Банк России выпустил сборник лекций по финансовой грамотности в аудиоформате. Для нашей страны это, по большому счету, первый опыт подобного рода. Ведь так сложилось, что в основном материалы по финпросвещению все же рассчитаны на визуальное восприятие: это статьи, видеоролики, плакаты и листовки. Однако теперь познакомиться с азами финграмотности стало еще проще – их можно слушать в машине, на пробежке, в ходе каких-то домашних дел и т.д.

Примечательно, что идея выпуска такого сборника аудиолекций принадлежит ставропольскому отделению Южного ГУ Банка России. Здесь же занимались и непосредственно его созданием. Об этом нам рассказал управляющий отделением Георгий ТИКУНОВ. Кроме того, мы сегодня беседуем о том, можно ли вообще оценить динамику в процессе повышения уровня финграмотности населения и почему люди продолжают верить мошенникам вопреки многочисленным предупреждениям.

– Георгий Алексеевич, расскажите о том, по какому принципу отбирались темы аудиолекций. Кто все же является ключевой аудиторией в данном случае?

– В качестве аудитории мы рассматриваем абсолютно всех пользователей финансовых услуг – от школьников до пенсионеров. Но подчеркну, что по большому счету выпуск такого сборника позволил заполнить давно существовавший пробел: особенную ценность аудиолекции представляют для незрячих и слабовидящих, лишенных возможности воспринимать существующий пласт визуальной информации по финансовой грамотности. Тем самым, наш сборник устранил этот барьер на пути финансового просвещения людей с патологиями зрения.

Сборник содержит двадцать аудиолекций, которые посвящены взаимоотношениям человека с финансовым рынком. Темы подобраны не стихийно – мы попытались прежде всего обратиться к каким-то стандартным ситуациям, с которыми сейчас сталкиваются большинство людей и которые несут в себе те или иные риски.

В итоге сборник аккумулировал наиболее значимую и актуальную информацию: как противостоять мошенникам, что нужно знать о лжебанках, нелегальных кредиторах и финансовых пирамидах, как грамотно взять кредит или микрозаём, как узнать свою кредитную историю и как защищать свои права как потребителя финансовых услуг.

Нигде на российском рынке аудиопродукции мы не видели больше подобного сборника аудиолекций, затрагивающего такой широкий круг вопросов финансовой грамотности. И принципиально важно, что обо всем рассказано простым и доступным языком. Мало того, чтобы учесть всю специфику незрячей и слабовидящей аудитории, мы проводили консультации со специалистами, работали с фокус-группой и по итогам вносили корректировки в свои черновики. Звучащий текст выверен интонационно – с акцентами и звуковыми сигналами, необходимыми для незрячих людей.

– В современных условиях финансовую грамотность людей с ограниченными возможностями здоровья стали относить к числу крайне важных факторов их социальной адаптации.

– Я согласен с этой позицией. В наше время очень важно иметь верное представление о ключевых финансовых услугах и продуктах, уметь рационально вести личный или семейный бюджет, анализировать возможные финансовые перспективы и учитывать риски. Не случайно, уже к базовым навыкам современного человека относят умение использовать финансовые инструменты и разумно распоряжаться собственными доходами. В противном случае высока доля опасности принять неправильное финансовое решение или стать жертвой мошенников.

Этому подвержены все слои населения, однако есть группы, которые в силу психологических или физических особенностей рискуют больше других. Особенно на фоне технологий, насквозь пронизывающих сейчас финансовую сферу: по сути у нас на глазах с завидной регулярностью «обновляются» финансовые инструменты и сопутствующие им риски.

Людям с ограниченными возможностями здоровья бывает затруднительно найти информацию на эти темы. Отсюда и цель нашего проекта – предоставить в доступном и удобном формате все необходимые материалы для того, чтобы не только принимать взвешенные финансовые решения, знать свои права, но и чувствовать себя увереннее и комфортнее в повседневной жизни. Компетентность в сфере финансовой грамотности для многих людей с ограниченными возможностями здоровья – одна из составляющих их успешной самостоятельной жизни и трудовой деятельности, стабильности и улучшения собственного финансового благополучия.

Приятно говорить, что наша инициатива с выпуском сборника аудиолекций была поддержана руководством Банка России. Теперь материалы активно используются по всей стране в разных образовательных форматах. Помимо мероприятий для незрячих людей, они вписались в вузовские и школьные активности.

И кстати, мы решили не останавливаться на достигнутом. Следующий шаг – создание материалов по финграмотности для тех, кто не видит и не слышит. Нами уже начата подготовительная работа. Хотя особо подчеркну, что это лишь небольшой фрагмент нашей постоянной деятельности в сфере повышения уровня финграмотности ставропольцев.

