24 мая - День славянской письменности и культуры
Православная церковь вместе с ними в этот же день вспоминает и равноапостольного князя Ростислава Великоморавского. Кто были эти люди, чьи имена остались нам на века? Давайте признаемся: мы ежегодно называем создателей славянской азбуки, присоединяя к ним слова «солунские братья», а что мы знаем о них? Как они жили, почему именно они стали просветителями многих славянских народов?
Это было в далеком IX веке в греческом городе Фессалоники (ныне Салоники) - втором после Константинополя городе Византийской империи, переживавшей эпоху расцвета и могущества. Главой города, говоря современным нам языком, был видный военный деятель Лев, в большой семье которого родились и выросли будущие солунские братья. Так их назовут благодарные славяне, потому что город тот они называли по-своему - Солунь. Население Солуни практически поровну делилось на греков и славян. Ребятишки росли бок о бок, общались и на греческом, и на славянском, хорошо знали обычаи своих народов, исповедовавших одну религию - христианскую.
Мефодий по благословению отца получил военное образование и даже некоторое время служил, однако часто подвизался в монастыре, чувствуя потребность в монашеской жизни. Он был на 12 лет старше Константина, как звали от рождения будущего святого Кирилла. В младшем сыне все с первых его лет видели необычайно одаренного ребенка, склонного к молитве, интеллектуальному труду. Именно эти братья потом шли по жизни вместе.
Александра Шишкина, заведующая кафедрой филологии Ставропольской духовной семинарии, поведала мне небольшую, но весьма знаменательную историю из Жития Кирилла: будучи мальчиком, он увидел сон о том, что выбрал себе в невесты девушку по имени София, а это имя, как известно, означает «премудрость». Когда он рассказал удививший его сон отцу, тот заметил: ты выбираешь премудрость в своей жизни.
- Действительно, жизнь этого человека сложилась так, что, даже если бы он не был прославлен в лике святых, его бы все равно знали как Константина Философа, так много способствовавшего в свою эпоху продвижению христианства, продвижению истинного знания, - размышляет Александра Юрьевна. - В Византии IX века философия фактически равнялась богословию, в отличие от философии античного мира или эпохи Просвещения. Не удивительно, что дискуссии, в которых участвовал Константин Философ, были по сути богословскими. И всегда его аргументы оказывались безусловно убедительны, будь то внутренние споры с иконоборцами, будь то миссия, например в Хазарию.
Хазарское путешествие солунских братьев вошло в историю именно благодаря совершенно поразительной для того времени и места духовной победе Константина Философа. В ту пору подданным Хазарского каганата было позволено исповедовать свои религии, хотя главенствовала иудейская. Выступление там Константина произвело огромное впечатление,
иудеи настолько прониклись мыслями его проповеди, что даже позволили братьям увезти с собой на родину пленников, находившихся в Хазарии. Похожая ситуация сложилась у них и в Персии. Словом, это были влиятельные люди своего времени. Но не по должности, а как личности, подчеркивает Александра Юрьевна.
Конечно, не случайно призвал их к главной - славянской - миссии император Византии Михаил, когда к нему обратился моравский князь Ростислав с просьбой прислать проповедников для перевода книг Священного Писания на славянский язык, понятный его подданным, чтобы богослужения могли совершаться на их родном языке, а не на латыни.
- Император Михаил рассудил, что лучше Константина с этой задачей никто не справится. К тому же он был еще и личным другом императора, практически братом, они вместе воспитывались. Михаил, любивший Константина с детства, хорошо знал его образованность и способности к языкам. Например, Константин еще подростком самостоятельно овладел латинским, сравнивая сочинения Григория Богослова на латинском и греческом!
В то время брат Мефодий подвизался в одном из строгих монастырей. После обращения императора патриарх благословил Константина и Мефодия отправиться в Моравию. Славянские народы еще не знали, какое грандиозное событие ждет их. Азбуки славянской еще не было, требовалось создать письменность на основе устного языка. Сегодня бы сказали: культурная революция!
