«Бах!» и отключили!», - обсуждение «суверенного интернета» с Андреем Репиным
Большая часть норм, связанных с законом, вступит в силу с 1 ноября. Роскомнадзор уже начинает работу с провайдерами по всей стране. Корреспондент «СП» обсудила подготовку к реализации «суверенного интернета» с Андреем Репиным, коммерческим директором одной из самых крупных компаний-провайдеров на Ставрополье.
- Андрей, каково ваше отношение к суверинизации интернета? Может быть, нам и не был нужен этот закон, ведь у нас и так есть корневые серверы, которые могли обеспечить маршрутизацию трафика?
- Во-первых, этот закон, как и многие другие, которые принимаются в последнее время, слишком демонизируется. Никто не вникает в содержание и причины его принятия. Реальность искажается и выворачивается наизнанку, в том числе и прессой. И люди начинают видеть в этом другой смысл. Суверенный интернет - технология, которая позволяет в случае чрезвычайных ситуаций, войны и прочих недружественных действий со стороны других государств сохранить работоспособность интернета как внутри страны, так и за ее пределами. Но все сразу услышали страшную китайскую историю о том, что будет только некий Рунет, а доступа ко всему остальному интернету не будет. Но это не так. В нашем случае это все-таки делается на случай ЧП. Сейчас основные ДНС-серверы, корневые, как вы говорите, обеспечивают маршрутизацию, перенаправление с одного адреса на другой. Ну то есть когда вы вводите в поисковую систему запрос, то срабатывают ДНС-серверы, они, по сути, отправляют пользователя на те ресурсы, которые ему нужны. Как раз они находятся в США, Европе и так далее. Соответственно, чисто теоретически, если не создавать никакую автономную технологию, то можно эти серверы отключить от нас или настроить таким образом, что мы не только не сможем попасть на зарубежные ресурсы, но и внутри может нарушиться сеть, из-за того что переадресация на доменные адреса может стать невозможной. Это большая проблема, поэтому мы хотим создать интернет, который будет не филиалом мирового, а сможет работать автономно. Как новшество будет использоваться властью, я не знаю. Возможно, она не воспользуется им никогда в отсутствие чрезвычайной ситуации.
- Чем принятие нового закона грозит российским пользователям?
- Ничем. На состоянии регионального провайдера это вообще никак не отразится, потому что эти изменения происходят на уровне магистральных провайдеров. Да, возможно, будут проводиться необходимые мероприятия, для того чтобы перестроить работу, но ,по большому счету, я не вижу здесь проблем.
- Теоретически есть ли способ отключения России от Глобальной сети?
- Конечно, есть. У нас есть точки обмена трафиком с зарубежными сетями. Вот если на этих точках отключить обмен, то это случится. Это может сделать как наша сторона, так и их. То есть у нас не будет трафик идти в их сторону. Отключить нас можно. Просто раньше, если бы нас отключили, мы бы имели проблему внутри своей же собственной страны, а сейчас мы ее не будем иметь, но не будем иметь сообщения с другим интернетом. Но это опять-таки риски, а не та тема, что нас бах - и отключили.
- Может ли произойти отключение от Глобальной сети незаметно для пользователя?
- Незаметно для пользователя нельзя отключить. Вы просто не сможете попасть на ресурсы, которые находятся не в России, «хостятся» не в нашей стране. Допустим, мы не сможем зайти на «Фейсбук» и другие ресурсы, которые находятся не у нас. Хотя многие западные сервисы уже сформировали свою инфраструктуру и их серверы есть и в России. Они будут включены в том числе в «суверенный интернет». Тот же «Фейсбук», например, будет работать, если его сервер есть на нашей территории. Не факт, что если ресурс западный, то он не будет доступным. Вообще, нововведение оптимально даже больше не с точки зрения политики, а с точки зрения бизнеса, трафика. Так проще. Не тащить трафик из Европы, а чтобы он шел из Москвы. Например, в Ставрополе стоят серверы «Гугла», и они позволяют более быстро и качественно предоставлять услуги. Вот он здесь есть и раздает самые популярные ролики «Ютуба» и тому подобное.