06:45, 23 марта 2016 года

Галина Миронычева о продовольственной индустрии Ставропольского края

– Наш край располагает большими возможностями для развития и роста продовольственной индустрии, – рассказывает Галина Петровна. – Отрасль успешно развивается, ежегодно наращивает свой потенциал на фоне модернизации производства. Комитет строит свою работу в соответствии со стратегией и приоритетными направлениями, определенными губернатором и правительством края. В рамках Доктрины продовольственной безопасности России, в целях обеспечения населения Ставрополья продуктами питания в необходимых объемах перед пищевой и перерабатывающей промышленностью стоит задача по увеличению объемов производства продуктов питания и напитков и повышению их конкурентоспособности.

Сегодня в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности региона представлено 38 видов экономической деятельности и занято более 850 производств различных форм собственности, выпускается около двух тысяч наименований продуктов питания. На долю отраслевых организаций приходится более десяти процентов налогов от суммы, поступающей в бюджетную систему. В прошлом году в качестве налогов перечислено более 6,8 млрд рублей, в том числе акцизов – 3,19 млрд рублей, из них – в краевой бюджет 2,4 млрд рублей.

Располагая достаточным производственным потенциалом, Ставрополье по многим продовольственным позициям достигло высокого уровня доли самообеспечения, и на сегодняшний день у нас есть возможность переработать всю производимую в крае сельскохозяйственную продукцию за исключением зерна и сахарной свеклы.

Хочу подчеркнуть, что сегодня фактическое производство продуктов питания в крае превышает рекомендуемые объемы потребления населением по ряду важнейших продуктовых групп. К примеру, по мясу и субпродуктам – в полтора раза, растительному нерафинированному маслу, хлебобулочным изделиям, крупам, муке и макаронным изделиям – более чем в два раза. Мы производим от пяти до двадцати процентов всего российского объема мяса птицы, минеральной воды, макаронных изделий, муки, хлебобулочных изделий, коньяков. По основным ресурсам региональная отрасль гарантированно обеспечивает потребительский спрос населения. В прошлом году наши предприятия отгрузили различного продовольствия более чем на 85 миллиардов рублей. Это 120 процентов к уровню позапрошлого года.

В последнее время Ставрополье заметно нарастило объемы производства: по макаронным изделиям – на 23 процента, муке – на 20, мясу и субпродуктам, полуфабрикатам – почти на 19, сырам и сырным продуктам – на 11, сливочному маслу – почти на 10, кондитерским изделиям – на 7, мороженому – на 6 процентов. Мясных (мясосодержащих) кулинарных изделий выработано в 1,9 раза больше, консервов этого направления – в 4,6 раза, плодоовощных – на 39 процентов, крахмала – более чем на треть, безалкогольных напитков – на 23 процента. Объем производства хлеба и хлебобулочных изделий в течение последних десяти лет стабилен – более 163 тысяч тонн в год. Выпуск цельномолочной продукции сохранен – более 195 тысяч тонн. Постоянно ведется работа по расширению ассортимента, прежде всего с учетом потребительского спроса, в том числе лечебного, профилактического, здорового и функционального питания.

– После введения эмбарго на импорт продовольственных ресурсов в крае появилась определенная ниша, насколько активно ее занимают наши предприятия?

– Хочу сказать, что довольно активно. В рамках задач по импортозамещению в крае организовано производство низколактозного и безлактозного молока, с повышенным содержанием белка и кальция, с пребиотиком лактулозой, молока ночной дойки с повышенным содержанием гормона сна – мелатонином. В этом списке также кисломолочные продукты, такие как греческий йогурт, биойогурт «+L. Casei» – аналог «Актимель», творожные массы. Расширено и «семейство» сыров, прежде всего за счет создания сортов, аналогичных импортным, «Русский пармезан», «Русская моцарелла», «Русская Филадельфия», «Русская Филадельфия с зеленью», «Чеддер», «Тильзитер», «Тильзитер Люкс», «Русская Рикотта Алина», «Черный принц». Ставропольские покупатели успели оценить и мясные деликатесы: карпаччо из курицы (итальянский кулинарный изыск), хамон (испанский национальный деликатес – сыровяленый свиной окорок), колбаски мини-салями «IL Gusto бекон», салями «Итальянская», «Миланская», колбасы сырокопченые «Венеция», «Сан Ремо» и «Салерно».

– Чтобы наладить массовый выпуск таких импортозамещающих продуктов, конечно же, необходимы средства, причем немалые. За счет каких источников ведется эта важнейшая работа?

– Все эти новинки разрабатываются и внедряются в том числе благодаря техническому перевооружению и модернизации предприятий. Объем инвестиций в основной капитал в прошлом году составил около 4 млрд рублей. Реализовано восемь инвестиционных проектов общей емкостью около 2 млрд рублей. Создано почти шестьсот новых рабочих мест.

