«Казачья сторона» – трибуна народная
На протяжении всего этого времени фестиваль, проводимый каждые два года, живет и радует земляков благодаря всемерной постоянной поддержке правительства края, министерства культуры СК. Само название «Казачья сторона» давно и широко известно даже за пределами Ставрополья благодаря авторитету фестиваля, его масштабам и высочайшему уровню организации. По сути дела, фестиваль этот можно образно назвать культурной трибуной, с которой сотни энтузиастов народного творчества несут людям неиссякаемую энергетику и неповторимое очарование уникального наследия казачьего фольклора.
Все начиналось в теперь уже достаточно далеком 1997 году, когда группа сотрудников Ставропольского краевого Дома народного творчества побывала в этнографической экспедиции в Курском районе. Как вспоминает нынешний директор ДНТ, а тогда руководитель экспедиции Лариса Бобрышова, поехали они туда познакомиться ближе с песенным фольклором терского казачества. И едва начали общаться с местными жителями – носителями тамошних песенных традиций, поняли, что это поистине уникальная сторона. Сравнивать было с чем – ранее бригады ДНТ побывали в ряде других районов края.
– Нам удалось немало увидеть, услышать и записать, был собран действительно хороший, добротный материал, – рассказывает Лариса Фёдоровна. – Впечатления остались удивительные: терцы и говорят по-другому, и поют по-другому, и общаются по-другому! Слава богу, что все это еще остается, что это еще можно уловить. Носители фольклора – люди старшего поколения охотно и как-то, можно сказать, любовно пели нам произведения, унаследованные от дедов и прадедов. И там оказалось столько исторически интересного! С этим надо было что-то делать, обязательно сохранять.
Но ведь на то и существует Дом народного творчества! Ставропольский ДНТ за почти семь десятилетий существования приобрел авторитет творчески целеустремленной организации, обладающей широким простором для энтузиазма, для рождения новых проектов. И по возвращении экспедиции из Курского района в Ставрополь ее участники, вдохновленные увиденным, выступили с инициативой проведения фестиваля традиционной казачьей культуры. До этого казачий фольклор, разумеется, звучал на многих концертах и иных мероприятиях, но вот так подчеркнуто не выделялся среди остального массива. А хотелось сделать акцию, направленную именно на сохранение этого пласта культуры. Отсюда и название «Казачья сторона», данное сначала сборнику материалов экспедиции, а потом и фестивалю.
– Нас поддержали в министерстве культуры края, горячо откликнулся тогдашний глава администрации Курского района Сергей Андреевич Логвинов. В отделе культуры района вообще с восторгом приняли эту идею. И с тех пор Курская – постоянная площадка фестиваля. За минувшие годы кто только там не побывал! Пожалуй, весь край. Причем мы принимаем лучших. Потому что форма фестиваля у нас сочетается с конкурсным принципом, и не все выдерживают высокую планку творческого состязания.
Изначально принятая и крепко удерживаемая установка на качество и исполнительского состава, и репертуарного материала, по-видимому, стала залогом живучести и популярности фестиваля. Потому что хоть его участники из художественной самодеятельности, но все обязательно проходят предварительный отбор. Поначалу пригласили всех желающих. Но не учли широкого народного интереса: собралась, без преувеличения, огромная масса исполнителей, свыше 700 человек. Всех отсмотреть и отслушать физически невозможно. Тут вам и отдельные солисты, и коллективы, и взрослые, и детские. Вот когда стало ясно: с идеей организаторы угадали. Ну а организационные технологии отрабатывались по ходу дела. Обязательно учитывали и такой важный момент: люди приезжают в том числе из дальних уголков края, проделывают неблизкий путь, следовательно, надо создавать и условия соответственные. К счастью, власти района принимают все необходимые меры, чтобы всех принять, всех разместить. Что касается главной площадки фестиваля, то Дом культуры в Курской вполне приличный, с хорошим залом, с большим фойе, позволяющим выставлять сопутствующие выставки декоративно-прикладного творчества – непременная часть фестивальной программы, наглядно отражающая жизнь и быт казачества, особенности уклада, словом, все те тысячи мелочей-изюминок, из которых складывается образ целого сословия, являвшегося когда-то серьезной силой.