– Георгий Алексеевич, последние годы у нас в стране ведется масштабная просветительская работа на ниве финансового просвещения. Задействованы и органы власти, и банки, и страховщики… Резонно спросить о том, виден ли результат прилагаемых усилий.

– Понятно, что в этой сфере «упаковать» результаты в какие-то конкретные цифры сложно. Хотя подтверждений тому, что мы движемся в правильном направлении немало.

Так, постепенно снижается уровень проблемных заемщиков и проблемных займов, но повышается уровень так называемой финансовой дисциплины, так как обстоятельства вынуждают людей задумываться о формировании личных накоплений и способах их сохранения. Например, мы регулярно проводим опросы населения края и видим, как сокращается доля респондентов, которые тратят все денежные средства на текущее потребление и не формируют финансовый резерв (26,2% против 32,3% в 2019 году). Люди – особенно экономически активное население – развивают в себе навыки осознанного потребления и финансового планирования. Ведь, например, сам по себе вопрос о том, сможет ли человек вовремя выполнять обязательства по очередному кредиту, вторичен. Первичное значение здесь имеет то, какой кредит для человека будет выгодным: на покупку смартфона последней модели или ипотека во время действия привлекательных ставок по госпрограммам.

Кстати, отвечая на подобные вопросы, я также привожу в пример продолжающий расти на Ставрополье показатель безналичных расчетов. В некотором смысле здесь квинтэссенция двух направлений, которыми мы усиленно занимаемся: это повышение финграмотности населения и обеспечение доступности финансовых услуг.

В конце концов, повышение уровня финансовой грамотности населения России имеет государственное значение. От того, насколько люди осведомлены о финансовых услугах, умеют правильно ими пользоваться, зависит их собственное благосостояние и качество жизни, а также участие в экономике. Финансово грамотные люди меньше подвержены риску стать жертвами мошенников, вложиться в пирамиды, но при этом они более открыты для инвестирования в инструменты, работающие на экономику.

– Помимо сборника аудиолекций и занятий в классических форматах с разными категориями населения, какие формы финпросвещения, используемые Банком России, вы бы выделили?

– В свое время при участии ставропольских специалистов Банка России сотрудники многофункциональных центров Ставрополья прошли комплексное обучение финансовой грамотности. Они в числе прочего узнали об особенностях работы финансовых организаций, принципах безопасного использования платежных карт.

В сельской глубинке, где уровень финграмотности населения объективно ниже, это те люди, которые могут дать заявителям первичную информацию, предостеречь от действий мошенников, от необдуманных решений.

– Тем не менее, факт, что люди продолжают верить аферистам. Сводки полиции изобилуют историями про жертв социальной инженерии, которые вмиг теряют и сотни тысяч, и миллионы рублей.

– Прошлый год выдался тяжелым не только в плане ухудшения эпидемиологической ситуации. Пандемия и масштабная самоизоляция стали фактором бурного развития финансового мошенничества. Применяемых методов социальной инженерии множество – смишинг, вишинг, фишинг, подмена номеров телефонов, так называемая компрометация корпоративных электронных адресов, кражи паролей и персональных данных… Клиенты банков оказались под массовым давлением аферистов.

При этом посмотрите, на первый план вышло именно кибермошенничество, когда ставка делается не столько на новые технологии, сколько на человеческий фактор. Расчет на ситуацию сложной психологической обстановки и изоляции. Люди, склонные в первую очередь доверять, а не проверять, после звонков почти бездумно переходят по вредоносным ссылкам, устанавливают приложения, оформляют кредиты. Мошенники умело используют общий новостной фон, проявляют участие в проблемах — то якобы помогают оформить социальные пособия, то теперь спекулируют на вакцинации и медицинских обследованиях, также аферисты взяли в оборот тему защитных действий финансовых организаций и правоохранительных органов.

Тем не менее, скажу, что понимание масштабов ситуации, квалификация и инструментарий у участников финансового рынка и регулятора, в частности, есть. Совершенствуется нормативная база, Банк России оперативно реагирует выпуском соответствующих распоряжений, а платежные системы и банки делают выводы и реализовывают новейшие решения для защиты клиентов.

В свою очередь всем пользователям финансовых услуг важно помнить о недопустимости передачи данных своих банковских карт посторонним лицам, и вообще критически относится ко всем разговорам незнакомцев о деньгах

****

Аудиолекции «Финансовая культура» доступны всем желающим – их можно бесплатно скачать на сайте Fincult.info и портале электронных книг Литрес или слушать онлайн во ВКонтакте, YouTube, Telegram и сервисе Яндекс.Музыка.

Юлия ЮТКИНА

Заполнить пробел голосом / Газета «Ставропольская правда» / 14 апреля 2021 г.