Крупные инвестпроекты по реконструкции осуществлены в Благодарненском районе (ЗАО «Ставропольский бройлер филиал МПК Благодарненский»), ООО «Пятигорский молочный комбинат», АО «Молочный комбинат «Ставропольский», ООО «Молоко» Новоалександровского района. Для улучшения качества готовой продукции приобретено новое технологическое оборудование в ОАО «Хлебокомбинат Георгиевский», ОАО «Сыродел» г. Ипатово, ЗАО «Кавминводы» Минераловодского района, ООО МХП «Орион» Шпаковского, ООО «Пятигорский хлебокомбинат», ООО «Консервный завод Русский» Курского, ИП Матвеев Е.И. (производство муки и макаронных изделий) Петровского, ЗАО «Хлебозавод № 3» г. Ставрополя.

В рамках импортозамещения продолжается строительство агропромышленного парка «Ставрополье» в Минераловодском районе производственной мощностью 150 тыс. тонн единовременного хранения овощей в год, общий объем инвестиций – 40 млрд рублей. Идет восстановление и расширение производства консервной продукции ООО «Первый Георгиевский консервный завод», строительство завода по глубокой переработке пшеницы в Левокумском районе, рассчитанного на 125 тыс. тонн в год переработки зерна, мукомольного комплекса на 300 тонн зерна в сутки в Новоалександровске, а также кондитерской фабрики в городе Невинномысске.

– Увеличивающиеся объемы производства автоматически добавляют нагрузки и торговым организациям. Как краевая отрасль торговли сегодня функционирует в таком режиме?

– Подчеркну, что в структуре экономики края эта отрасль занимает одну из ключевых позиций: в ней занято около 15 тысяч организаций торговли и около 46 тысяч индивидуальных предпринимателей. Торговле принадлежит ведущее место по вкладу в валовой региональный продукт – около двадцати процентов. В прошлом году в бюджеты всех уровней от организаций оптовой и розничной торговли поступило более 10 млрд рублей налоговых платежей (почти пятая часть всех налоговых платежей в крае), что почти на 19 процентов больше, нежели годом ранее. По данному показателю торговля занимает первое место.

В минувшем году оборот розничной торговли превысил 466 млрд рублей, что в сопоставимых ценах составляет 85,8 процента к позапрошлому году. Несколько снизила обороты и оптовая торговля – более 428 млрд рублей, с минусом в четыре с половиной процента. Думаю, все это связано прежде всего со снижением реальных доходов населения. А вот общепит, наоборот, сработал с плюсом почти в два процента, получив за свои услуги более 31 млрд рублей.

Между тем потребительский рынок региона активно развивается: строятся крупные магазины, развлекательные торговые центры, объекты общественного питания. Инвестиции в основной капитал в сфере торговли в прошлом году превысили 3 млрд рублей. В настоящее время фактическая обеспеченность населения края площадью торговых объектов составляет 742,2 кв. метра на одну тысячу человек при нормативе 500 кв. метров.

– То есть выходит, что торговыми площадями мы обеспечены с лихвой, как говорится, были бы деньги все это изобилие купить. Вопрос в другом: насколько активно и узнаваемо присутствуют в таком море изобилия ставропольские продукты?

– В крае делается максимально все возможное для продвижения своих продуктов на региональном и российском рынках. На территории Ставрополья активно работают федеральные торговые сети. Продолжают развиваться и региональные. Самые крупные – «Вершина» ООО «ОПТ-ТОРГ» (63 магазина), ООО «Закрома» (11 супермаркетов), ООО «Экономка» и многие другие.

Кроме того работают 52 розничных рынка, из них 36 универсальных, шесть специализированных и десять сельскохозяйственных. Общее количество торговых мест – более двадцати тысяч, в том числе для аграриев более 1,8 тысячи. Фактическая наполняемость розничных рынков составляет около 60 – 65 процентов.

Наряду с формированием современных центров в крае идет развитие фирменной торговой сети, где реализуется ставропольская продукция. Сейчас в крае функционирует около одной тысячи таких объектов. Самую развитую фирменную сеть имеют: ОАО «Молочный комбинат «Ставропольский», ООО «Пятигорский молочный комбинат», ОАО «Сыродел», ООО СХП «Югроспром», ЗАО «Прасковейское», торговая сеть «Семидаль» (группа компаний «Агрико»), ОАО «Хлебокомбинат «Георгиевский», ООО «Пятигорский хлебокомбинат», ООО «ЛВЗ «Стрижамент», ООО «Агротехпром», ОАО «Европа», ЗАО «Холод» и многие другие.

Продвигать нашу продукцию также призван информационно-маркетинговый проект «Покупай ставропольское!». В его рамках в прошлом году мы провели шесть торгово-закупочных сессий с участием производителей региона и крупных сетевых компаний. Одна из главных целей таких встреч – установление прочных контактов между производителями, поставщиками продукции и торговыми сетями, сокращение лишнего звена и получение свежих качественных продуктов.

