Роман Савичев

Роман Савичев

Так можно резюмировать суть официальных сообщений – по большому счету, они опровергли устрашающие прогнозы, звучавшие в конце прошлого года о возможном коллапсе на алкорынке. Напомним, с 1 января в силу вступило постановление Правительства РФ о функционировании ЕГАИС. Внедрение системы в опт и розницу воспринято торговлей без энтузиазма. Нововведение поделило рынок на два лагеря. Одни его участники утверждают, что новые правила значительно затруднят всем работу, повлекут за собой перебои с поставками алкоголя. Другие утверждают, что все возможные минусы (в основном технического плана) просто несравнимы с итоговым эффектом: рынок и потребители будут наконец защищены от контрафакта.

Очень важно, что власти все же решились на введение переходного периода, в течение которого к новым реалиям смогут адаптироваться розничные точки, считает постоянный эксперт нашей рубрики Роман САВИЧЕВ, возглавляющий одно из крупнейших в России «Юридическое агентство «СРВ».

– Напомню, согласно поправкам к закону о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции, с 1 января фиксировать продажу алкоголя в ЕГАИС должны оптовые продавцы алкоголя, а с 1 июля 2016 года аналогичное требование распространяется и на розничных операторов, – говорит Р. Савичев. – При этом розница, как предполагалось изначально, должна была заносить в систему сведения о приобретенном алкоголе с 1 января, однако в итоге для нее был предусмотрен переходный период до 20 апреля. До этого срока к продавцам алкоголя не будут применяться штрафные санкции в случае каких-то проблем с работой в системе ЕГАИС. Тестовый режим должен позволить исправить все выявляемые ошибки и перейти к полностью автоматизированному взаимодействию сторон до конца марта 2016 года.

Меры предприняты в целях борьбы с продажей контрафактной продукции. Впоследствии за приобретение алкоголя в обход ЕГАИС предусмотрен штраф 150-200 тысяч рублей.

По состоянию на 31 декабря, приводит данные «Российская газета», к системе ЕГАИС подключено более 1390 оптовых организаций, что составляет 96 процентов от общего числа. Из розничных точек данные в ЕГАИС передают 103000 (41 процент) предприятий. Понятно, что розница медленнее подключается к системе по разным причинам. Многие розничные игроки не вникли в поправки и думали, что подключаться к системе нужно к 1 июля. В то же время государство недостаточно жестко стимулировало переход на систему. Другие игроки сейчас оценивают, готовы ли они работать в новых условиях. Не исключено, что некоторые даже откажутся от продажи алкоголя, так как им будет невыгодно продавать легальную продукцию.

Кстати, как показывают опросы, часть розничных точек не планирует подключаться к системе и намерена прекратить продажу алкоголя после 20 апреля. Правда, пока совсем непонятно, что делать в случае, если они не успеют реализовать закупленную продукцию, по идее, она окажется вне закона.

Поясню, что ввести ЕГАИС власти задумали для того, чтобы сократить оборот нелегального алкоголя в стране. С 1 июля 2006 года информацию в системе были обязаны фиксировать все производители крепкого спиртного. Однако в итоге получалась, что на выходе с заводов фиксировался один объем продукции, а в магазинах продавалось существенно больше. Теневой рынок начал стремительно расти, после того как было решено существенно увеличить темпы роста акцизов на алкоголь и ввести минимальные розничные цены. Целью такой политики было сокращение уровня потребления алкоголя в стране и увеличение поступлений в бюджет. Кстати, если полноценно заработает ЕГАИС в рознице, то минимальная розничная цена, по сути, не нужна, так как в системе уже не должно быть нелегального алкоголя. Внедрение ЕГАИС должно привести к тому, что ни один магазин не сможет выбить чек на нелегально произведенную бутылку. В момент розничной продажи не зафиксированной в системе ЕГАИС бутылки система должна распознать «нелегала» – касса не пробивает чек, а информация об этой попытке автоматически поступает регулятору.

В продолжение темы об алкогольном рынке. Совершенно понятно, что бюджет у нас непростой и финансовые власти используют любые возможности для пополнения казны, в том числе и ужесточая акцизную политику. В этом году меняются ставки акцизов на некоторые виды алкогольной продукции, а также на табачные изделия. Однако, например, акцизы на алкоголь крепостью до 9 процентов, а также на коньяки, бренди, водку и прочие крепкие спиртные напитки останутся неизменными – на уровне 2014 и 2015 годов. В то же время пиво, виноградные, игристые и фруктовые вина, винные напитки подорожают.

Итак, крепкий алкоголь (водка и прочее) будет облагаться в 2016 году акцизом из расчета 500 рублей за 1 литр. Ставка акциза на другую продукцию с долей алкоголя больше 9 процентов будет равна 400 рублям за 1 литр. Акциз за литр пива увеличится с 18 до 20 рублей.

А в цену бутылки обычного вина, если оно сделано из отечественного винограда, будет включен акциз из расчета 5 рублей за литр. Для производителей игристых вин акциз будет равен 13 рублей за литр. А если игристое вино сделано из импортного сырья, то акциз в цене увеличится ровно в два раза – до 26 рублей за литр.

Система зависает, но работает / Газета «Ставропольская правда» / 2 февраля 2016 г.