Как корреспондент «СП» побывал на месте раскопок археологического комплекса «Горное эхо» спустя 15 лет
Ровно 15 лет назад мне довелось побывать на раскопках археологического комплекса «Горное эхо». Но тогда на северо-западную окраину Кисловодска меня привез местный коллега на собственной машине, поэтому не было нужды запоминать дорогу. Сегодня же в связи с введенным на курорте режимом самоизоляции я счел за благо отправиться туда один и на велосипеде - по безлюдному руслу рек Подкумок и впадающей в него Аликоновки.
За полтора десятка лет поселок Луначарского, сползающий по склону от городской больницы к руслу реки Аликоновки, неузнаваемо изменился. На месте дачных участков и притулившихся на неблагоустроенной окраине города-курорта невзрачных домиков выросли целые улицы двух-трехэтажных коттеджей. А на дороге, мощеной обломками известняка, о которые я тогда сбивал ноги, проложили асфальт и даже пустили по нему маршрутку.
И вот я на плато! То справа, то слева вижу аккуратно сложенные груды обработанных камней. Возле одной из них обнаруживаю до боли знакомое место. У меня до сих пор хранится фотография, сделанная с этого самого места 15 лет назад. Прямо под ним фундаменты жилищ аланов, выполненные в форме рыбы.
А на этой груде камней я стоял и беседовал с высокой, статной женщиной в больших роговых очках. К тому времени заведующая сектором этноархеологии Института этнологии и антропологии Российской академии наук Ирина Аржанцева уже десять сезонов подряд руководила раскопками на этой окраине Кисловодска. К сожалению, работа продвигалась медленно, поскольку в конце 90-х - начале 2000-х годов в раздираемой внутренними конфликтами стране денег на археологию выделяли крохи.
Тем не менее собранного летом материала Ирине Аржанцевой хватало, чтобы в межсезонье делать новые доклады на международных конференциях. Причем настолько интересные, что в Кисловодск, дабы воочию лицезреть это археологическое чудо, приезжали специалисты из Израиля, Англии, Германии и США.
Вряд ли обнаруженные многочисленные обломки средневековой керамики, орудия труда и наконечники стрел могли вызвать такой интерес. Привлекала аргументированная гипотеза Ирины Аржанцевой: на этой скале, господствующей над проходом по ущелью реки Аликоновки к перевалам Западного Кавказа и далее к Костантинополю, располагалась столица владетеля Западной Алании Сарозия.
В византийских хрониках неоднократно упоминали этого выдающегося средневекового полководца. По данным археологов, в крепости на скале постоянно находилось около 300 воинов и членов их семей. Но во время опасности сюда, под защиту крепостных стен, перебирались еще семь сотен крестьян-аланов, обрабатывавших поля на искусственных террасах, насыпанных на склонах близлежащего ущелья.
Я тогда увлекся было этой теорией, но в повседневной суете забыл и о ней, и об Ирине Аржанцевой.
А сейчас вижу, что и экспедиция Российской академии наук тоже уже много лет не была в «Горном эхе». На том месте, где 15 лет назад запечатленная моим фотоаппаратом архитектор Надежда Решетникова кропотливо зарисовывала каждый камень кладки фундамента, вырос не только бурьян, но и деревце высотой метра полтора.
Но даже те основания каменных боевых башен и жилищ, что тогда успели раскопать на обширном плато, производят сильное впечатление.
Нечто подобное я видел в Ростовской области, под Таганрогом. Вот только ростовчане, в отличие от кисловодчан, умело распорядились своим археологическим наследием: на входе продают билеты, повсюду установили таблички, проложили мостики между раскопанными и частично воссозданными жилищами. Более того, построили небольшой крытый музей и открыли стрельбище по мишеням из исторических луков (точных копий тех, что нашли на этом месте).
А здесь полное забвение, хотя рядом проходит оживленная туристическая трасса.
В обычное, не карантинное, время по ней десятки раз в день проезжают экскурсионные автобусы. Там, чуть дальше, шоссе их уводит в ущелье. Через несколько сот метров автобусы останавливаются на обширной площадке возле Замка коварства и любви.
Если на трезвую голову разобраться, то что привлекательного в этом «замке», помимо названия? Обычный современный ресторан. Только и того, что его ограде придали видимость крепостной стены да придумали легенду, как с нависающей над ним скалы якобы бросились в бездну влюбленные…
А между тем буквально в двух-трех километрах от ресторана находится подлинный средневековой замок.
Надо только его до конца раскопать да воссоздать некоторые башни и жилища, и Ставрополье получит едва ли не самую яркую жемчужину в своем туристическом ожерелье. К ней не только ведет весьма удобный подъезд, но и у подножия скалы уже много-много лет пустуют три громадных трехэтажных корпуса бывшего то ли пионерлагеря, то ли санатория. Быстренько отремонтировать хоть один из них - и получится отличная гостиница для тех, кто захочет в течение нескольких дней, а то и недель углубиться в средневековую историю в близлежащем археологическом комплексе.
Однако вот уже 15 лет, со времени моего предыдущего посещения «Горного эха», подробно описанного в краевой газете «Ставропольская правда», туристы едут мимо подлинного средневекового замка в мнимый.
26 мая 2020 года