Разумеется, путь миссионеров никогда не был гладок, и не только по причине плохих дорог. Часто вступала в игру большая политика. Немецкие священники, служившие в храмах Моравии на латыни, естественно, воспротивились Кириллу и Мефодию, ссылаясь на сложившуюся практику: разрешалось вести службу только на латинском, древнееврейском или древнегреческом, и ни на каких больше. Ибо таблички на кресте Христа были с записями на этих трех языках -
«Иисус Христос Царь Иудейский». Все остальное причислялось к… ереси!
- А Византия ответила на запрос славян и нашла людей, которые посвятили этому всю свою жизнь, - продолжает Александра Юрьевна. - Константин взялся за эту задачу без колебаний, и брата Мефодия увлек величием цели. Кто-то может сказать: ну что ему, греку, эти славяне?! Но детские впечатления не пропали даром, ведь они близко знали славян, общались с ними. И создается первая славянская азбука – глаголица. Однако она не походила на греческий алфавит, поскольку буквицы созданы в соответствии с фонетическими особенностями языка славян.
Не менее важная сторона дела - осуществить перевод священных книг на славянский, а это уже в большей мере заслуга Мефодия. Моравы приняли сей дар с благодарностью и воодушевлением. Они услышали, как красиво и понятно звучит богослужение на их языке. Появление письменности - это еще и мощная база развития государственности. И хотя княжества Моравия не стало, но сколько новых славянских государств укрепилось на пути, ею проложенном. Не случайно и князь Ростислав прославлен Церковью как равноапостольный святой.
На Русь азбука пришла немногим позже. Уже не было в живых ни Кирилла, ни Мефодия… Но проповедовали ученики их учеников. И уже были христианские храмы. А как глаголица стала кириллицей? Тут мы с Александрой Юрьевной вновь обращаемся к истории.
- В описываемое время в Болгарии на государственном уровне употреблялся греческий язык как язык письменный, - говорит моя собеседница. - А в церковной сфере - глаголица, на него непохожая. Проблему решили последователи солунских братьев, создав азбуку на основе греческого алфавита, дополненного буквицами для обозначения тех звуков славянского языка, которых нет в греческом. Так получилась азбука, позже названная кириллицей в честь первоучителя Кирилла. С официальным Крещением Руси князем Владимиром она и получила письменность на кириллице.
... Два брата - две поразительные судьбы. Об их жизни, пожалуй, можно толстый роман написать или фильм красивый снять… Вот только о святых надо писать с особым тактом и к истории относиться с уважением. Святые солунские братья пострадали немало за свой труд. Архиепископа Мефодия уже в преклонном возрасте немцы держали в темнице, и папа римский был вынужден их наказать, запретив служить мессы, пока не выпустят Мефодия. В благословение трудов солунских братьев Евангелие на глаголице он собственноручно возложил на престол и отслужил литургию на славянском. Возможно, на мнение папы повлияло и то, что братья ранее, во время своей хазарской миссии, совершили возвращение в Рим мощей священномученика папы Климента, окормлявшего население Крыма - сосланных вместе с ним в каменоломни Инкермана - и пострадавшего за веру. Христианская община Херсонеса из уважения к Константину отдала ему мощи святого Климента, торжественно перевезенные братьями в Рим. Это обретение стало огромной важности духовным событием.
Жаль, что до нас не дошли авторские тексты Константина Философа. Некоторые его проповеди и высказывания в богословских спорах сохранились в изложении, в пересказе. Впрочем, главный труд братьев и ныне с нами! В Моравии Константин и Мефодий не только перевели церковные книги на славянский язык, они более трех лет обучали славян чтению, письму и ведению богослужений на родном языке. Умер святой Кирилл в греческом монастыре Рима. Его мощи были помещены в одном храме с мощами священномученика Климента. Однако бурные события последующих эпох не сохранили для нас могилы солунских братьев. Александра Юрьевна дополняет свой рассказ следующим:
- Часть мощей святого Кирилла хранилась в одном благочестивом семействе, последняя его представительница подарила реликвию папе римскому, который передал ее в Фессалоники, на родину святых подвижников. Место захоронения святого Мефодия пока не найдено…
24 мая 2019 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
