Школа, Пушкин, дети
О деталях проекта беседуют начальник управления образования администрации Пятигорска отличник народного просвещения РФ Наталья Алексеевна Васютина и инициатор проекта, член Союза журналистов России, дважды лауреат премии имени Германа Лопатина краевой журналистской организации, член общественного совета Пятигорска Зоя Петровна Выхристюк.
Зоя Выхристюк: Наталья Алексеевна, Пушкину в программе всего курса общеобразовательной школы отводится 72 часа. Не много. Из них на изучение романа в стихах, главного поэтического произведения поэта, всего 14 часов. Как быть?
Наталья Васютина: Ну мы-то с вами уже не только задаем себе этот вопрос, но и кое-что наработали в этом направлении. В феврале 2017 года по инициативе общественности провели городской поэтический марафон «Онегин» наизусть» с участием более пятисот человек. За два дня прочитали весь роман. Это был настоящий поэтический праздник. В 2018 году у нас прошло жаркое «Лето с Пушкиным», в котором приняли участие свыше двух тысяч пятигорчан, огромная часть из них - дети, воспитанники детских садов и учащиеся школ. В 2019 году, в памятные дни, посвященные 220-летию со дня рождения поэта, мы начали собирать рукописную книгу «Онегин» в Пятигорске» - свыше двухсот человек сначала читали у памятника строфы романа, а потом создали свою рукописную копию одной из строф. Шесть часов звучали строки поэта в сквере Пушкина. Провели для дошкольников и младших школьников - лучших знатоков сказок поэта - праздник «В гостях у Пушкина-сказочника» с участием свыше четырехсот детей. И вот сейчас в нашем городе идет проект «Пятигорск с Пушкиным», у которого обозначена высокая планка - вырастить в городе Пушкин-поколение.
З. В.: Наталья Алексеевна, согласна: все эти события - результат общественной инициативы. Но ее осуществление было бы невозможно без заинтересованного отношения городских властей, неравнодушных педагогов и воспитателей, сознательных и понимающих родителей, которые вот уже несколько лет избрали союзником подрастающего поколения в воспитании культуры, грамотности, любви к русским корням, «преданьям старины глубокой» не кого-нибудь, а первого поэта России, создателя современного русского языка А.С. Пушкина. Да, в Пятигорске есть что рассказать и показать по этой теме. А давайте поговорим о возможностях развития проекта, подводных камнях, перспективах…
Н. В.: Готова. Только реалистично, с пониманием того, что мы живем в мире реальных людей и вызовов, с которыми встречается современная школа не только в нашем городе.
З. В.: Мы с вами - выпускники советской школы, продукт ее выверенной десятилетиями методики преподавания русского языка и литературы. Согласитесь, результат советской школы был значительно выше того, что выдает в широком массовом разливе школа современная.
Н. В.: С этим трудно спорить. Общий уровень гуманитарной культуры упал. И не только школа в этом виновата. Когда в экономике ущерб от перестройки сопоставляется с потерями, нанесенными Великой Отечественной войной, наивно было бы предполагать, что все эксперименты, которые проводились в те же годы над школой, остались для нее без последствий. Нас, школу, сегодня стали очень жестко контролировать. Но часто меры по совершенствованию контроля опережают усилия по совершенствованию методики и, главное, по совершенствованию личности педагога, поощрению его факультативных усилий. Так это назовем.
З. В.: Согласна, это так и есть: работа по вовлечению детей в заучивание строк и строф Пушкина в значительной степени факультативна, более того, она перенесена на внеклассный уровень. Можно сказать, она зависит от уровня гражданской жертвенности каждого отдельного учителя.
Н. В.: Ну, жертвенность - это слишком громко сказано, я бы заменила на гражданскую и профессиональную ответственность. И добавила профессиональное мастерство. Все эти параметры в разных школах и у разных педагогов разные. С этим приходится считаться. Но те приемы, методика, которую вы предложили, позволяют учить Пушкина достаточно легко, весело, коллективно, не в ущерб основному учебно-воспитательному процессу. И мы их не можем не поддерживать.
З. В.: Правда, нас не везде, не во всех школах принимают с радостью…
Н. В.: Человеческий фактор… Заставить мы не можем, но стимулировать различными способами - вполне. По-моему, отражение в социальных сетях процесса и результатов в значительной мере этому способствуют.
З. В.: Это так. Но и в школах учителя иногда занимают позицию, я бы назвала ее, «человека у шлагбаума»: хочу - доведу информацию до учеников, их родителей, не хочу - шлагбаум закрыт. По-моему, ни один родитель не будет против, если его ребенок, придя из школы, выдаст наизусть строфу из «Онегина». Что ему, родителю, останется? Только поощрить, похвалить, а может, и самому включиться в процесс. Важно, чтобы все происходило в игровой форме, без перекладывания бремени на домашнее зазубривание. Мы все это задумывали именно так. Гомеопатия пушкинским словом. Поверьте, она дает свои результаты.
