История старинных зданий на проспекте Октябрьской Революции в Ставрополя
Сегодня наш маршрут по историческому Ставрополю - проспекту Октябрьской Революции. Сколько названий сменила эта улица? Острожная, Почтовая, Воронцовская, при советской власти пр. Пролетарский, им. Ворошилова. Самое памятное из них - в честь наместника Кавказа графа Михаила Семёновича Воронцова (1782 - 1856). Вопреки эпиграмме А.С. Пушкина - «Полумилорд, полукупец, полумудрец, полуневежда…» - этот человек все же оставил и добрый след. Достаточно напомнить, что он участник Кавказской войны, герой Отечественной войны 1812 года. С 1823 года граф Воронцов - генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии. В 1844 - 1854 годах - кавказский наместник. На Ставрополье положил начало разведению садов и парков, проведению обширных геологических исследований, строительству дорог.
Мы пойдем с пересечения улиц Воронцовской и Вельяминовской (части нынешней ул. Дзержинского). Сейчас здесь монументальное здание краевого управления ФСБ, а раньше стояли два дома, принадлежавших купцам Леонидовым. В одном размещалась публичная библиотека, в другом - столовая-кофейня. В 1939 году началось строительство здания НКВД. Во время немецко-фашистской оккупации в нем находилось гестапо. После освобождения сожженное гитлеровцами здание было восстановлено. В наши дни неподалеку установлен памятник сотрудникам органов госбезопасности Ставрополья с надписью: «Высокая цель - служение Отечеству».
За владениями купцов Леонидовых - двухэтажный каменный дом постройки 1902 года, принадлежавший потомкам австрийского подданного Людвига Траубе, обосновавшегося в Ставрополе в конце 30-х годов XIX столетия. На первом этаже здания внук основателя династии Лев Владимирович открыл роскошный мебельно-музыкальный магазин под вывеской «Людвиг Траубе» (вероятно, в честь деда). Рекламные проспекты предлагали венскую мебель: буфеты, гардеробы, комоды, шкафы, обеденные, туалетные и письменные столы, кровати, зеркала, стулья. Был богатый выбор музыкальных инструментов: французские пианино, фисгармонии, граммофоны, швейцарские музыкальные шкатулки, патентованные ручные органы, английские концертино, а еще гитары, скрипки, балалайки, мандолины.
А когда в Россию пришел кинематограф, Л. Траубе приобрел кинопроектную аппаратуру французской фирмы «О. и Л. Люмьер» и открыл кинотеатр «Солей» (от французского «Солнце»). В 1920 году кинематограф Л. Траубе был реквизирован, а в 30-е перестроен под новым названием - «Гигант». В нем работал Т.С. Легоцкий, еще до революции прослушавший курс лекций основателя кино Луи Люмьера. В 1936 году, в дни празднования 40-летия Великого немого, Легоцкий направил в Париж на имя своего учителя письмо и получил ответ с благодарностью и наилучшими пожеланиями. Это ответное письмо было опубликовано в газете «Власть труда» (сегодня - «Ставропольская правда»).
Позже «Гигант» полностью перепланировали, и он стал детским кинотеатром «Орленок». О былом облике напоминали кровля мансардного типа с чешуйчатым покрытием и эркер в центре строения. Новой деталью стал стилизованный кадр кинопленки над крышей. Очень жаль, что потом у детворы отняли кинотеатр...
Следующий дом (ныне под № 21) до революции принадлежал купеческому роду Алафузовых. По архивным данным, глава рода И.А. Алафузов, из греков, обосновался в Ставрополе в 1827 году. Иван Антонович, купец 1-й гильдии, почетный гражданин города Ставрополя, и пять его сыновей успешно занимались предпринимательством: строили особняки, магазины, винокуренные заводы, мукомольную мельницу, вели обширную торговлю. В 1880 году сын И.А. Алафузова Иван по проекту архитектора Г. Прокопца возводит на Воронцовской улице двухэтажное здание с боковыми надстройками в виде мезонинов, на каждом из которых значится дата. Композиционный центр фасада - балкон с литой чугунной решеткой с растительным орнаментом. Окна украшены наличниками и декоративными карнизами. Нижний этаж занимали магазины, на втором, куда вели чугунные узорные лестницы, жили хозяева.