– Галина Петровна, принесло ли все это свои плоды, ощутимы ли результаты на практике?

– Скажу, что однозначно проект «Покупай ставропольское!» способствует насыщению рынка качественными и доступными товарами ставропольских производителей, увеличению их доли на внутреннем потребительском рынке, эффективному взаимодействию с торговлей и, наконец, широкому информированию населения о «родных» продуктах, привлечению внимания к ним за пределами края.

Мы постоянно проводим работу по заключению соглашений о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве с сетевыми компаниями, крупными организациями торговли края. Всего подписано более 200 соглашений, предусматривающих ограниченную торговую надбавку, реализацию продукции ставропольских производителей, информационное взаимодействие. Среди активных участников сеть магазинов «Магнит» АО «Тандер», ООО «Х5 Ритейл Групп», ООО «Закрома», ООО «Лента», ООО «О'КЕЙ», ООО «Ассорти-продукт», ООО «ОПТ-ТОРГ». Всего подписано более 200 соглашений, предусматривающих реализацию продукции ставропольских производителей, информационное взаимодействие.

Предпринятые в рамках проекта меры позволили увеличить число предприятий, поставляющих продукты в торговые сети, на 14 процентов. Значительно нарастили объемы поставок организации по выпуску хлебобулочных и кондитерских изделий, молочных продуктов, безалкогольных напитков, муки и макарон, плодоовощной продукции. При этом федеральные сети реализуют ставропольское продовольствие не только на территории края, но и далеко за его пределами.

Мы подписали соглашение о сотрудничестве в продовольственной сфере с департаментом торговли и услуг города Москвы. В столице уже прошло пять региональных ярмарок предприятий Ставрополья. Реализовано около 200 тонн продовольственных товаров почти на 40 млн рублей. Главные цели – продвижение нашей продукции на продовольственном рынке края и за его пределами, установление взаимовыгодных контактов, расширение торговых связей между регионами России, странами ближнего и дальнего зарубежья.

Кроме того, региональные ярмарки прошли в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа. Презентации потенциала продовольственной индустрии Ставрополья состоялись также в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, в Сочи – на ХII Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана и на других международных площадках, в Москве – на «Золотой осени». По ее итогам правительство Ставропольского края награждено Гран-при этой престижной выставки. В этом году запланировано немало ярмарок в крае и за его пределами, в том числе в Москве и Московской области.

– Продовольственные ярмарки непосредственно в крае уже завоевали популярность среди населения. Сохранится ли эта добрая традиция и в нынешнем году, интересуются читатели «Ставропольской правды».

– Конечно. Практика показала, что такие, не побоюсь сказать, праздники (а на них нередко устраиваются музыкальные шоу и розыгрыши) очень востребованы жителями Ставрополья. Для сдерживания и стабилизации цен на продовольственные товары и обеспечения населения продуктами питания по доступным ценам в регионе в прошлом году организовано и действует более 200 ярмарочных площадок, на которых проведено 680 универсальных и сельскохозяйственных ярмарок, в том числе «выходного дня» и праздничных – 224. Всего реализовано около 13 тысяч тонн пищевой и плодоовощной продукции более чем на 1,1 млрд рублей. Успешно реализуется акция «Овощи к подъезду». С предпринимателями заранее обсуждалась ценовая политика такой торговли, чтобы они не завышали цены.

– Кстати, ценовой мониторинг – одно из основных направлений работы вашего комитета. Какова ценовая динамика последнего времени?

– Действительно, мы проводим мониторинг средних потребительских розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Индекс потребительских цен на продовольственные товары в Ставропольском крае составил в минувшем году 114,5 процента. Для сравнения, среди субъектов Северо-Кавказского и Южного федеральных округов наш край находится на седьмом месте после Астраханской области, Кабардино-Балкарии, Волгоградской, Ростовской области, Адыгеи, Калмыкии. В остальных субъектах этот показатель выше: в Ингушетии – 119,8 процента; Чечне – 117; Карачаево-Черкесии – 116,8; Дагестане – 116,4; Северной Осетии – 115,4; Краснодарском крае – 114,5 процента.

Стоимость минимального набора продуктов питания в расчете на месяц в крае составила 3330,50 руб., что меньше, чем в среднем по Российской Федерации (3589,92), в Краснодарском крае – 3744,75; Астраханской области – 3448,79; Ростовской – 3335,70 руб.

Этот мониторинг продолжается и в нынешнем году. В числе ближайших задач также увеличение производства и расширение каналов сбыта продукции региональных производителей, укрепление фирменной торговой сети и создание на Ставрополье благоприятных условий для развития ярмарочной торговли.

«Продовольственная миссия выполнима»
Газета «Ставропольская правда»
23 марта 2016 года