Фестиваль «Казачья сторона» силен еще и тем, что никогда не повторяется ни в чем. Если первые фестивали стали своего рода ознакомительным этапом, то затем, с расширением представления о коллективах-участниках и их фольклорном материале, выкристаллизовалось понимание определенных организационных «стандартов», в хорошем смысле слова. И с тех пор каждый фестиваль получает свою сквозную тему, которая задает тон, настроение всему действу. Не менее очевидным вскоре стало и осознание того, что в рамках фестиваля обязательно нужно проводить обучающие семинары и мастер-классы. Раз уж собирается вместе столько талантов и единомышленников, то не худо воспользоваться этим, помочь энтузиастам дельной методической подсказкой, тем более что методическая работа – один из столпов деятельности домов народного творчества. Да ведь и поучить есть кому! В жюри фестиваля, как правило, входят высокопрофессиональные музыканты, певцы, этнографы. Такие как Наталья Коржова, главный хормейстер ансамбля «Ставрополье», Владимир Кузнецов, руководитель ансамбля «Вся Русь», лауреат премии Правительства РФ «Душа России»… Очень много сил отдано этой работе Лилией Александровной Якоби, к сожалению, ушедшей из жизни около года назад.
Как только завершаются просмотры, члены жюри по горячим следам проводят мастер-классы: руководителям коллективов – участников фестиваля интересно и полезно все: и тонкости постановки дыхания певцов, и способы выражения самого характера казачьего фольклора, и формы сбережения его диалектных особенностей. Ведь чтобы спеть казачью песню по-настоящему аутентично, одного лишь сильного голоса недостаточно. Важно еще владеть им соответственно, отрабатывать правильное произношение текста, чувствовать характер исполняемого, все эти элементы голосоведения должны присутствовать в гармоничном единстве, дополняя друг друга. Кстати, в рамках конкурса исполнители показывают прежде всего вокал, но нередко вместе с ними приезжают и хореографические коллективы-спутники, без участия которых не покажешь во всей полноте, например, какой-то казачий обряд, в котором звучит та или иная песня. Вспомним, как активно используют подтанцовки артисты эстрады, только там все поставлено на поток, там в танце зачастую нет ни смысла, ни души. Здесь же каждый номер отрабатывается в едином ключе, отражая главную идею во всей ее содержательной и эмоциональной гамме.
С 2000-х годов фестиваль «Казачья сторона» рос постоянно, его организаторы стремятся обязательно найти и добавить что-то новое, интересное зрителям. Ведь неизменность территории проведения означает и постоянство аудитории… И ни разу еще не было случая, чтобы жители Курской остались недовольны новой встречей. Наоборот, они настолько полюбили «Казачью сторону», что уже задолго ждут ее, предвкушая новые открытия. Да и организаторы теперь уже не хотят менять место дислокации: где рожден фестиваль, где закрепился, пусть там и развивается дальше. Когда появляются такие яркие культурные бренды, их нужно беречь, ценить. Уже даже в Москве знают, что есть такой фестиваль «Казачья сторона» в станице Курской. А край этот прославленный, легендарный, овеянный замечательной казачьей героикой. В этом году предполагается провести главные мероприятия в станице Галюгаевской, то есть буквально на живописном берегу непокорного Терека, где сразу приходят на память колоритные образы казаков Толстого… Важно еще и то, что власти Курского района вот уже много лет похвально последовательны в поддержке фестиваля… Это отлично понимают и нынешний глава района Сергей Иванович Калашников, и вся его команда. Да, принимать столько гостей – дело хлопотное, а приезжают и гости высокого уровня – из правительства края, министерства культуры, московские специалисты. С течением времени к работе по организации фестиваля присоединился комитет по делам национальностей и казачества СК, Терское казачье войско оказывает финансовую поддержку.
– Важно отметить, что в целом фестиваль проводится на средства краевого бюджета, – подчеркивает Л. Бобрышова. – Такая поддержка правительства края, министерства культуры СК просто неоценима! За это признательны правительству СК и работники Дома народного творчества, и многочисленные участники фестиваля, и еще более многочисленная публика. Такое понимание важности сохранения традиционной народной культуры органами власти, поверьте, достойно самой высокой оценки. Хотя мы не забываем и о том, что надо расти дальше, чтобы нас узнала и Россия, и уже несколько раз «Казачья сторона» получала статус межрегионального, входила в федеральную целевую программу «Культура России», под наш проект выделялись федеральные гранты.