Небезынтересно, что другой сын, Николай, получив от отца значительный капитал, увлекся искусством, живописью, много путешествовал, приобретал картины известных мастеров и предметы прикладного искусства. Художественную коллекцию брата разместил у себя в гостиной Иван Алафузов. Она была доступна для обозрения узкому кругу лиц, в особо торжественных случаях ее посещали учащиеся гимназий и училищ, общественность города. В период Великой Отечественной войны от коллекции сохранились только 21 картина, скульптурное изображение Аполлона Бельведерского и бронзовый столик. Теперь это ядро коллекции классического искусства Ставропольского музея изобразительных искусств.
В советские годы верхний этаж здания использовался под коммуналки. Старожилы вспоминают, что долгое время в нижней части находился детский магазин «Алёнушка», впоследствии - салон-магазин краевого отделения Фонда культуры, сегодня - салон красоты «Люмьер» (возможно, в память о располагавшемся рядом кинематографе).
Минуя проход на стадион «Динамо», оказываемся, пожалуй, перед самым оригинальным особняком Воронцовской улицы, так называемым домом полярного исследователя. Двухэтажное здание в стиле модерн, и невозможно ошибиться в дате его возведения: в медальоне, обрамленном лепной гирляндой, значится 1911 год. Фасад отличается изысканностью, пластичностью, динамикой форм и разнообразием декора. Здание асимметрично: массивный фигурный балкон на втором этаже слева уравновешен подоконными эркерами справа. Огромные окна в ажурном кружеве деревянных переплетов. Отделка фасада гармонично сочетает вставки из перламутровой изразцовой плитки, лепной орнамент, кованые металлические элементы, стилизованные под морские якоря. Последние говорят об увлеченности хозяина дома морем.
Почему же здание называют домом полярного исследователя? Принадлежало оно известному врачу и путешественнику Павлу Григорьевичу Кушакову. Дворянин из города Умани на Украине с отличием окончил Харьковскую сельскохозяйственную академию. Стажировался в крупных бактерио-логических лабораториях Германии. На Ставрополье работал ветеринарным врачом в с. Казгулак Благодарненского уезда. По указанию правительства принял деятельное участие в борьбе с эпидемией холеры в Ставропольской губернии в 1910 году, за что был награжден орденом св. Станислава III степени. Добился открытия первой на Северном Кавказе химико-бактериологической лаборатории. В 1911 году Павел Григорьевич обзавелся новым домом в центре города, на Воронцовской улице. И вдруг судьба резко меняется: после его письма лейтенанту Г.Я. Седову он в качестве врача включен в состав экспедиции на Северный полюс. Он же отвечал и за изучение животного и растительного мира. 11 августа 1912 года судно «Святой мученик Фока» вышло из Архангельска, взяв курс к Земле Франца Иосифа, до которой добралось лишь после зимовки на Новой Земле. Экспедиция закончилась трагической смертью руководителя Г.Я. Седова. Возглавить команду пришлось П.Г. Кушакову. О предпринятом путешествии он рассказал в книге «Два года во льдах», вышедшей в 1920 году.
В 1914 году Павел Григорьевич вернулся в Ставрополь, но уже в следующем году по предложению Морского министерства как опытный арктический исследователь возглавил спасательные работы по вызволению затертой во льдах полярной экспедиции флигель-адъютанта капитана Вилькицкого, пытавшейся на судах «Вайгач» и «Таймыр» пройти из Владивостока до Мурманска. Во время спасения экспедиции на острове Диксон Кушаковым был заложен одноименный поселок, существующий и в настоящее время. В Ставрополь Павел Григорьевич уже не возвратился, а в 1920 году эмигрировал из России. Вел исследовательскую деятельность в лабораториях Англии, Франции, с 1930 года обосновался в Швейцарии, в Лозанне. В 1945 году за свою работу по изучению пищевого лейкоцитоза от университета Лозанны выдвигался на Нобелевскую премию.
В доме П.Г. Кушакова в Ставрополе в разное время размещались воинская часть, библиотека, ресторан, детский дом. После войны 1941 - 1945 годов его приспособили под телефонную станцию, в настоящее время там обосновался «Ростелеком». Здание находится в объединенной охранной зоне «Старый город», но, к сожалению, на нем нет мемориальной доски, которая могла бы напомнить, какой замечательный человек проживал здесь когда-то.
