Проблемы отечественного кино обсудили в министерстве культуры Ставрополья
- Владимир Маркович, как известно, вслед за Годом культуры и Годом литературы в России президентом был объявлен Год кино. Почему не год музыки, которая не менее любима? Или изобразительного искусства, или театра?
- Думается, акцент на кино правомерен по многим позициям. Во-первых, этот вид искусства был и будет востребован всегда. Во-вторых, кино, будучи искусством массовым, является очень важным манипулятором общественного сознания, умонастроения, чувствований.
- И в хорошем, а то и в плохом смысле...
- Да, и в негативном, и в позитивном... И государство не может безразлично к этому относиться. Наконец, в-третьих, мы знаем, что все крупные кинодержавы, будь то США, Индия или Аргентина, от создания и проката фильмов имеют поступления в бюджет, очень солидные отчисления, сопоставимые с другими статьями. И все они дорожат этим. Помнится, и у нас, в Советском Союзе, от проката кино поступления в бюджет шли почти на уровне доходов от продажи алкоголя. Это была очень важная составляющая, которая в определенный момент, увы, ушла не на второй или даже третий, а на десятый план...
Сегодня отечественный зритель находится у нас в совершенно иной ситуации. Если проанализировать суточный телерепертуар всех сетевых каналов, в день показывается от 80 до 100 фильмов, художественных, мультипликационных, научно-популярных, документальных, - большой выбор продукции для просмотра. Человек приходит домой, укладывается на диван и включает телевизор, ему остается лишь, выражаясь словами песни Высоцкого, комментировать увиденное: «Ой, Вань, смотри, какие клоуны!..». Словом, кино стало уже не общественным, а почти личным или семейным делом. Человек вытащен из социума - такова реальность нашего времени. И вернуть его обратно в кинозалы - проблема. А ведь это уже не просто важная финансовая составляющая. Ибо коллективный просмотр зрелища был и остается важным эстетическим воспитательным инструментом.
- К тому же несопоставим эффект от просмотра фильма на телевизионном или большом экране. «Войну и мир» на маленьком экране смотреть невозможно.
- Действительно, технические возможности и преимущества тоже очевидны... В связи со всем сказанным Год кино возник явно не случайно. Идея правильная. Это своего рода и сигнал обществу, и заказ производителям и прокатчикам: нужно направить кино в новое русло. У нас в крае сегодня есть 52 киноустановки. Это на 15 единиц меньше, чем было в прошлом году, тенденция сокращения продолжается уже несколько лет.
- Какую же аудиторию могут охватить эти полсотни установок? Да и вообще, может быть, в новых условиях больше и не нужно, достаточно этих?
- Вопрос непростой, и ответ не может быть однозначным. В прошлом году двумя киновидео-прокатами был приобретен и показан 291 фильм. Много это или мало? Если посмотреть на цифры в других российских регионах - очень мало! Другая проблема: на хранении в двух фильмотеках края - Ставропольской и Кисловодской - сегодня находится 8700 копий кинолент. Уникальный, неоценимый фонд, который можно сравнить лишь с хранимыми шедеврами изобразительного искусства или музейными раритетами. Важнейшая задача работников киновидеоорганизаций - хранить все это богатство, регулярно реставрировать, соблюдать необходимые условия. А у них масса проблем, от давным-давно назревшего капитального ремонта помещений до обновления технического оснащения. К старой кинопроекционной аппаратуре уже не достать нужных деталей, поскольку их просто сняли с производства. А ведь в свое время государством во все это вложены огромные деньги. Все специалисты сходятся во мнении, что нужен единый крупный депозитарий, в котором при наличии специальной аппаратуры можно будет последовательно переводить пленку на цифровые носители. Независимо от художественной ценности каждой ленты все они - история страны, история искусства, страницы которой можно будет потом в любое время востребовать. Но одному краю такое не потянуть. Нужна целевая российская программа, в ней нуждаются все регионы. Кстати, в прошлом году удалось 220 лент реставрировать, но и это до поры до времени, на сколько хватит прочности... Год кино эту проблему лишь четче обозначил, а решать предстоит в дальнейшем.
- Все это хоть и чрезвычайно актуальные, но более внешние, технические аспекты. А есть еще и такая проблема: что показываем и кому показываем.
- Вот-вот! Кстати, участники слушаний с удовлетворением отмечали определенные плоды государственного поддержки отечественного кинематографа и кинопроката. Это мы видим в проводимых кинофестивалях, премьерных кинопоказах и т. д. Стали уже сопоставимы доли зарубежного и отечественного кинопродукта. В частности, юбилей Победы сыграл тут немалую роль, когда средствами кино - и художественного, и документального - патриотическая тематика осваивается активно. И ориентир на продвижение своего кино сохраняется. Но надо понимать, что одним прокатчикам проблем не решить, нужно партнерство всех заинтересованных сторон. Хорошо бы, например, активнее использовать возможности кино в рамках Дня края, праздниках городов и сел, иных мероприятиях. Кстати, киношники небезуспешно это реализуют. План Года кино, разработанный министерством культуры края, как раз на это и ориентирован. Весьма интересен опыт Ставрополя: от кинопоказов во дворах до парков и ДК, в общем, везде, где народ. Вот один из вариантов выведения народа из лежачего положения на домашнем диване.
