«Вредный» работодатель не уйдет от возмездия
Компенсацию морального вреда за нарушение трудовых прав теперь можно получить в упрощенном порядке и наказать рублем работодателя, например, за незаконное увольнение. Соответствующий закон приняла Госдума России, внеся изменения в Трудовой кодекс (ТК). Комментирует эти новации известный в нашем регионе эксперт Роман Савичев, Герой труда Ставрополья, генеральный директор ОАО «Юридическое агентство «СРВ».
- Этот закон вносит изменения в статьи 391 и 392 Трудового кодекса (о компенсации морального вреда, причиненного работнику вследствие нарушения его трудовых прав),- отмечает Роман Савичев. - Документ принят во исполнение решения Конституционного суда, признавшего часть первую статьи 392 ТК не соответствующей Конституции. Поводом для такого решения стало заявление гражданина Ч., пожаловавшегося в КС, что законом не установлены сроки обращения в суд с требованием о компенсации морального вреда, причиненного в результате нарушения трудовых прав.
И это действительно серьезный пробел. Сегодня гражданин может выиграть иск к работодателю о нарушении трудовых прав, например, о незаконном увольнении. Однако если он забыл параллельно заявить требование о компенсации морального вреда, то взыскать его после победы в судебном процессе будет уже невозможно. Теперь же справедливость восстановлена: после вступления закона в силу (когда его подпишет Президент) можно заявлять в суде требование о компенсации морального вреда, причиненного работнику, либо одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав, либо в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены полностью или частично.
В пояснительной записке к закону разработчики-парламентарии указывают, что «в соответствии с положениями статьи 237 Трудового кодекса моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, а в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба».
Также напоминаю, что в соответствии со статьей 392 ТК работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал о нарушении своего права. Если же спор конкретно об увольнении — то в суд нужно успеть обратиться в течение месяца со дня получения копии приказа об увольнении или выдачи трудовой книжки (или сведений о трудовой деятельности).
А теперь поговорим о том, сложно ли доказать в суде сам факт причинения морального вреда и на какую сумму компенсации можно рассчитывать. Обращаю внимание на то обстоятельство, что в Трудовом кодексе нет определения морального вреда. Поэтому следует обращаться к статье 151 Гражданского кодекса, где моральный вред определяется как физические и нравственные страдания, перенесенные гражданином в результате действий, нарушающих его личные неимущественные права либо посягающих на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства; степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред; требования разумности и справедливости.
Желая взыскать с работодателя побольше, пострадавшие граждане в качестве компенсации морального вреда подчас заявляют в суде солидные суммы — и 100, и 200, и 300 тысяч рублей. В доказательство предъявляют больничные листы, справки о посещении врачей, показания соседей, измерявших давление, и так далее. Всё это хорошо, но не играет особой роли. Как правило, работнику не обязательно доказывать факт причинения морального вреда. Как свидетельствует практика, суд чаще всего заведомо занимает позицию пострадавшего гражданина. Тем более, что есть постановление Пленума Верховного суда, где указано, что моральный вред заключается и в нравственных переживаниях в связи с потерей работы. Проблема заключается в другом - в размере компенсации. Если речь не идёт о смерти или увечье на работе, то суды взыскивают весьма скромные суммы — как правило, от 1 до 10 тысяч. Максимум 50 тысяч рублей. Такова, к сожалению, практика российских судов. И можно лишь позавидовать, когда на Западе по аналогичным искам пострадавшие взыскивают десятки тысяч и даже сотни тысяч долларов. Думаю, наши суды всё-таки будут двигаться в этом направлении.