Местная власть в новых условиях: законодательство и практика
- Сергей Петрович, не так давно на базе ряда муниципальных районов Ставрополья были созданы городские округа. Стало быть, теперь движемся дальше?
- Изменения территориальной организации местного самоуправления - это общероссийский тренд, характерный не только для Ставропольского края.
В 2015-2017 годах в соответствии с федеральным законом о местном самоуправлении по инициативе муниципалитетов на Ставрополье в городские округа объединены поселения, входившие в составы Минераловодского, Благодарненского, Изобильненского, Кировского, Ипатовского, Нефтекумского, Новоалександровского, Петровского и Советского муниципальных районов. А все поселения Георгиевского района объединены с городом Георгиевском. Таким образом, были созданы 9 новых городских округов и преобразован город Георгиевск.
За время, прошедшее с момента принятия Госдумой майских поправок в закон о местном самоуправлении, муниципальные округа появились в ряде регионов. Так, процессы создания таких муниципальных образований идут в Тверской и Кемеровской областях, Пермском и Приморском краях, других субъектах Российской Федерации.
Впрочем, и до последних нормативных изменений в федеральном законодательстве, могу сказать, что в исторической ретроспективе на Ставрополье были небезуспешные прецеденты укрупнения муниципалитетов до уровня районов, как это было выстроено в нулевых годах в подавляющем большинстве регионов. В 2002 году городское и все сельские муниципальные образования Минераловодского района выступили за создание единого Минераловодского муниципального объединения, что и произошло. Он существовал с 2002 по 2007 г. И думается, будь тот опыт неудачным, маловероятно, чтобы именно минераловодцы первыми выступили с инициативой нового объединения в 2015 году.
Так что, да, сейчас мы движемся вперед. Муниципальные округа как укрупненная форма местного самоуправления будут обладать тем набором компетенций, которые во многом идентичны возможностям, уже существующим у городских округов. И на их примере уже можно сделать определенные выводы.
- То есть структур местного самоуправления у нас стало меньше?
- Здесь важно понимать, что сокращение управленческих звеньев на местном уровне – не самоцель. Оно лишь следствие укрупнения муниципальных образований. Главное, что финансовые возможности муниципальной власти значительно увеличиваются. Единый бюджет округа даст возможность чаще участвовать в краевых и федеральных программах и привлекать дополнительные средства как городу, так и самым небольшим сельским населенным пунктам. Совершенно очевидно, что у муниципалитетов небольших населенных пунктов для выполнения полномочий зачастую нет необходимых ресурсов, поэтому там мало что решается. То есть к объединению подталкивает не абстрактная кабинетная теория, но сама жизнь.
Кроме того, в городских округах сконцентрированы кадровые и административные ресурсы, что позволяет значительно сокращать сроки подготовки и реализации управленческих решений, сократить документооборот, в том числе значительно уменьшить количество принятых муниципальных нормативных правовых актов, на подготовку и юридическое сопровождение которых тратится немало времени.
Любопытный факт. В регистре муниципальных нормативных правовых актов Ставропольского края содержится уже около 110 тысяч документов. Только в 2018 году для включения в регистр поступило 15804 муниципальных правовых акта, из них актов поселений – 9065.
Проще говоря, на местах появляется больше времени и возможностей для работы с людьми, с их заботами и интересами, а не с бумагами, как, собственно, и должно быть, учитывая, что муниципальная власть по определению самая близкая к населению.
Да, количество сотрудников органов муниципального само-управления в образованных городских округах в сравнении с прежними районными и сельскими администрациями сократилось за два года более чем на 700 единиц, и расходы на содержание органов власти уменьшились на сумму около 100 млн рублей. А вот престиж муниципальной службы и заработная плата в целом выросли. Сегодня в территориальных отделах городского округа муниципальные служащие получают такую же заработную плату, как и в аппарате городского округа. Например, в Изобильненском округе средняя зарплата выросла на более чем 16%: 2017 год – 30049 рублей, 2018 год – 34917 рублей.
- Вы упомянули о возможностях, которых благодаря муниципальной реформе становится больше. Как, в двух словах, меняется структура власти на местах?
- Напомню, что при двухуровневой модели муниципальной власти городские и сельские поселения самостоятельно формируют советы депутатов и избирают глав муниципалитетов. Идея же муниципального округа предполагает переход к одноуровневой системе управления.
В случае с городскими округами, о которых мы уже упоминали, в каждом из десяти образованных округов избраны и работают: одна администрация, один глава и один представительный орган. Согласитесь, 30 органов местного самоуправления могут работать оперативнее и качественнее, чем существовавшие на их месте 345 структур.
В результате муниципальной реформы внимание власти к местным проблемам не уменьшается, меняется ее формат. Вместо администраций поселений в каждом населенном пункте главой муниципального округа создается территориальный отдел или управление. Причем в части исполнения своих обязанностей эта власть становится гибче и эффективнее, а ее функционал – более конкретным. Полномочия управленческих структур в маленьких поселках и хуторах глава и представительный орган каждого округа могут адаптировать под запросы и нужды населения. Там, где это необходимо – усиливать социальные функции или, например, образовательное направление.
Сегодня меняется не только организация муниципальной власти, совершенствуется и отраслевое законодательство. Благодаря июльским изменениям, внесенным в закон о нотариате, органы местного самоуправления городских округов наделены правом на совершение нотариальных действий в случае отсутствия в населенном пункте округа нотариуса. Министерство юстиции России прорабатывает проект федерального закона о наделении органов местного самоуправления городского округа функциями первичного воинского учета в сельских населенных пунктах.
И еще один нюанс. Изменение структуры муниципальной власти не меняет административно-территориального устройства населенных пунктов, входящих в округ. Все села, станицы, хутора, поселки, аулы сохраняют свой статус сельских населенных пунктов, а их жители – существующие льготы, например сельский тариф по оплате электроэнергии и газа. Работники бюджетной сферы, которые трудятся на селе, по-прежнему пользуются мерами социальной поддержки в полном объеме.
- Чего вы ждете от предстоящих преобразований?
- Знаете, многие привыкли суживать местное самоуправление исключительно до деятельности глав муниципальных образований, администраций, представительных органов. Однако законодатель трактует это понятие намного шире. Местное самоуправление определяется не только структурой власти, но и сознательной активностью граждан. Очень многое зависит от людей, которые имеют право изменять жизнь к лучшему, участвуя в местных референдумах, муниципальных выборах, в тех же программах поддержки местных инициатив «Комфортная городская среда». И, как показывает практика, ставропольцы охотно участвуют в местном благоустройстве. Так вот, с созданием муниципальных округов таких возможностей реально влиять на решение местных проблем становится больше. Главное – ими воспользоваться.
15 ноября 2019 года