Не могу не сказать и о положительном опыте нашего молодого форума творческих союзов «Белая акация», благодаря которому начато развитие ставропольской школы кинодокументалистики. Создано уже пять документальных фильмов: по истории казачества, истории края, Кавминвод, особенно любопытен фильм о Лермонтове как воине, ранее о нем все больше как о поэте, но ведь он был поручиком Тенгинского полка, сражался, лежал в госпитале, более 110 дней провел непосредственно в Ставрополе... На очереди - фильм о князе Барятинском как военачальнике, а эта фигура не менее значима, чем генерал Ермолов. Замечательно, что и в этом году к участию во второй «Белой акации» были приглашены многие видные деятели кино - артисты, режиссеры. Встречи с ними заметно оживили культурную атмосферу края. Да и очередной фестиваль «Золотой витязь» в сентябре, уверен, тоже привнесет новую струю. Разумеется, подобные мероприятия очень недешевы, но власти удается привлекать солидных спонсоров, и это тоже полезный опыт.
Наши кинотеатры, кстати, теперь уже хорошо оснащенные, «первым экраном» показывают, конечно, ходовые картины, чтобы восполнить затраты, но при этом умудряются проводить и поистине уникальные проекты. Например, кинотеатр «Октябрь», войдя в федеральную программу, в режиме онлайн успешно транслирует спектакли московских театров. Для нас, зрителей, настоящее чудо - увидеть на большом экране хорошие постановки одновременно с москвичами, сидящими в театральных залах.
- Жаль только, что они пока слабо это рекламируют. Народ часто про это чудо и не знает...
- Согласен, нужно это делать активнее. А еще хорошо бы, чтоб это подхватили и остальные кинотеатры. Тут открываются большие перспективы для партнерских отношений с негосударственными учреждениями проката.
- Среди проблем, высвеченных Годом кино, нельзя не назвать проблему охвата сельского зрителя.
- Увы, там идут фильмы пока что только второго круга, кассовые фактически не доходят, поскольку сельская аудитория не может платить те же деньги, что в городе, если пойти всей семье по билетам за 350 рублей - ни один семейный бюджет не потянет. Тут государству нужно думать об особой льготной форме кинопроката в селе. Нельзя же лишать сельского зрителя этой радости, это просто несправедливо. После первого экрана лента уже по иной цене должна идти в село, и прокатчики должны этим озаботиться. Они же пока под флагом борьбы с кинопиратством просто уничтожают массовые копии лент после первых показов. И селяне в итоге увидят этот фильм в лучшем случае через несколько лет...
- Владимир Маркович, вы не случайно упомянули кинопиратство...
- По мнению участников слушаний, необходимо элементарно просвещать в правовом отношении и чиновников, и прокатные организации, что такое авторское право в кино. Часто незнание этого ведет к тому, что «левая» лента прокатывается по «левым» билетам и прибыль уходит тоже «налево». Было предложено в Центре повышения образования культуры ввести соответствующие курсы. А через заместителя председателя правительства края обратиться с такими инициативами к главам районов и городов. Ну и неплохо вспомнить добрый опыт кинообразования зрителя, чем раньше занимались многочисленные киноуниверситеты, киноклубы. Это было великое дело. Грамотного кинозрителя надо воспитывать так же, как и театрального, и музыкального...
- Когда-то были задействованы и мы, журналисты, в роли популяризаторов. Нас регулярно приглашали на премьеры. Мне не раз доводилось писать кинорецензии...
- Верно. Сейчас киноклубы есть, правда, весьма локальные, маленькие. Но даже и такие нужны и полезны! Замечательно работает новый киноклуб в краевом Музее изобразительных искусств. Уникальный проект оказался востребован, в том числе и благодаря экзотическому подлинному кинооборудованию прошлых лет, о котором уже почти забыли. Да и тематически все это гармонично связано с деятельностью музея! Вот в таких клубах просветительство надо вести с привлечением специалистов.
Все сказанное нацеливает общество и государство на то, что надо вкладывать в кино средства и осваивать новые формы этой работы. Сама жизнь их уже выдвигает, наметилась тенденция вхождения кинотеатров в киноконцерны, кинокомпании. Однако, повторюсь, участие государства необходимо, особенно в сельских условиях. Чтобы Год кино прошел не зря. Кино - огромная часть культуры, мощный ее потенциал.
24 июня 2016 года