Фронтовые дороги писателей Ставрополья представляют в краевом Литературном центре
В Год памяти и славы в Ставропольском краевом литературном центре сформирована необычная экспозиция, представляющая фронтовые портреты земляков — писателей Ставрополья. Довоенный численный состав краевой писательской организации был невелик, зато какие открываются судьбы! Каждая биография достойна отдельного рассказа. И не случайно стенд со снимками и архивными документами украшают изображения ордена Красной Звезды, которого были удостоены практически все писатели-фронтовики...
- Мы постарались проследить фронтовой путь каждого, - рассказывает методист Литературного центра Елена Бондарева. - Изучили биографии писателей-фронтовиков, их произведения, архивные материалы, нашли даже наградные листы. И литераторы, чьи имена много лет на слуху, чьи произведения читаются в школе, открылись с такой неожиданно интересной стороны!
Разными дорогами войны прошли они. Как сегодня выясняется, порой сражались чуть ли не рядом. Например, кадровый военный майор Михаил Усов и совсем юный восемнадцатилетний Владимир Дятлов участвовали в освобождении Кавказа, оба — конкретно сражались за Моздок. Как впоследствии признавался В. Дятлов: «Для нас неопытных, не видавших смертей, затяжные бои под Моздоком были сущим адом. Из 120 курсантов-бойцов в живых осталось 13…». А М. Усов описал моздокские военные «впечатления» в книге «Длинные ружья». Так называли и противотанковое оружие, и солдат, выходивших с ними один на один навстречу бронемашинам… У каждого пережитое на войне нашло отражение на страницах их произведений. Ожесточенные бои в районе Кенигсберга описал Сергей Дроздов в повести «Дорога на Бальгу», так называлось старинное поселение на Балтике. Как заметила Е. Бондарева, чем больше читаешь их и о них, тем яснее понимаешь: они все — героические личности!
Карп Чёрный пошел на войну в 39 лет, будучи преподавателем Ставропольского пединститута. Имея слабое зрение, отказался от брони, а кем он мог воевать с такими глазами? Стал финансистом армии и за свою службу получил орден Красной Звезды. Именно благодаря таким людям в годы войны был выстроен четкий порядок в организации жизни армии - снабжения, всевозможного обеспечения, работы военной почты… Начальник финчасти 4-го Украинского фронта К. Черный умудрялся под огнем выдавать солдатам денежное довольствие, понимая: им вот-вот идти в бой, и вернутся ли они живыми?.. Сейчас эти детали, не известные новым поколениям, особенно интересны и трогательны.
Любопытно, что на эту тему другой писатель-фронтовик Илья Чумак напишет потом коротенький рассказ «Награда», из которого становится понятно, как ценили бойцы армейского финансиста за честность, порядочность и смелость. Сам И. Чумак был контрразведчиком, офицером СМЕРШ. В его записных книжках запечатлен случай, пережитый им лично, а ныне воспринимаемый как сюжет для боевика. Группа Чумака должна была обнаружить диверсантов, особенно активизировавшихся на тот момент на Западном фронте. Много их направлялось разведшколами Абвера. Чумак с товарищами буквально прочесали весь участок прифронтовой полосы - никаких следов. Хотя на руках были даже словесные портреты диверсантов… За несколько бессонных суток все уже сбились с ног. Тогда командир, видя, как вымотался Чумак, дал ему три дня отдыха в тылу. Дескать, вернешься со свежим взглядом. И вот Илья уже в предвкушении отдыха, останавливает попутку. В кабине водитель и две девушки в военной форме. Он запрыгивает в кузов. Едут. Шофер разговорчивый попался, начал рассказывать, вот мол и девчата тоже с передовой едут. А Чумак видит через прорванный брезент кабину и ощущает какое-то несоответствие в облике девушек. У чекиста взгляд острый, наметанный. Бросилось в глаза, что уж как-то слишком опрятно они одеты, новая форма с иголочки, красиво уложенные чистые волосы… Что делать? Он-то один, а они явно хорошо подготовлены. Постучал водителю и попросил остановить: якобы живот скрутило. А сам лихорадочно соображает, как быть… И тут на его счастье из-за поворота показался патруль! Офицер и два солдата. Он — к ним. Предъявил свои документы, слава богу, офицер оказался сообразительным, словом, молниеносный арест так долго разыскиваемых диверсантов состоялся. Те даже не успели среагировать: с виду все выглядело обычно — патруль всех проверяет…
Другой эпизод из записной книжки Чумака наглядно показывает его человеком очень принципиальным, скрупулезным и справедливым. Он, например, не считал, что каждый, кто вернулся из плена, обязательно предатель. Всегда старался разобраться. И несколько таких ситуаций записал для себя. По сути же, он фактически спас от расстрела тех бойцов, хотя это в военной обстановке и для него было небезопасно… Для Ильи Васильевича война закончилась тяжелым ранением при обезвреживании его группой огневой точки противника. Была опасность потерять ноги, но все-таки врачи его спасли, правда, комиссовали. И вернулся он в Ставрополь, в родную ему газету «Ставропольская правда»! Где и продолжал работать… Многим запомнился и непростым характером, и острым восприятием любой несправедливости.
