кусочки разрозненной мозаики, которые нужно сложить в одно целое, для чего и понадобился базовый закон. Ведь сегодня работа в этом направлении ведется различными органами госвласти, ведомствами и общественными структурами, в том числе казачьими и религиозными. Для них определяется понятийно-терминологический аппарат, формируются унифицированные цели и задачи. Подход к патриотическому воспитанию должен быть единым с четко прописанной ролью каждого субъекта.

Новым законопроектом поставлены задачи создания условий для усиления патриотической направленности СМИ, предотвращения пропаганды насилия, фальсификации истории Отечества. У граждан следует формировать уважение к культурному, историческому, боевому прошлому и традициям России, а у подрастающего поколения – социально значимых качеств, способности проявить их в интересах общества и государства.

Что касается основных направлений патриотического воспитания граждан, то в законопроекте прописаны более 20 позиций. Остановлюсь лишь на некоторых. Это создание условий для развития волонтерского движения; оказание содействия в проведении торжественных мероприятий, посвященных дням воинской славы России; организация деятельности патриотических, военно-исторических клубов; организация в СМИ рубрик по военно-патриотической и правовой тематике; конкурсов по патриотической тематике; формирование позитивного отношения к военной службе; создание и сохранение мемориальных музеев; благоустройство памятникам павшим воинам и многое другое.

– Но, наверное, следует отметить, что вся эта работа, хотя и будет систематизирована, однако началась она не вчера.

– Разумеется, многое, очень многое уже делается. Например, в крае серьезно развито волонтерское движение. Если обратиться к мониторингу регионального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» за 6 месяцев 2021 года, то мы узнаем, что адресная помощь оказана 846 ветеранам, благоустроено 145 памятников и объектов воинских захоронений. Только в этой акции (а были и многие другие) приняли участие более двух тысяч ставропольских волонтеров! В начале мая на Ставрополье прошел Всероссийский конкурс патриотической песни «Солдатский конверт», в котором участвовали 16 регионов. Еще запомнились массовое восхождение на гору Бештау в честь Победы, поход «Вахта памяти», акции, посвященные Дню России и Конституции и многие другие.

А разве не ярким примером патриотической работы является тот факт, что Ставрополье по итогам 2020 года стало лучшим регионом России в допризывной подготовке молодежи?! Недавно мы получили переходящий вымпел министра обороны России, кстати, уже в шестой раз. И отмечу, что губернатор Владимир Владимиров за содействие в укреплении обороноспособности страны уже получал Почетную грамоту Правительства РФ, а в этом году – Благодарность Правительства России. Так что в плане патриотизма наши призывники на высоте, имеют отличную физподготовку и многие – воинскую специальность. Им доверяют служить в Президентском полку и на других ответственных участках.

– Итак, новый законопроект не только даст возможность систематизировать ту большую работу в патриотическом воспитании, которая ведется в крае, но и определит субъектов воспитания, их полномочия. Можно остановиться подробнее на этом вопросе?

– В законопроекте четко названы шесть позиций, отнесенные к субъектам патриотического воспитания: это органы госвласти и подведомственные им организации; органы местного самоуправления; образовательные и научные организации; учреждения культуры, искусства и кинематографии; организации ветеранов и иные общественные объединения; средства массовой информации.

Например, к сфере полномочий Думы СК относится принятие законов и иных нормативных актов в области патриотического воспитания граждан. Губернатор определяет основные направления деятельности регионального правительства в этой сфере и обеспечивает взаимодействие органов исполнительной власти края по основным направлениям в этом вопросе.

В законопроекте прописан такой важный момент: патриотическое воспитание детей и молодежи осуществляется государственными, муниципальными и частными образовательными организациями в рамках ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». То есть никакой отсебятины быть не должно. Понятно, что вся эта работа потребует немалых расходов, и большая их часть будет финансироваться за счет бюджета.

– Роман Валерьевич, вы упомянули, что 46 регионов уже приняли свои местные законы о патриотическом воспитании. Однако соответствующий федеральный закон пока «застрял» на первом чтении. Каковы его перспективы?

– К сожалению, застрял. Федеральный законопроект № 315234-7 «О патриотическом воспитании в Российской Федерации» был внесен в парламент еще в 2017 году. Продвигается он тяжело. Однако не из-за каких-то неразрешимых противоречий. Там, насколько я знаю, претензии к тому, что некоторые предложения уже регламентированы в других законах, то есть дублируются, не определены механизмы регулирования ряда правоотношений. Однако я нисколько не сомневаюсь, что соответствующий федеральный закон в скором времени будет принят, поскольку запрос общества на тему патриотического воспитания сегодня весьма актуален.

Андрей ВОЛОДЧЕНКО