09:16, 28 мая 2021 года

Живые жемчужины казачьего фольклора: продолжение истории ансамбля песни и танца «Ставрополье»

«Ставропольская правда» продолжает цикл публикаций, посвященных отмечаемому в этом году 40-летию Государственного казачьего ансамбля песни и танца «Ставрополье».

Популярность и народная любовь, которой пользуется ансамбль «Ставрополье», имеют под собой прочные корни: концертные программы прославленного коллектива включают в себя подлинные образцы казачьих песен и танцев, унаследованные от отцов и дедов и передаваемые от поколения к поколению. Чтобы сохранить богатство традиционной казачьей культуры, пополняя репертуар, специалисты ансамбля ведут активную работу по сбору и изучению фольклорного материала. В экспедициях по селам, станицам и хуторам собран бесценный материал, на основе которого сделаны не только отдельные номера, но и целые программы. Эта работа никогда не останавливается, ежегодно проходят выезды по краю для изучения местного музыкального материала и записи интересных вариантов казачьих песен.

Музыкальный запас нашего края вобрал в себя самые яркие, сложные и богатые вековые традиции народной песенной культуры тех областей России, откуда в прошлые века ехали переселенцы на Ставрополье. Представители различной этнической, сословной и конфессиональной принадлежности внесли свои краски в соцветие неисчерпаемого культурного богатства, которым «Ставрополье» радует и земляков, и тысячи поклонников по всему свету.

По завершении очередной экспедиции начинается основная работа специалистов-фольклористов - расшифровка собранного материала. Так, по итогам фольклорных экспедиций 2012 и 2014 годов в станице Лысогорской расшифровано 30 песен разных жанров, среди этих бесценных жемчужин - «Уж вы, горы мои», песня времен русско-турецких войн «Прощай, Кавказ», «Я на пушке сидел», воинская лирическая «Оставляли мы станицу» и другие. Большая часть уже записана в виде нотного материала и вошла в уникальный сборник «Песни терских казаков станицы Лысогорской», который востребован у специалистов не только в крае, но и за его пределами.

На протяжении 2012 - 2017 годов специалист по фольклору Елена Толстокорова целенаправленно совершила несколько экспедиций в село Александрия Благодарненского района, по крупицам собирая материал для нового песенного сборника. Большую помощь ей оказала руководитель народного ансамбля «Селяночка» Анна Максимовна Серикова, под руководством которой коллектив накопил богатейший песенный и обрядовый материал. Это село – настоящий кладезь для специалистов по запасам бережно хранимых певческих традиций. По итогам этих поездок в 2018 году вышла книга Елены Толстокоровой «И туда гора, и сюда гора…». Народные песни села Александрия». В сборник также вошел материал экспедиций 1975 - 1978 годов, собранный когда-то известным фольклористом Лилией Якоби и расшифрованный Еленой Толстокоровой. В сборник включено 85 песен с нотным материалом и мр3-диском.

В настоящее время готовится новая книга с рабочим названием «Песни станицы Баклановской». Вот так в каждой ставропольской станице открываются все новые сокровища. Так было в ходе поездок в Темнолесскую, Гофицкое, Зеленчукскую, Калиновское… Варианты, исполняемые местными солистами, отличаются от соседних напевами, мелодикой, сочетанием голосов, диапазоном, запевом. Чаще всего в репертуар ансамбля входит все самое яркое, эмоционально выразительное, но и остальной материал не отбрасывается, а вносится в «копилку».

Ставрополье – край многонацио-нальный, и, конечно, песенная и танцевальная культура здесь складывалась под влиянием многих народов. Было время, когда эти места населяли кабардинцы, карачаевцы, черкесы, ногайцы, туркмены, затем осваивали русские, украинцы, греки, армяне. На протяжении веков в огромном плавильном котле крепла уникальная этническая общность терских казаков с их особой музыкой, танцами, обрядами. Этот богатейший сплав и придает народному творчеству терцев неповторимый колорит.

- Сценическое искусство ан-самбля крепко связано с традиционной культурой южнороссийского казачества, в неразрывном единстве русского, украинского и кавказского начал, - говорит заслуженная артистка РФ, художественный руководитель ансамбля Елена Бойко. - Это проявляется в текстах, музыке, костюмах, пластике – русская удаль и открытость, украинский юмор и лиризм, суровая страсть горцев, казацкий задор и размах сосуществуют как единое целое.