Н. В.: Да я ни в малейшей степени не сомневаюсь в этом. Тем более, что программы до недавнего времени практически исключали заучивание наизусть стихо-творных текстов. А это значит, что память детей предыдущих поколений совершенно не обременена знанием богатств пушкинского наследия в таком широком масштабе, как это было в лучшие времена советской школы. И сегодня сетка часов очень ограничивает обязательные рамки. Но это же не значит, что мы можем мириться с тем, что дети знают только фразу: «Пушкин - наше все!». Они должны цитировать Пушкина, он должен быть частью их культурного кода.
З. В.: А четырнадцать строк в неделю наизусть - это доза гомео-патическая. С ней справляются люди и гораздо более старшего возраста. Посмотрите на участников нашего клуба «Онегин» наизусть»: с февраля прошлого года в режиме «одна строфа в неделю» они, люди зрелого возраста, выучили свыше сорока строф! У детей мозг более пластичен, а память, как губка. Если организационно сработают педагоги, сделают союзниками родителей, мы получим удивительный эффект.
Н. В.: Ну да, тем более, что вы определили одинаковое задание для всех учеников средней и старшей школы - шестую главу «Онегина». Кстати, почему?
З. В.: Наталья Алексеевна, надеяться, что сотни наших ребят выучат весь роман, конечно, можно, но мы же реалисты. Чем шестая глава хороша? Она динамична, рассказывает о дуэли, о том, что ей предшествовало и что было потом. Касается таких тем, которые близки и понятны молодым людям, впервые сталкивающимся с сильными чувствами. И потом, именно на этой главе очень просто ввести тех, кто и понятия не имеет о сюжете романа, в онегинскую историю.
Как это сделать? Всего несколькими предложениями: «Владимир Ленский уговорил своего друга Евгения Онегина поехать на именины Татьяны Лариной. Обещая, что там будет только семья Лариных. Ранее Татьяна объяснилась в любви Онегину. Он не мог ответить ей взаимностью, о чем у них состоялось объяснение. Приехав на именины, Онегин увидел много гостей-соседей. Это его разозлило, он «поклялся Ленского взбесить, ему порядком отомстить». Онегин стал усиленно и демонстративно оказывать знаки внимания Ольге, сестре Татьяны, невесте Ленского. Ольга легкомысленно принимает эти знаки внимания - весь вечер танцует с Онегиным. Владимир оскорбленно покидает именины». И дальше сюжет абсолютно понятен. Ироничный пушкинский язык очень нравится детям, а наши жесты и «каракули»-подсказки выводят на совершенно новый уровень запоминания. Многие включаются в процесс игры по созданию комиксов-подсказок, справляются со смущением, пуская в ход жесты. Знаете, для подростков преодоление себя, коллективное участие в игре-запоминании очень полезно. Скажу больше, мы и тренировать долгосрочную память планируем динамично. Сейчас энтузиасты, специалисты в области хореографии и ритмики готовят дорожки шагов, движений именно под ритм пушкинского текста шестой главы.
Н. В.: Мне нравятся эти идеи. Дети должны увидеть какую-то финальную точку процесса, даже если она и превратится потом в многоточие. Редко кто из них может мыслить стратегически, с позиции пользы завтрашнего дня. Мы-то понимаем, что эта игра на переменке, заучивание строф романа в игровой форме работает сразу на несколько важных направлений, которые совпадают с задачами современной школы - подготовить грамотное, образованное поколение, способное к саморазвитию, хорошо владеющее навыками устной и письменной речи. По-моему, мы этим проектом решаем важнейшую государственную задачу, о которой говорил на недавнем заседании Совета по русскому языку при Президенте РФ В.В. Путин: «Обеспечить достойный уровень знаний, общей грамотности граждан России и тем самым глобальную конкурентоспособность, притягательность русского языка как современного, живого, динамично развивающегося средства общения».
И подход наметился правильный - дойти до каждого ребенка. Индивидуальная Пушкин-карта - это вектор развития и индивидуальный контроль. Правильно, мы проведем своеобразную инвентаризацию того, что из Пушкина знают дети, увидим динамику. Кстати, много сил и времени это не займет, а результат будет очевиден. Вот и посмотрим, кто как работает в этом направлении. Гении в колбах не разводятся, они прорастают от общего уровня. И этот общий уровень становится платформой, стартом для роста наиболее одаренных.
Кстати, в наступившем году исполнится 200 лет с тех пор, как Александр Сергеевич впервые посетил наши места. Пушкин актуален всегда, а юбилейные даты только придают стимул работе.
15 января 2020 года