Велофест-КМВ: развитие велосипедного движения в регионе обсудили в Пятигорске
Как рассказала председатель «Велосообщества» Юлия Говорова, организация создана с целью объединить все те небольшие велогруппы, что существуют на Кавминводах. Хотя официально велосообщество зарегистрировано лишь в мае нынешнего года, его молодые креативные участники уже в июне взялись провести самый яркий велофестиваль на Юге России «Велофест-КМВ».
Первым с докладом о развитии велосипедного движения в России и в мире выступил инициатор московского велопарада и соорганизатор Всероссийской акции «На работу – на велосипеде» Владимир Кумов. Он рассказал, что первый Московский велопарад состоялся в 2012 году. Для участия в акции собрались восемь тысяч велосипедистов. Москвичи и гости столицы впервые увидели, какими могут стать улицы города без автомобилей. С тех пор велопарады в столице проходят регулярно. В мае нынешнего года в нем участвовали более 25 тысяч человек. По столице проложена огромная сеть велодорожек, построено множество велопарковок. Но проблем еще остается немало.
Пока в Москве, как и в большинстве других крупных городов России, среди велосипедистов лишь около 30 процентов составляют женщины. А все потому, что езда на велосипеде в российских городах - рискованное занятие. Между тем, как свидетельствует статистика, в тех городах, где хорошо развита велосипедная инфраструктура, например, в Токио, Амстердаме, Копенгагене, женщин на велосипедах больше, чем мужчин.
Как рассказал Владимир Кумов, в последние годы в мире проведено множество исследований влияния велосипедизации на экономику. Так, в Новой Зеландии установили, что один доллар, вложенный в создание велоинфраструктуры, позволяет сэкономить 24 доллара за счет уменьшения расходов на здравоохранение, поскольку велосипедисты болеют гораздо реже тех граждан, которые предпочитают автомобиль. Весьма выгодным вложением для малого бизнеса являются велопарковки. В расчете на один квадратный метр площади они приносят значительно больше прибыли, чем автомобильные парковки. Кроме того, обслуживание велоинфрастуктуры гарантирует создание весьма значительного количества рабочих мест. Все это побудило правительства ряда стран и руководителей многих крупных компаний выплачивать сотрудникам, пользующимся велосипедом, прибавку к зарплате.
Гость из столицы доложил, что, хотя велодорожки несколько урезают проезжую часть, опыт многих мегаполисов показывает, что средняя скорость движения автомобилей при этом увеличивается, поскольку пробок на дорогах становится значительно меньше.
Там, где проезжая часть и без того узкая, где невозможно выделить отдельную полосу для движения велосипедистов, как, например, в городах Кавминвод, Владимир Кумов предложил альтернативный вариант обеспечения безопасности. Сейчас в городах разрешена скорость 60 километров в час. За ее превышение на 20 километров, как правило, не штрафуют. Столкновение с автомобилем, мчащимся со скоростью 80 километров в час, для велосипедиста обычно заканчивается летальным исходом. Если же скорость движения автомобилей в центральной части российских городов ограничить 30 километрами, как это сделали, например, в Париже, то смертей да и самих столкновений будет значительно меньше.
Другой гость велофестиваля - руководитель велодвижения города Краснодара Константин Трудик - рассказал, что массово ездить на работу на велосипедах краснодарцы начали с 2011 года. Руководство города отреагировало на инициативу велосипедистов – проложило четыре километра велодорожек по набережной. А после вмешательства губернатора чиновники отвели под велодорожку середину центрального бульвара города, что вызвало такое возмущение пешеходов и местных СМИ, что разметку вскоре пришлось стереть. Затем городские власти легализовали движение велосипедистов по тротуарам, что также вызвало неоднозначную реакцию населения. Безусловным достижением велосипедизации Краснодара Константин Трудик считает создание 170 велопарковок, каждая из которых рассчитана на шесть велосипедов. Почти все они пользуются большим спросом.
О несколько ином использовании велосипеда участникам конференции рассказал известный велопутешественник из Санкт-Петербурга Сергей Макаров. В этом году он планирует проехать на велосипеде более 10 тысяч километров. Стартовав из Туапсе, куда добрался на поезде, Сергей проехал по Черноморскому побережью до Тамани, затем – Краснодар, Ставрополь, Пятигорск. Уже на следующий день после конференции путешественник отправился в Грозный. Оттуда он планирует заглянуть в Элисту и дальше прямиком до Владивостока.
Сергей Макаров рассказал, как во время поездки по острову Ольхон на Байкале встретился с велопутешественником из Франции. Тот очень удивлялся, почему россияне так мало путешествуют по своей стране. Ведь Россия такая большая, красивая и интересная страна. С. Макаров подтвердил, что действительно велопутешественников очень мало. Люди боятся ездить по автотрассам. И не без оснований. На многих дорогах даже нет боковой линии, за которой более-менее безопасно мог бы передвигаться велопутешественник. Что же касается велоинфрастуктуры в городах, то Сергей привел в пример Санкт-Петербург. Там велосипедистам разрешили ездить по полосе, отведенной для социального общественного транспорта.
Предприниматель Владимир Передельский считает, что необходимо создать такую велоинфраструктуру, которая бы позволила свободно перемещаться на велосипедах между городами Кавминвод. Ведь в курортном регионе тысячи людей живут в одном городе, а работают или учатся в другом. Сам Владимир из Ессентуков ездит на велосипеде на работу в Пятигорск. Но местами дорога такая, что ехать просто страшно. