© Фото: из архива газеты «СП»

Четверть века музей изобразительных искусств предоставляет «молодежке» свои коллекции для экспозиций в библиотеке. Кто-то удивится, кому нужны художественные выставки в библиотеке? Чтобы молодой читатель по пути в абонемент или читальный зал походя бросил взгляд на картины, украшающие стены холла? Или это забота об интерьерах, способ развлечь посетителей? Если не так, то как? Ведь в библиотеке нет профессиональных экскурсоводов для работы с посетителями… С этого вопроса началась наша беседа с Л. Игнатовой, директором Ставропольской краевой библиотеки для молодежи имени В.И. Слядневой, которая, едва придя на руководящую должность, завела практику демонстрации художественных выставок.

– Людмила Фёдоровна, расскажите, как всё начиналось?

– С сотрудничества со Ставропольским краевым музеем изобразительных искусств. В 1995 году накануне празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне мы задумали выставку, идею которой я подсмотрела во время поездки в Ленинград (ныне Санкт-Петербург) в Выставочном зале Пушкинского музея.

Название мы решили не менять: «Агитация за счастье». При этом меня нисколько не тревожила мысль, что в нем чистый плагиат, ведь материал-то разный. Да и вряд ли нам удалось бы изобрести лучший по точности мысли и остроумию вариант.

Мы собрали обширный художественный и документальный материал, показывающий жизнь 30 – 50-х годов, чтобы показать жизнь целых поколений с искренностью, любовью, но без прикрас – во всей противоречивости того времени. Гостиная библиотеки была освобождена от мебели и случайных картин. Их место заняли работы замечательных художников ставропольцев.

Я считаю, что реализовать задуманное без поддержки моей коллеги, директора Ставропольского краевого музея изобразительных искусств Зои Александровны, Белой нам бы не удалось. Представила: в пустом еще зале – картины, отражающие простые будни наших отцов и дедов, о которых они рассказывали как о счастливом времени своей молодости. И я поняла, что выставка получится. Перед тем как сделать экспозицию, были многочисленные встречи с молодежью, беседы об искусстве и литературе, в том числе о Великой Победе в Отечественной войне, судьбах выставленных книг, посвященных этому событию…

Именно Зоя Александровна подсказала, как лучше организовать выставочное пространство в фойе библиотеки, а художник Е. Биценко (к сожалению, недавно ушедший от нас) – как скрыть и закамуфлировать недостатки помещений тканью.

Так началось наше долговременное сотрудничество. В итоге вот уже четверть века посетители нашей библиотеки могут любоваться искусством российских, ставропольских и даже зарубежных художников. За это время прошло уже более 50 выставок.

– В прошлом году в «молодежке» демонстрировалась выставка своеобразного художника В. Мананкина. Как удалось решить вопрос с показом не репродукций, а именно картин?

– Это был как раз исключительный случай. Юбилейную выставку художника я видела в музее, но репродукций Мананкина там не оказалось. Вот мы и договорились с Владимиром Васильевичем о предоставлении картин из его личной коллекции, он же помог выстроить логику их размещения в нашей гостиной. Работы очень своеобразные, творческий почерк художника не спутаешь ни с каким другим. Кстати, Владимир Васильевич помогал нам и в проведении нескольких экскурсий по выставке. На встречи мы приглашали студентов вузов и старшеклассников. В. Мананкин оказался очень интересным собеседником, а его картины многозначными. Иногда молодым людям приходилось буквально разгадывать загадки, зашифрованные в работах. И они с удовольствием это делали. К слову, в открытии этого художника для посетителей также есть заслуга Зои Александровны. В. Мананкин – один из плеяды так называемых самодеятельных художников, которых музей изоискусств опекает и дает возможность выставлять им свои работы. Это члены творческого объединения «Третий берег». Сегодня многие имена коллег Владимира Васильевича хорошо известны любителям живописи.

– А какие темы при подготовке выставок в «молодежке» вы считаете самыми востребованными?

– Например, уникальная природа Ставрополья и ее защита. В разные годы этой теме было посвящено несколько выставок. Одна из них «Край родной, навек любимый». Как сейчас помню: картины насыщены летним теплом, уютом городских двориков, бескрайними просторами полей… Еще одна экспозиция – «Цветы» – с репродукциями произведений художников из музеев России, ближнего и дальнего зарубежья.

– Запомнилась мне и передвижная выставка плаката, которая была выполнена в рамках проекта «Природа творчества. За экологию будущего!». Она была направлена против вредных привычек - курения, алкоголизма, наркотиков. Тема тоже чрезвычайно актуальная, поскольку именно молодые люди более всего подвержены искусу попробовать запретный плод.

– Очевидно, вы имеете в виду репродукции студентов Пятигорского колледжа искусств, выставку которых мы смогли организовать также благодаря краевому музею изобразительных искусств. Подобные экспозиции мы готовы делать каждый год. Аудитория меняется, а тема экологии человека остается актуальной. Выставка помогла нам прежде всего при проведении мероприятий на тему борьбы с вредными привычками. Мы приглашаем для бесед с молодежью врачей и специалистов по борьбе с наркоманией – присутствие визуального ряда позволяет достигнуть большего результата. Как-то перед разговором на тему наркомании мы провели экскурсию по выставке плаката и показали молодым людям документальный фильм о наркомании. Это было как удар. Посыпался град вопросов: излечивается ли наркомания, часто ли происходят смертельные случаи, есть ли на Ставрополье, как в других регионах страны, общины, где молодежь находится в изоляции и излечивается трудотерапией. Специалисты отвечали на вопросы, а наши сотрудники знакомили молодежную аудиторию с литературой по теме. Встреча получилась насыщенной, интересной. Значит, мы попали в самую точку. Замечу, что далеко не всегда юноши и девушки бывают так активны. Чаще мы сталкиваемся со скептицизмом, даже недоверием или наши юные посетители просто отмалчиваются.

– СКБМ имени В.И. Слядневой – библиотека для молодежи. Знакомите ли вы своих читателей с молодыми художниками и с их работами?

– Конечно же. Одна из оригинальных выставок экспонировалась у нас совсем недавно. Ее автор – москвич Сергей Строганов. Он работает в очень редкой сегодня технике рисунка цветными карандашами в жанре анималистики. Иначе говоря, рисует животных, зверей, но так, что мы видим их живые эмоции и действия.

Работы Сергея – это оригинальные иллюстрации к басням Эзопа, Лафонтена и с младых ногтей любимого дедушки Ивана Крылова. Когда в нашей библиотеке появились работы С. Строганова, возникло ощущение, что отовсюду на юных посетителей смотрят наблюдающие, оценивающие, лукавые глаза животных, в которых можно было увидеть отражение тех самых чувств, которые испытывают люди. Четко в соответствии со строками Лафонтена. «Я часто мог сказать, к какой зверей породе принадлежат иные из людей. Король не менее, чем подданный, грешит. И добродетелей не менее имеет».

– А случается ли так, что художественная выставка становится носителем какой-то качественно новой для молодежи информации? Практически открытием.

– Да, конечно. В каждой выставке присутствует информация, о которой определенная часть аудитории ничего не слышала. Но при этом обязательно находится кто-то из молодых, радующих знанием предмета. И был всего один-единственный случай, когда не нашлось ни одного знатока, который бы объяснил, что такое «экслибрис». Это случилось, когда мы сделали выставку нашего земляка художника Владимира Митина, она прошла в библиотеке в этом году.

Читатели подрастают, меняются поколения… Одна из выставок по экслибрису была здесь в далеких 90-х годах. И тоже с подачи З.А. Белой, а несколько лет назад экспонировалась «Экслибрисная Пушкиниана».

Тамара ДРУЖИНИНА