Престиж фестиваля отражает его широкая география – неоднократно участниками становились самобытные казачьи коллективы из Ростовской области, республик Северного Кавказа, Краснодарского края, словом, регулярно задействованы два федеральных округа – ЮФО и СКФО. Уральские, сибирские, забайкальские казаки пока еще не были, ехать далеко и дорого, но связи с ними ставропольцы не теряют. Разумеется, наиболее полно отражает «Казачья сторона» творческую палитру родного Ставрополья. Сколько славных имен можно встретить в списках участников каждого фестиваля! В числе постоянных лидеров старейший народный хор «Казачка» из Новопавловска, который отличают совершенно особая самобытность, вокальный колорит, сценическая выразительность. В нем собрались люди, умеющие донести казачью песню, чувствующие ее сердцем. Много лет руководит этим коллективом Александра Александровна Онищенко – человек, беспредельно преданный своему делу. Впрочем, это можно сказать практически обо всех участниках. Не раз становился лауреатом фестиваля ансамбль песни и танца «Колос» Александровского района, ныне руководимый Еленой Добродеевой, также имеющий богатую биографию, традиции, репертуар. С особым восторгом встречают зрители детские коллективы. Например, фольклорный ансамбль «Хуторок» из села Новоселицого, созданный известным в крае хормейстером Александром Яковлевичем Капустиным. (Ранее он столь же успешно руководил детским коллективом «Старинушка» Изобильненского района.) В творческом арсенале «Хуторка» прямо-таки шикарная программа, недаром этот коллектив является лауреатом целого ряда всероссийских фестивалей, в том числе таких громких, как «Казачий круг» Российского Дома народного творчества. Включение детей, молодежи в орбиту казачьего фольклора не может не радовать энтузиастов этого направления. С радостью встречали на фестивале студентов краевого колледжа искусств, которых Лариса Николаевна Дёгтева объединила в ансамбль «Наследие». Для ребят это не только выступление наряду с другими коллективами, но еще и отличная практика, реальная подготовка к их будущей профессии. А то, что они видят на фестивале, – подлинный кладезь профессиональной информации.
Напрашивается провокационный вопрос: если много лет идет фестиваль и коллективы-участники повторяются, насколько новым может быть его содержательный репертуар? Оказывается, каждое исполнение неповторимо. Как неповторима сама
аутентичность истинного фольклора. Не секрет, что сегодня можно нередко встретить этакую заявку на новизну в форме очередной «смелой обработки», преподносимой как некий «синтез» и т. п. Совсем исключить такого в народной культуре нельзя, все-таки это живой организм. И все же организаторы «Казачьей стороны», строго позиционируя свое детище как фестиваль традиционной культуры, конечно, отдают предпочтение аутентичной песне.
– Надо сказать, что руководители большинства наших коллективов серьезно занимаются собирательством, и потому репертуар не повторяется, – говорит Л. Бобрышова. – Но иногда мы сами просим их повторить какую-то историческую терскую песню, которая нужна в нашей программе, в том или ином контенте. Преды-
дущий фестиваль мы посвятили героической истории казачества: говорили об 11 казачьих войсках России – Уральском, Оренбургском, Терском, Донском… Основной материал удачно дополнило использование видео-материала, усиливающего эффект восприятия произведений, исполняемых на сцене.
Таким образом фестиваль выполняет и еще одну важную миссию, просветительскую.
– Да, потому что мы рассказываем людям необычные вещи, то, что уже забыто, говорим о героях-атаманах, о героях войн, подкрепляя всем этим песенный репертуар, – добавляет заведующий отделом традиционной культуры ДНТ Владимир Задов. -
11 казачьих войск – 11 жемчужин в короне Российской империи. Такой у нас был зачин. К рассказу о каждом войске старались подобрать песню так, чтобы отразить его историю и особенности, поведать о его видных деятелях. Фамилии Бакланов, Платов, Недорубов, Доватор – за ними столько пластов славной истории. Все эти эмоциональные моменты трогают зрителя, наполняют фестиваль особым смыслом, а для руководителей хоров и ансамблей это становится дополнительным стимулом искать и находить местный фольк-лорный материал.
Среди фестивальных тем запомнилась тема жизни казака: все основные этапы с момента рождения… Как казак рос, как воспитывала ребенка казачья семья, каким было в ней отношение к старшим, к женщине, к Оте-
честву. Все это было показано через обряды и песни.
