Законопроект, лишающий недобросовестных алиментщиков имущества, рассматривается в Госдуме
О плюсах и минусах этой законодательной инициативы - комментарий нашего постоянного эксперта Романа Савичева, генерального директора ОАО «Юридическое агентство «СРВ», которое в профессиональной среде признано одним из крупнейших в России по версии авторитетного портала Право.ру.
- Этот документ направлен в Государственную Думу России Госсоветом Республики Татарстан, - говорит Роман Савичев. - Он является частью пакета поправок, призванных совершенствовать правовой механизм принудительного взыскания по алиментам. В данном случае речь идет о внесении изменений в ст. 235 Гражданского кодекса РФ.
Проблема взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних остро стоит в нашей стране и является приоритетной в работе Федеральной службы судебных приставов (ФССП), однако особых успехов в этом направлении не наблюдается в силу ряда объективных причин. Есть официальные цифры: в целом по стране на конец прошлого года остаток исполнительных производств по алиментам составил 825,5 тысячи. Это значит, что дети, брошенные нерадивыми родителями, не смогли получить миллиарды (!) рублей на содержание. Например, по данным нашего краевого управления ФССП, в 2018 году на исполнении находилось 20877 алиментных дел, а взыскано и перечислено детям всего 94,3 млн рублей. При этом нельзя сказать, что ставропольские приставы сидят сложа руки. За прошлый год ими разыскано 687 должников, в отношении особо злостных алиментщиков возбуждено 551 уголовное дело, вынесено 9552 постановления об ограничении права выезда за пределы России, многие лишились права управлять автомобилем, а еще составлено более 1000 актов о наложении ареста на имущество. Однако что это за имущество - порой даже стыдно говорить: в иных регионах доходит до курьеза, пристав уносит попугая в клетке, пару куриц, собаку, ворота…
Да, у многих должников - опустившихся, люмпенов, - как правило, нечего взять в погашение долгов. Однако значительная часть неплательщиков алиментов вполне себе обеспеченные люди, на-учившиеся скрывать доходы. Официально они зарабатывают «минималку» (МРОТ - 11280 рублей, ниже которого работодатель не вправе платить), с которой отчисляют алименты, а остальное - в конверте. И приставу остается лишь развести руками, когда он видит, что алиментщик-должник живет в добротном доме, ездит на престижной иномарке. Как выясняется, горе-папаша гол как сокол: жилье записано на друга, машина - на родственника.
Хотя все вокруг знают, что реально это имущество алиментщика, однако в нынешней ситуации возбужденное исполнительное производство не имеет положительных перспектив. Законопроект Госсовета Татарстана как раз-таки и направлен на борьбу с такими хитромудрыми должниками. Как следует из пояснительной записки, «настоящим законопроектом предлагается установить в статье 235 ГК РФ правовую возможность судебного обращения взыскания на имущество, приобретенное за счет средств должника, но при этом оформленное на третьих лиц в целях уклонения от уплаты алиментов».
Далее, по мысли разработчиков документа, имущество, на которое по решению суда будет обращено взыскание, продадут. Вырученные деньги пойдут в счет погашения долгов по алиментам, а остаток - собственнику. На мой взгляд, это справедливый подход к решению проблемы. Однако не стоит строить особых иллюзий по поводу эффективности предлагаемого рецепта борьбы с неплательщиками, скрывающими свое имущество. Прежде чем что-то у кого-то отнимать, нужно обеспечить качественную доказательную базу приобретения имущества за счет средств должника-алиментщика. Одних только сплетен бабушек на скамеечке и клятв заинтересованных родственников недостаточно. То есть нужен будет серьезный комплекс разыскных мероприятий в рамках возбужденного уголовного дела.
«Потянут» ли такую работу приставы самостоятельно? Однозначно - нет. Нужно будет задействовать и полицию. Вот почему документ, о котором мы сегодня ведем речь, находится в системной взаимосвязи с другим законопроектом, который также недавно поступил в Госдуму: предлагается внести изменения в ст. 157 УК РФ («Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей»). Кстати, хочу напомнить, что в настоящее время предусматривается довольно большой перечень видов ответственности для неплательщиков алиментов, и все чаще судьи избирают для злостных уклонистов уголовную статью 157, которая предусматривает исправительные работы до 1 года, принудительные работы на этот же срок, арест до 3 месяцев либо лишение свободы до 1 года.
Следует сказать, что глава ФССП Д. Аристов выступает за расширение практики принудительных работ как основного вида наказания алиментщиков-должников. Однако понятно, что с одной меркой ко всем подходить не стоит.
21 июня 2019 года