Автор учебников «История Ставрополья» рассказала об их создании
Этим летом в крае были изданы три новых учебника под общим названием «История Ставрополья». Они, пахнущие свежей типографской краской, уже начали поступать в школы, а это значит, что каждый ребенок и в селе, и в городе 1 сентября получит на руки свой экземпляр. Но что внутри? Удалось ли авторам создать идеальный учебник: интересный и одновременно академически информативный, с анализом, но без личных предпочтений, показывающий реальную, а не надуманную картину прошлого и настоящего? Эти вопросы мы затронули в разговоре с одним из авторов - доктором исторических наук, профессором, заведующей кафедрой истории России, и.о. директора Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета Мариной Колесниковой.
- Марина Евгеньевна, объясните, зачем понадобился новый учебник?
- Инициатива создания учебно-методического комплекса по истории Ставропольского края принадлежит ученым университета, решение было принято на заседании регионального отделения Российского военно-исторического общества в Ставропольском крае. Работая в университете, который является площадкой для проведения олимпиад школьников, мы заметили, что у ребят существуют пробелы в знаниях по региональной истории. Кроме того, и сами учителя нуждались в информации, которую необходимо было включать в общий курс истории. В Концепции нового учебно-методического комплекса по истории России (включающей Историко-культурный стандарт) указывается, что, в соответствии с требованием многоуровневого представления истории, курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села).
Тут важно оговорить, что написано три учебника - для пятых-шестых, седьмых-девятых и десятого классов. При этом, нельзя сказать, что ничего подобного ранее не издавалось. Впервые подобный учебник «Ставропольский край в истории СССР» вышел в 1964 году под редакцией профессора В.А. Романовского. Он был переиздан в 1975 году под редакцией профессора П.А. Шацкого. Эти учебники давно стали библиографической редкостью. В 1996 году вышел учебник по региональной истории под редакцией моего учителя В.П. Невской. Автором еще одного учебника, вышедшего в 2001 и 2006 году является наш коллега Алексей Кругов.
- Почему же нельзя было просто переиздать старые учебники?
- Их авторы в основном акцентировали внимание на истории XVIII-XX веков, не затрагивали и современный период. Мы пошли иным путем. Учебники «История Ставрополья» основаны на проблемно-хронологическом подходе, строго последовательно излагают историю региона. Перед авторами стояла задача дать материал на основе новых источников. Согласитесь, что знания должны обновляться: за последнее десятилетие были совершены новые археологические открытия, рассекречены архивные фонды, партархивы, которые перешли в разряд публичных. Проще говоря, мы использовали материалы, которые не были доступны авторам предыдущих изданий.
- Но ведь это интеллектуально очень сложный процесс, требующий больших человеческих, временных и финансовых затрат. И тут важно, чтобы все эти условия выполнялись одновременно.
- Да, вы правы. Работа над учебниками шла пять лет. Но с этой идеей нас поддержали и в министерстве образования Ставропольского края, и губернатор Владимир Владимиров. Как вы знаете, были выделены средства на издание учебников.
Наш многочисленный творческий коллектив вложил в них свою душу. Над книгами работали доктора исторических наук СКФУ Татьяна Плохотнюк, Николай Судавцов, Тамара Булыгина, Татьяна Невская, Игорь Крючков, Дмитрий Ткаченко, Татьяна Колосовская, Елена Любушкина, кандидаты исторических наук Людмила Ермоленко, Игорь Зозуля, Ольга Шафранова, Татьяна Беликова, Евгений Оборский, Елена Стрекалова, Ирина Нахаева. В состав рабочей группы вошли археолог Виталий Бабенко, преподаватели СКИРО ПК и ПРО, кандидаты наук Наталья Масюкова, Владимир Колесников, члены Ассоциации учителей истории и обществознания Сергей Котов, Анна Анисимова. Сотрудники государственных архивов Ставропольского края, музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, ООО «Наследие» предоставили иллюстративный материал.
Неправильно хвалить свой труд, но то, что мы сделали с коллегами, думаю, в определённой степени можно назвать подвигом, потому что вузовская наука, конечно, академична, глубоко затрагивает причинно-следственные связи, теоретико-методологические аспекты, - то, что для школьников трудно и тяжело понять. Мы приложили немало усилий, чтобы адаптировать материал: через тонкое игольчатое ушко школьной аудитории протиснуть огромный пласт исторических знаний о нашем крае. Это большая работа, и ученым она далась нелегко.
- Давайте совершим краткую «экскурсию» по страницам «Истории Ставрополья».
