Коммунальная авария: Куда звонить и с кого спрашивать
Аварийная ситуация в жилом доме – это всегда неприятная история, последствия которой причинят меньше вреда, если о ней будут оперативно извещены соответствующие службы. Однако, когда наступает час «икс» – происходит замыкание в электросети, порыв труб в сетях отопления, водопровода или канализации, – далеко не все понимают, куда нужно обращаться.
По нашей просьбе специалисты министерства жилищно-коммунального хозяйства края разъяснили, кто несет ответственность за устранение аварии и впоследствии возмещает ущерб. Приводим ответы на стандартные для таких ситуаций вопросы.
На ком лежат обязанности по организации аварийно-диспетчерского обслуживания многоквартирного дома?
Если домом управляет товарищество собственников жилья, ТСЖ или управляющая компания, то это именно их обязанность. Обслуживание может осуществлять специализированная служба профильных специалистов в штате управляющей компании или ТСЖ, вместе с тем некоторые нанимают по договору бригады для обслуживания по вызову. Аварийно-диспетчерская помощь должна быть доступна в режиме 24 часа семь дней в неделю. Обеспечение жильцов контактными данными аварийной службы также входит в круг обязанностей УК и ТСЖ. Важно, что отдельно платить за эту услугу не нужно, ее стоимость уже заложена в тарифе на содержание общего имущества дома.
Если дом находится на непосредственном способе управ-ления, то есть без привлечения управляющей организации, тогда предусмотреть вероятность возникновения аварийных ситуаций нужно самим собственникам квадратных метров. Услуга по аварийно-диспетчерскому обслуживанию может быть реализована ими одним из двух способов. Первый – заключить соответствующий договор с поставщиками коммунальных ресурсов. Второй – привлечь любую организацию, которая оказывает такие услуги.
Кто должен возмещать ущерб, причиненный в результате коммунальной аварии?
Если авария произошла на конструктивах, которые относятся к общему имуществу, ответственность несет управляющая компания или ТСЖ. Если же причина ЧП в повреждении сетей в квартире одного из жителей – ему и отвечать за повреждение соседних квартир.
Чтобы получить возмещение ущерба, необходимо зафиксировать факт аварии, установить причину ее возникновения и виновное лицо, определить размер ущерба и оформить соответствующий акт. После этого направить заявление в письменном виде виновному лицу или взыскать компенсацию через суд.
Каким-либо образом регулируется работа аварийных служб? Проще говоря, несут ли они ответственность за оперативный прием сообщений и устранение повреждений?
Долгое время не было единой регламентации работы аварийно-диспетчерских служб. Но 27 марта 2018 года утверждено Постановление Правительства РФ № 331, где прописано множество важных нюансов. В частности, по новым правилам максимальное время дозвона в аварийную службу будет составлять не больше 5 минут. При этом телефонный аппарат диспетчера должен быть оснащен функцией «обратный вызов» и автоответчиком.
Устранить аварийные повреждения в доме специалисты должны быть готовы в любое время суток. Так, на локализацию повреждений внутридомовых инженерных систем водоснабжения, водоотведения, отопления и электроснабжения отводится полчаса с момента регистрации заявки, а на устранение – не более трех суток. Убрать засор в канализации или в мусоропроводе нужно в течение двух часов. Также предусмотрено, что аварийно-восстановительные работы должны проводиться в соответствии с требованиями законодательства о тишине.
Аварийно-диспетчерская служба будет обязана контролировать сроки и качество исполнения заявок, в том числе с использованием фотофиксации и опросов жителей дома.
На подготовку к работе в новом формате аварийным службам отведен почти год. Упомянутое постановление вступит в силу 1 марта 2019 года.
27 апреля 2018 года