Итоги каждого фестиваля подвергаются тщательному осмыслению в коллективе Дома народного творчества: все разбирается по полочкам, идет анализ и успешного, и не очень. В таких дискуссиях проступают контуры следующего фестиваля, обозначаются новые цели. В преддверии нынешней «Казачьей стороны» на базе Ставропольского ДНТ проведена всероссийская творческая лаборатория руководителей казачьих коллективов. Приезжали фольклористы из Калмыкии, Башкирии, Ростова, Краснодара, Самары, участвовали более 20 ставропольских руководителей со своими коллективами. В ходе этой учебы они имели возможность поделиться информацией, своими партитурами, текстами произведений. Проводили занятия такие известные педагоги, как Владимир Александрович Копаев, руководитель Краснодарского государственного ансамбля «Криница» (много его учеников работают на Ставрополье) и руководитель ан-самбля «Вся Русь» Владимир Кузнецов. Были и специалисты Российского Дома народного творчества.
– У нас даже в призах и подарках лауреатам соблюдается казачий акцент, – подчеркивает Лариса Фёдоровна. – Для этого заранее делаем специальный заказ мастерам предприятия «Темп» в Пятигорске. Как правило, это панно с сюжетами станичной жизни, вазы с соответствующей символикой.
Стоит добавить, что, получив призы и подарки, разъехавшись по своим районам, участники фестиваля остаются «в строю». Их нередко приглашают в Ставрополь показать свое творчество уже на краевом уровне. Большой интерес всегда привлекают регулярные творческие встречи «Традиции живая нить», прочно вошедшие теперь в программу «Музыкальной осени Ставрополья». В приветливом зале Дома народного творчества собираются студенты, школьники, просто любители народной культуры. Кроме того, все эти замечательные коллективы и исполнители, конечно, постоянные участники всевозможных торжеств, народных гуляний, фестивалей и конкурсов, проводимых в их родных районах, городах и селах. Та же Масленица, Рождество, детские фестивали «Казачьему роду нет переводу». Таким образом дух и смысл «Казачьей стороны» в течение всего года объединяет уже не сотни, тысячи людей.
– Главная цель нашего фестиваля – именно сохранить, передать и пропагандировать, – уверена Л. Бобрышова. – На каждой «Казачьей стороне» идет воспитание подрастающего поколения замечательной народной песней, в кторой все прописано, все самые важные духовные ценности народа. И патриотизм, и уважение к старшим… Нужно только внимательно слушать.
Нынешний фестиваль, также в статусе межрегионального, по сложившемуся обычаю пройдет в конце мая, а в центре будет еще одна героико-патриотическая тема – 240-летие Азово-Моздокской оборонительной линии, отмечаемое в этом году. Казачий фестиваль, естественно, не мог пройти мимо юбилея легендарной Линии, создававшейся при непосредственном участии казаков, ехавших на Кавказ со всей России. Разумеется, зрителей ждет немало интересного из истории возникновения крепостей Линии, из которых потом выросли города. Будет оригинальная театрализованная композиция, впрочем, детали пока держатся в секрете. Иначе какой же сюрприз!
А работы организаторам и участникам «Казачьей стороны» еще хватит на много лет вперед: тема казачьего фольклора неисчерпаема! И потому чрезвычайно важными являются прочные деловые контакты ДНТ со всеми территориями края, местными администрациями, отделами культуры, домами культуры. Сегодня уже считается престижным для района или села показать своих артистов на «Казачьей стороне», а для этого нужно и транспорт выделить, и предоставить свободные дни работающим исполнителям, и помочь в целом ряде других организационных мелочей… Помогают – значит, понимают. Прежде всего это касается Курского района, берущего на себя эти самые «тысячи мелочей». К примеру, чтобы достойно оформить сцену, которую каждый раз наряжают по-своему. Там можно увидеть целые композиции из казачьей жизни и быта, а то и настоящую пушку с ядрами! И наблюдательную вышку в натуральную величину с казачком, задорно выкликающим: «Гей, гей казаки!..».
*****
… Надо видеть горящие радостью глаза зрителей, собирающихся на встречах любимого в народе фестиваля. Оживает душа народная, и это вовсе не громкие слова. Справедливо сказала на финальном концерте предыдущего фестиваля министр культуры Ставропольского края Татьяна Лихачева:
– Замечательное звучание, чудесное многоголосье, аутентичные костюмы, звучные песни – обрядовые, игровые, лирические – великолепная палитра казачьего фольклора представлена в ярком, выразительном единстве. Таково неповторимое лицо «Казачьей стороны».
Такие фестивали, добавлю, лицо всего Ставрополья. Активно поддерживаемые правительством края, получающие финансовое подкрепление бюджета, они объединяют народные таланты, позволяют сберегать это лицо в его уникальной неповторимости.
28 апреля 2017 года