- Учебник для пятых-шестых классов начинается с параграфа о каменном веке. На территории Ставропольского края были обнаружены уникальные находки этого периода - каменные орудия у подножия горы Кинжал в Минераловодском городском округе. Дети узнают, как появились на Северном Кавказе первые люди, как они жили, приспосабливались к изменяющимся природным условиям. Несколько параграфов посвящено древнейшим земледельцам и скотоводам Центрального Предкавказья. Эти материалы иллюстрированы новейшими археологическими находками. В параграфе по истории племен раннего железного века учащиеся познакомятся с историей Грушевского и Татарского городищ, с историей киммерийцев, скифов, сарматов и древних греков. Мы «поговорим» с ними и об эпохе великого переселения народов, участии народов, населявших Центральное Предкавказье в событиях всемирно-исторического значения в эпоху средневековья. Завершается учебник изучением событий золотоордынского периода, истории города Маджара, о котором хорошо знали на Руси.
Седьмые-девятые классы будут изучать период от 16 столетия вплоть до Первой мировой войны. Они узнают об укладе жизни ногайцев, туркменов и других народов Северного Кавказа. Конечно, мы поговорим взаимоотношениях России и народов Кавказа, о первых казачьих поселениях и быте казаков.
К слову, во всех трёх учебниках авторы не уходили от сложных терминов - мы ничего не сглаживали, например, повествуя о колонизации. Ведь иногда термин понимается с негативным оттенком. На самом же деле, это нормальный исторический процесс, связанный с освоением, заселением территорий.
Конечно, есть главы, посвященные Ставрополью в период Кавказской войны, народам края, многообразию культур и религиозной жизни.
Третий учебник для старшеклассников начинается с событий Первой мировой войны, истории Ставрополья периода революционных потрясений 1917 года. Не обошли вниманием и период коллективизации, раскулачивания и раскаачивания. В книгах достаточно много уделено внимания истории казачества, включая и процесс возрождения казачества в наши дни.
Важно упомянуть, что авторы старались минимизировать повторение общего курса истории, дав лишь краткие напоминания о масштабных событиях истории. Так Великая Отечественная война отражена через Битву за Кавказ. Тогда, как вы помните, все республики Северного Кавказа и Закавказья выступили против врага единым фронтом братских народов. На наш взгляд, именно единство народов стало решающим фактором победы и историческая память об этой победе объединяет и сегодня людей, живущих на Кавказе. Отмечу также, что каждый учебник снабжен биографическим материалом об известных деятелях региона, понятийным аппаратом. А после параграфов учителя составили вопросы и задания. Например, предлагается написать небольшой рассказ о местном музее, узнать подробней о герое, который проживал на конкретной территории. Ведь, согласитесь, сегодня учебники, прежде всего по истории, становятся еще и важным элементом воспитания учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, многонациональному Российскому государству. Мы постарались поднять имена тех героев, о которых еще никто не писал. Например, все знают о подвиге величаевских молодогвардейцев, но мало кто знает о подвиге подпольщиков, оно было и в Ставрополе, и в Пятигорске. Имена этих героев были засекречены, более того, некоторых считали предателями, потому что они работали на оккупированной территории. Задача стояла познакомить детей с забытыми героями, чтобы молодое поколение, открыв книгу, прониклось этими судьбами, сделало вывод о собственных возможностях.
- Когда пролистываешь учебник, сразу видно, что составители не «экономили» на иллюстративном материале…
- Да, это так. Есть и фотографии, и иллюстрации, и карты. В этом плане мы постарались представить наглядно, красочно, образно исторический материал. Много работали с картографами, сверяя административно-территориальные деления. Поэтому можно смело сказать, что карты все выверены до миллиметров.
- Думаю, для автора трепетный момент, когда книга попадает в руки читателя. Как вы думаете, какой будет реакция?
- История Ставрополья богата, она многовековая, обширная, насыщенная. Поэтому нельзя исключать, что кто-то из читателей укажет на упущение каких-то фактов. Но мы старались, чтобы каждый населенный пункт, каждый район, город, село были здесь упомянуты, чтобы каждый ученик мог прочитать и о своем родном селе. А вообще авторы позитивно настроены на критику, учтем все замечания при дальнейшей работе над учебниками.
Кстати, для педагогов разработано учебно-методическое пособие, которое поможет сориентироваться в потоке информации. Важно добавить и то, что «История Ставрополья» вошла в федеральный перечень школьных учебников. Перед изданием учебник неоднократно проходил экспертизы: его читали известные российские ученые, наши коллеги из Института всеобщей истории РАН, учителя, в том числе и из других регионов. Большая экспертная группа положительно оценила наш труд.