© Фото из архива Александры ТАРАСОВОЙ

© Фото из архива Александры ТАРАСОВОЙ

Говорят, что самая удачная работа – это хобби, приносящее доход. Но что делать, если твое увлечение – изобразительное искусство? Реально ли, продавая картины, достойно зарабатывать? Можно ли далеко продвинуться в этом направлении, если не окончил даже художественную школу? На эти и другие вопросы отвечает член Союза художников России, медалист Российской академии художеств Александра Тарасова.

– Как художник-любитель без диплома о соответствующем образовании может сделать свое хобби профессией? Это вообще реально?

– Считаю, что нет ничего невозможного, если у человека есть большое желание и способность к самообразованию. Инструментов для этого сейчас очень много. Рекомендую начать путь с посещения художественных выставок, арт-проектов. Есть такое понятие, как «насмотренность». Необходимо много созерцать, чтобы сформировать свой вкус, видение. Тем не менее, хоть у любителя диплома и нет, но обучаться ему все же придется. Азбука, школа важны в любом выбранном вами направлении. Вы же, когда хотите научиться играть на музыкальном инструменте, обращаетесь к преподавателю? Вот и здесь так. Можно, конечно, начать обучение с онлайн-курсов и книг по композиции, рисунку, живописи. Этого всего сейчас очень много в свободном доступе, но продолжать лучше со своим художником-педагогом, с которым будешь на одной волне.

На Ставрополье много изостудий, в краевом отделении Союза художников ведут занятия и мастер-классы профессиональные художники. Однако торопиться с выбором наставника не стоит. Это очень тонкий момент, своего нужно почувствовать. От проводника в искусство зависит, насколько быстро и крепко ты сам встанешь на ноги в профессии. Кстати, найти его у нас в крае достаточно легко. Члены регионального отделения Союза художников России – невероятно контактные и доброжелательные люди, всегда помогут советом, проконсультируют. В этом ключе очень рекомендую подавать свои работы на выстаком, где комиссия отбирает лучшие картины для ежегодной краевой и городской выставок. И даже если вы не пройдете отборочный этап, то услышите комментарии к своей картине, будет понимание, над чем нужно еще поработать. Даже если нечего пока принести на выстаком, приходите сами! Вы увидите, какие работы проходят конкурс, а какие нет. Потихоньку вольетесь в тему, познакомитесь с современным искусством и его представителями на Ставрополье.

И еще есть один рычаг, который можно использовать в своем развитии. Это молодежное объединение «ЮгАрт». В его рамках еженедельно организуются встречи в зале Союза художников, где позирует модель и есть мольберты. Туда может прийти любой заинтересованный искусством, абсолютно бесплатно. Юным для этого быть совсем не обязательно. Знаю точно, что там можно не только самому рисовать, но и понаблюдать за техникой работы профессионалов с чистого листа до завершенной работы.

– Чем отличается будущее художников с образованием и без него? Стоимость работ разнится?

– Будущее художника без образования никак не ограничено. Например, в ежегодных молодежных выставках может принимать участие любой непрофессиональный художник, важно соответствие заданной теме – и вперед! Пробуйте свои силы, сравнивайте, анализируйте. Большое количество онлайн-выставок проводится тоже без дискриминации по этому признаку. И это хорошо: можно посмотреть на себя со стороны, сравнить свои работы с другими.

Если говорить о стоимости картин и доходах художника в целом, то здесь много нюансов. При желании можно достаточно хорошо жить, зарабатывать больше, чем средняя зарплата. Понятно, что творчество – это нестабильный заработок за счет заказов. Их то много, то нет. А из стабильного – художники дают уроки в студиях, но это ниже прожиточного минимума. Так, легкая поддержка, удерживающая на плаву, но не заработок. Все же у нас строится доход на продажах, частных заказах. Конечно, у профессионала чаще всего картины отличаются более высоким качеством, поэтому они и стоят дороже. Но любитель может быть не хуже профи, может учиться и расти, думаю, кто как над собой работает, тот так и живет.

На мой взгляд, сейчас все же происходит обесценивание художественного образования, труда. Обидно, когда по одной цене продаются работы человека, который учился пятнадцать лет, и всего пару месяцев. Может быть, у начинающих художников стоит поучиться напористости, хватке менеджера, чутью маркетолога. Бывает и так, что люди продают картины гораздо лучше, чем рисуют их. Грустно, что не каждый человек может отличить хорошую работу от не очень.

– Не дадите совет, как это все же сделать?

– Я однажды была на пленэре и наблюдала за коллекционером, который выбирал картины, и не могла понять, каким образом он покупал самое лучшее, самое интересное, самые сливки! Когда я задала ему вопрос о том, как происходит отбор, услышала интересную фразу: «Если я понимаю, как это сделано, то мне неинтересно, а если не понимаю, как это сделал художник, то мне это нужно». Вот профессионализм как раз и заключается в том, что работу профессионала нельзя повторить. Можете? Значит, это уже не искусство.

– Как и когда организовать первую в своей жизни выставку, если тебя, художника-непрофессионала, уже в общем-то признали, но ты остался неопытен в подобных вопросах?

– После того как войдешь в профессиональную среду художников, поймешь, когда пора. Лучше предварительно посоветоваться с опытным коллегой-наставником. Нужно научиться понимать, что ты пишешь и какая может быть минимальная и максимальная цена работ. Есть очень много онлайн-галерей, где можно для начала продемонстрировать свои работы.

Персональных выставок художник за жизнь делает не так уж много. Мне 38, и у меня прошла только четвертая (речь идет о выставке графики «Черновики» – Авт.). Но хочу сказать, что на первую меня пригласили и я выставлялась бесплатно. А вообще условия всегда разные. Давайте примерно спланируем, куда именно уйдет бюджет, если организовывать свою персональную выставку.

Начнем с галереи: либо платишь за аренду, либо передаешь в ее собственность несколько своих работ. Далее идут расходы на промоматериалы, афиши, буклеты, каталоги – это уже тянет финансово. И еще не забываем о том, что нужны средства на оформление работ – паспарту и багет. Это я еще не беру в расчет, сколько средств необходимо на создание самих работ – подрамники, холсты, краски.

В общем, к персональной выставке нужно тщательно подготовиться. И раз уж ты тратишь на это деньги, сделай это качественно. Лучше решаться, когда за плечами несколько групповых выставок и собран объемный материал, из которого ты выбираешь лучшие картины для экспозиции.

Елена АЛЕКСЕЕВА

Считаю, что возможно всё / Газета «Ставропольская правда» / 2 апреля 2021 г.