Первоначально ансамбль создавался как танцевальный коллектив. Пройдены годы интенсивного развития, и сегодня в репертуаре балетной группы около 30 хореографических композиций. Этот без преувеличения золотой фонд бережно сохраняют новые поколения артистов. Да и как иначе, если, например, брунилинская «Ставропольская кадриль» так полно и сочно раскрывает характеры жителей, заселявших когда-то ставропольские просторы. Тонко подмеченные элементы культуры переселенцев разных областей России и народов Кавказа рисуют широкую панораму взаимопроникновения культур, гармонично дополняющих друг друга. Так, всеми любимая «Степь ковыльная» (постановка Анатолия Брунилина, музыка Виктора Камышникова) языком танца показывает всю красоту природы Ставропольского края, что отражают и костюмы цвета незабываемых ставропольских ковыльных степей, и яркая хореография, демонстрирующие удаль казаков и грацию женщин. Примечательна история этого танца. Когда он вошел в первый репертуар вновь созданного ансамбля, то вызвал неоднозначную оценку специалистов. К счастью, время расставило все по своим местам и показало, насколько востребована эта композиция, которая на каждом выступлении срывает овации зала.

Многие годы особое внимание зрителя привлекает и «Ставро-польская кадриль», также поставленная первым хореографом ансамбля Анатолием Брунилиным, до сих пор занимающая почетное место в репертуаре. Она необычайно популярна у зрителей разных возрастов, а яркие красочные костюмы придают ей особый колорит. Не менее популярны долгожители репертуара, тоже шедевры Брунилина: «Хуторской танок», «Некрасовские вечерушки». Последний, например, исполняется в старинной мягкой обуви – постолах, выделываемых из цельных кусков кожи. Эта обувь делает эластичной походку, легкими и плавными движения, а осанку – строгой и горделивой. Костюмы танцоров также воспроизведены с исторической достоверностью. Танец насыщен энергетикой и производит незабываемое впечатление.

А вот более современный «Танец с бубнами» зритель увидел впервые на 30-летие ансамбля. Поставил его заслуженный артист РФ, лауреат премии Правительства РФ, главный балетмейстер ансамбля Александр Стяжкин. Оригинальное начало с первых тактов приковывает внимание зрителей к этому искрометному, веселому, молодежному, наполненному задором танцу. Красочные костюмы, заводная плясовая мелодия с использованием ритмики бубнов - усидеть на месте просто невозможно.

Особое место в репертуаре балета занимают яркие и нередко гротескные хореографические миниатюры. Они своего рода индикатор мастерства, умения насытить предельно малый объем значительным содержанием. Уникальность миниатюры в том, что каждый раз она смотрится по-новому. Это как маленький спектакль с неповторимым исполнением. В хореографическом искусстве сюжетная миниатюра была и остается одной из самых вдохновенных самостоятельных форм, в коротком танцевальном представлении раскрывающая целые пласты культуры народа. Например, шуточная «Пилипп с конопель» в постановке Геннадия Минха ярко демонстрирует старинную русскую поговорку «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Заигрывая с двумя девушками одновременно, лихой казак в итоге остается один. А в «Казачьих утехах» шутливо представлены бытовые отношения в казачьей среде. Замечательная композиция, сдобренная народным юмором, отличается яркими и незабываемыми образами и неизменно встречается аплодисментами восхищенной публики.

- Искусство танца особо любимо на Ставрополье, - подчеркивает Александр Стяжкин. - Какие бы изменения ни происходили в жизни ставропольцев, танцы в основе своей сохранили неповторимые черты казачьего характера и быта. При этом многонациональный состав казачества, безусловно, оказал влияние и на его культуру. В казачьем танце можно увидеть широкие плавные русские движения, замысловатые дробушки и присядки, кавказскую подтянутость и особую грацию жителей гор.

Именно последовательное пристальное изучение и творческое осмысление фольклора позволяют коллективу так ярко отражать самобытность родного края, да и сам ансамбль не похож ни на один коллектив, работающий в казачьем направлении. Неисчерпаемые истоки народной культуры, отшлифованные мастерством замечательных фольклористов, музыкантов, хореографов, танцоров, вокалистов, делают ансамбль «Ставрополье» не просто уникальным, в них – залог его дальнейшего процветания и популярности. Потому что зритель всегда чутко ощущает подлинность чувств, вдохновения и таланта.

«Живые жемчужины казачьего фольклора»
Газета «Ставропольская правда»
28 мая 2021 года