Справа от входа на Аллею почетных граждан города Ставрополя привлекает внимание двухэтажный особняк строгих классических форм со старинным кованым балконом и крыльцом под ним. Принадлежал он Ивану Тимофеевичу Иванову. Братья Ивановы были известными предпринимателями. Иван - крупным владельцем недвижимости, Николай, одно время бывший городским головой, вел хлебную и водочную торговлю, Георгий владел ставропольской электростанцией, Алексей - городским театром. В доме Ивана Тимофеевича на Воронцовской собирались местные предприниматели, устраивались театрализованные и музыкальные вечера. В наши дни в краеведческом музее экспонируется чудом сохранившийся мебельный гарнитур для гостиной, принадлежавший купцам Ивановым.
И этот особняк позднее приспособили под квартиры. После капитального ремонта в 1984 году здание отдано Ставропольскому комитету защиты мира и стало именоваться «Домом дружбы». Сейчас здесь общественная приемная партии «Единая Россия».
Многие годы стоит под защитной сеткой (потому что стремительно разрушается) двухэтажное здание под № 39. Это бывший до революции Народный дом, построенный в 1903 году. Инициатором его создания было Общество по распространению образования, в его решении читаем: «Учредить Народный дом им. А.С. Пушкина, который совместил бы в себе аудиторию для народного чтения, актовый зал со сценой, читальню, комнаты для занятий по рукоделию и др.».
В Народном доме проводились бесплатные спектакли для взрослых и детей, благотворительные вечера. Особенно любимы были рождественские елки, где детям раздавали бесплатные подарки, устраивали чаепития. В 20-е годы прошлого столетия Народный дом стал клубом строителей. В 1936 году в нем открылся городской Дом пионеров - центр внеклассной работы с подрастающим поколением. Затем до 1949 года здесь давал спектакли краевой Театр музыкальной комедии. С переездом его в Пятигорск в здании вновь поселились дети. Помню, как в пятидесятые годы XX века бывали там на новогодних елках, театральных постановках, посещали кружки по интересам. В 1956 - 1972 годах в Доме пионеров работал нынешний почетный гражданин г. Ставрополя известный краевед Г.А. Беликов. Он вел клуб юных туристов-краеведов «Компас». Красивый, с пышной шевелюрой, в спортивной одежде, часто с рюкзаком за плечами, он всегда был окружен обожающими его мальчишками. В конце 80-х дети получили новое здание - Дворец детского творчества, а старое отдали краевому Театру кукол. Но вскоре проводить спектакли в обветшавшем здании стало невозможно, и кукольный театр вынужден скитаться по разным помещениям. Только в этом году пришла отрадная весть, что выделены наконец средства на реставрацию здания.
…Останавливаемся у одноэтажного каменного дома с фасадом, стилизованным под замок. В нем до 1915 года жил директор Александровской и Ольгинской гимназий, губернский предводитель дворянства, общественный деятель и писатель Михаил Васильевич Краснов. Его издания «Просветители Кавказа», «Русское дворянство на Кавказе», «Историческая записка о Ставропольской мужской гимназии» и сейчас представляют интерес для краеведов.
За усадьбой М.В. Краснова, вплоть до угла ул. Госпитальной (ныне ул. Ленина), находились владения предпринимателя Н.М. Сорокина. Здесь были обнаружены мощные родники, воспользовавшись этим, владелец в одном из домов устроил баню, известную в народе как «сорокинская».
Земля на противоположном углу Воронцовской и Госпитальной принадлежала Государственному банку. В конце 30-х годов XX века на этом месте был выстроен огромный по тем временам жилой дом для работников партии и НКВД. Во время войны здание было частично разрушено, восстанавливалось военнопленными. С ним связаны мое детство и юность. В его дворе играли мы в популярные тогда казаки-разбойники, штандр (от немецкого стандр - стоять, замереть, игра с мячом), пристенок (с монетами), «бабки», или «альчики» (с косточками от свиных и говяжьих ножек), садовника (я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…), мальчишки, конечно, увлекались игрой в ножички.
Заканчивается западная сторона нынешнего пр. Октябрьской Революции зданием, уходящим в глубину двора. Возведено оно в стиле неоклассицизма, украшено пилястрами, лепниной, нишами с символом медицины - вазой, обвитой змеей. Это медсанчасть МВД РФ по Ставропольскому краю. В 1945 - 1946 годах по проекту архитектора Н.Д. Чекменева ее строили военнопленные немцы, а в субботники - милиционеры. Моя школьная подруга Светлана Алейникова вспоминала, что ходила с братом мимо стройки в детский сад. Любопытный мальчишка подбегал туда посмотреть на «живых немцев», а они угощали его шоколадом. Не голодали, видимо, военнопленные…
(Окончание следует).
3 июня 2019 года