Потрясающую военную судьбу имел Евгений Карпов. На фронт ушел в первых рядах в 41-м, был артиллерийским топографом. А это глаза армии! Отмечали дислокацию частей противника, его огневые точки, и все это делалось под смертоносным огнем, в любую погоду. А от точности их работы зависел успех боев. Случилось так, что в 1942-м под Ростовом, недалеко от города Шахты, Карпов попадает в плен. Около двух лет - концлагерь. Потом фильтрационный лагерь в Гродно. Его проверили и отпустили, наверно, попался такой же честный особист, как И. Чумак… Эту историю Карпов отразил в книжке «Крупицы добра».
Слушая эмоциональный рассказ Елены Бондаревой, начинаешь по-иному представлять себе героев экспозиции — именно как героев. С этими интереснейшими материалами сотрудники Литцентра знакомят старшеклассников на проводимых здесь литературных уроках. Да и каждая творческая встреча обязательно сопровождается показом экспозиции. Ведь даже не все нынешние писатели знакомы с такими страницами биографий своих коллег. Иоаким Кузнецов, Игорь Романов, Вениамин Ащеулов — теперь эти имена не только в ставропольской литературе, но и в героической летописи края.
Еще об одном удивительном пересечении судеб рассказывает художественный руководитель Литературного центра Виктория Мардиросова. Известен всем, конечно, факт подвига Ивана Булкина в ходе освобождения Ставрополя от фашистов, его героической гибели. Но вряд ли многие знают о том, что, когда в начале 43-года наши войска, подойдя к Ставрополю, встретили ожесточенное сопротивление немцев, И. Булкин подобрал сводный разведотряд, в который вошли именно ставропольцы, хорошо знавшие город. Среди них был и ставропольский писатель Андрей Исаков. Как он сам потом писал, радостный день освобождения Ставрополя омрачила гибель его друга Ивана Булкина. И посвятил ему пронзительное стихотворение «Товарищ с Волги». Андрей Исаков, как и Семён Бабаевский, Эфенди Капиев, был военным корреспондентом. Наверняка сегодня в архивах Минобороны хранятся те фронтовые газеты, в которых они печатались…
Богатейший материал, собранный сотрудниками Литературного центра, в эти дни задействован в проводимых для школьников спектаклях и уроках. По признанию В. Мардиросовой, надо видеть, с какими глазами даже ребята из младших классов слушают, например, стихотворение «Пять тополей» Ивана Кашпурова, посвященное матери, которая после гибели на фронте каждого сына сажала тополя, когда ей приносили похоронки… «И стоят живыми обелисками пять пирамидальных тополей».
- Героико-патриотическая тема присутствует в нашей работе постоянно, - подытоживает директор Литературного центра Валентина Образцова. - Нам не раз говорили педагоги школ, что наши литературные спектакли нужно показывать ежегодно, каждому новому поколению! И мы стараемся как можно ярче представить творчество именно ставропольских писателей, которых, несмотря на разговоры о региональном компоненте учебной программы, дети знают явно недостаточно. Восполнению этих пробелов, уверена, послужит и нынешняя выставка о писателях-фронтовиках.
Материалы выставки могли бы стать отличной основой для издания буклета и набора открыток, такую мечту вынашивает коллектив Литцентра. Надо полагать, идея найдет поддержку в министерстве культуры края. Пропагандировать героические биографии земляков можно и в таком — малом, подарочном — жанре, посвятив каждому герою отдельную открытку. Хорошо бы выпустить их большим тиражом, чтобы можно было дарить ставропольским школьникам на литературных встречах не только в Год памяти и славы, но и в дальнейшем.