В Ставропольской краевой библиотеке для молодежи имени В.И. Слядневой вышел в свет «Литературный календарь», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 77-летней годовщине освобождения Ставрополья от фашистской оккупации.

Календарь знакомит читателей с военными стихами известной поэтессы Валентины Слядневой, а иллюстрирован работами заслуженного работника культуры РФ, члена Союза художников России Дмитрия Гущина. Обе творческие линии объединяет тема Года памяти и славы в России.

Обычно цель календаря прагматическая: он помогает ориентироваться во времени и важных датах, заглянуть в будущее или назначить срок исполнения дел, обещаний, надежд. На этот раз все несколько иначе. Календарь словно возвращен составителями из... прошлого. Как его название «Я огненного времени птенец» выросло из стихотворной строки Валентины Слядневой, так и «Литературный календарь - 2020» родился из мемориальной деятельности библиотеки по изучению жизни и творчества поэта.

Валентина Ивановна не просто помнила войну – война жила в ее сердце незаживающей раной, день за днем диктуя берущие за душу строки.

О войне стихов я не пишу,

И в слова о смерти не играю.

А с бойцами в бой сама хожу

И не понарошку умираю…

Война была страшная, а жизнь тяжелая. И для взрослых, и для детей. Не в пример нынешнему поколению малолетки быстро взрослели. «Вообще не понимаю, как я выбилась из той жизни, книжки читала, ходила за стадом… Только и знала – бегать в библиотеку за новой книжкой. Всегда в труде, в поле, на току, на огороде… Наверное, так жизнь меня крепко соединила с народным языком, народными судьбами», – писала о своем детстве Валентина Ивановна.

Юбилейная дата Победы – не только праздник со слезами на глазах. Это еще и наша всеобщая миссия – восстановить правду о войне и Победе в чистоте и величии. На всю жизнь для Валентины Слядневой эта миссия оставалась самой значимой. В «Литературном календаре» правда о сороковых-роковых приходит к читателю через жизнь и творчество поэта, что делает ее еще более зримой, пронзительной.

У календаря простая и строгая логика: поквартальное деление дат с последующей «раскадровкой» листков на месяцы. Каждую страницу украшают стихи поэта и картины Д. Гущина. Здесь художник – как чуткий камертон времени и событий. Его кисть не только воспроизводит реальность лиц и событий, это всегда жизнь в присутствии... смерти. Для читателя стихи как бы придают событиям сороковых-роковых высоту, а иллюстрации – глубину.

Каждый информационный трехмесячник начинается прозаической вводной из сборника воспоминаний В. Слядневой «Перепелиная душа»: поэтесса ведет доверительный разговор с читателем. «Я хочу поблагодарить тебя, дорогой читатель, за то, что ты со мной заодно. Без твоей веры мне было бы нелегко, как бывает нелегко одинокой птице одолеть пространство при полете, как нелегко было бы солнцу, не знай оно, кому светит». Ни в прозаических отрывках, ни в поэтических строках вы не найдете пафоса, они честны и искренни. А то, что трогают до слез, так это ведь потому, что «душа с душою говорит».

Не спрашивай, сынок,

какой была война!

У бабушки своей

возьми ты ордена.

С тех пор, как военком

их в дом принес,

Она слепа, слепа она от слез...

Таков лирический посыл и одновременно напутствие новому поколению читателей, почти не знающему правды о том, какой непомерной ценой далась защитникам Родины Победа. Это накал чувств крепнет от страницы к странице, выливаясь в строки:

«На алтаре души россиянина всегда были высокие идеалы и цели. Цена их велика. За них были отданы жизни дорогих и любимых нам людей. Я не могу не думать о тех, кто никогда не увидит, как на луг упадет роса, как засияет новый восход и от лесов повеет родниковая прохлада…».

Кто же он, человек, которого поэт берет в собеседники, друзья, попутчики, единомышленники? Скорее всего – юноша или девушка, вступающие в жизнь. Перед ними разворачивается что-то вроде литературно-художественной панорамы суровых и героических военных лет: от впечатлений и образов детства до осмысления пережитого и осознания себя плоть от плоти своего народа – жертвенного и могущественного одновременно.

Рядом со стихами и картины обретают еще более глубокий смысл. Краски у художника Дмитрия Гущина коричневатые, бело-серые – дымные, словно притушенные.

Война. Куда девались краски?

Земля войной обожжена…

Убиты детство, нежность, ласка -

И только Родина жива!

Художник не видел войны. Его детство прошло в первые послевоенные годы. Вырос на рассказах деда, два сына которого не вернулись с поля боя, и отца – ветерана Великой Отечественной. В сюжетах Гущина, как в стихах Слядневой, есть и метафора, и иносказание, и тонкий лиризм, и почти документальная точность.

Благодаря всему этому календарь, по сути, становится умной книжкой, прочитав которую, любознательный читатель сделает для себя немало духовно полезных открытий.

P.S. Издание, о котором идет речь, вышло к читателю при поддержке Некоммерческого литературного фонда имени В.И Слядневой.

И душа с душою говорит / Газета «Ставропольская правда» / 29 января 2020 г.