20:32, 24 октября 2019 года

В Ставрополе прошли Абрамовские чтения

В краевой библиотеке имени М.Ю. Лермонтова собрались ученые, краеведы, историки. Было особенно заметно преобладание молодых лиц, да это и понятно, ведь сама тема нынешних чтений - «Яков Абрамов глазами молодых». Творчество и общественная деятельность Якова Васильевича Абрамова сегодня – объект научного изучения многих исследователей в России. И не может, конечно, не радовать интерес к этой личности со стороны молодого поколения.

По сложившейся традиции встреча открылась живым чтением произведений Я. Абрамова: выразительную инсценировку его рассказа «Иван Босый» представила почетный деятель искусств Ставропольского края, актриса и режиссер концертного объединения «Аккорд» Галина Близно. Ее эмоционально окрашенное прочтение малоизвестной прозы произвело сильное впечатление, помогло собравшимся в зале погрузиться в атмосферу той эпохи, когда жил и работал Я. Абрамов.

Этот рассказ входил в книгу Абрамова «В поисках за правдой», тираж которой сразу был уничтожен цензурой, и только в наше время удалось найти чудом сохранившийся экземпляр в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Два года назад ставропольский ученый Вячеслав Головко восстановил книгу, и она была заново издана. Ее можно было увидеть среди подготовленных специалистами библиотеки материалов книжной выставки «Северо-Кавказское просветительство XIX - начала XX века».

Здесь есть поистине уникальные издания почти полуторавековой давности: «Брак и семья», «Частная воскресная школа для женщин», «Вниманию интеллигентных провинциалок», «Кавказские горцы», в задуманной именно Абрамовым серии «ЖЗЛ» героями его книг становились ученый Фарадей, педагог-гуманист Песталоцци, в серии «Популярная библиотека» - писатель Мопассан, драматург Ибсен, критик Белинский… Широта тематики - уже свидетельство огромной духовно-просветительской работы нашего замечательного земляка. Как жаль, что отведено ему было судьбой всего 47 лет жизни...

Чтения открыл их инициатор и бессменный куратор доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной и мировой литературы Северо-Кавказского федерального университета, член Союза российских писателей Вячеслав Головко. Он подчеркнул неслучайность интереса наших современников к личности и делам Я. Абрамова, ибо его реформаторские идеи народнического движения, оказывается, не только не устарели, они просто-напросто вообще пока малоизучены! Осмысление идейно-теоретического и художественного наследия Я. Абрамова - культурно-просветительский и научный мегапроект Ставропольского края, достойно заявивший о себе в научном мире. Год от года меняется формат Абрамовских чтений: если предыдущая встреча была приурочена к 160-летию мыслителя-земляка и носила всероссийский характер, к участию приглашались известные ученые, руководители крупнейших научных школ ряда научных центров, деятели культуры, то нынче выбрана форма молодежной научной конференции.

Все дело в масштабе личности Я. Абрамова, недаром его наследие изучается по самым разным направлениям. Изучается филологами, историками, философами, социологами, культурологами, педагогами. Его художественные произведения активно переиздаются в ХХl веке. С его именем связан целый этап народнического движения, а именно второй его этап - хождения в народ на великую культурную работу. Он также является самым ярким идеологом демократического просветительства. Сегодня высоко оценивается вклад Я. Абрамова в развитие культуры, образования, становление гражданского общества в России. Его идеи актуальны и для нашего времени. Он призывал российскую интеллигенцию к деполитизированному хождению в народ во имя того, чтобы мирным путем Россия шла к высоким идеалам социальной справедливости. (Как бы хотелось обратить этот призыв к современной интеллигенции!) Кстати, идеологом первого - революционного - этапа народничества был другой наш земляк, знаменитый переводчик «Капитала» Герман Лопатин. Вот так Ставрополь прочно вошел в историю русского народничества.

К чему стремился Абрамов? К развитию самосознания народа. Как отметил В. Головко, к сожалению, очень долго так называемое либеральное народничество было вне научных исследований, что послужило возникновению искаженных представлений и околонаучных мифов. Его ошибочно объявили, например, теоретиком «малых дел». С ним весьма серьезно полемизировали многие, от Владимира Ленина до охранителей русской революционной демократии: абрамовская концепция постепенного мирного прогресса, социального эволюционизма не укладывалась в рамки марксистской идеологии. Говоря о развитии народного самосознания, Абрамов видел задачу в том, чтобы народ «дорос» до решения идей социализма путем собственного исторического творчества. Так называемые «малые дела» он рассматривал лишь как первый шаг к «великим делам», но как раз эта сторона его философского наследия открывается нам только сейчас, с углублением в весь многообразный ход его мыслей. Кстати, этот ход мыслей разделяли многие известные деятели того времени - от писателей Тургенева и Лескова до философа-кавказоведа Ковалевского и поэта Бальмонта…

Вот почему Я. Абрамов придавал огромное значение народному образованию. На Первой Парижской выставке 1889 года его изданная на французском языке книга о русских воскресных школах - совсем скромная на вид брошюрка - стала настоящей сенсацией. Европейцы удивлялись: оказывается у России можно поучиться способам образования неграмотных народных масс. Нынешние Абрамовские чтения впервые посвящены именно этой части его наследия. «Наши народные школы» и «Наши народные библиотеки» - вот каковы были постоянные рубрики публициста Абрамова в ведущих газетах и журналах его эпохи. А начиналось все в Ставрополе, в годы учебы в гимназии. В государственном архиве Ставропольского края недавно обнаружены материалы, свидетельствующие о том, что уже в ранней юности будущего просветителя волновали вопросы образования и культуры. Эти материалы еще ждут изучения и осмысления.

К такой научной работе вполне готова думающая молодежь ХХl века. Достаточно было услышать темы докладов, прозвучавших на чтениях из уст аспирантов и бакалавров СКФУ. Были затронуты разные стороны сферы образования через призму идей Я. Абрамова - от нравственно-философских основ его концепции воспитания личности до роли «критически мыслящей интеллигенции» и стратегии просвещения народов Северного Кавказа. Эти и многие другие направления мысли просветителя близки думающим людям нашего времени. Думающие люди вообще в цене, а сегодня, кажется, особенно.

«К чему стремился народник Яков Абрамов?»
Газета «Ставропольская правда»
25 октября 2019 года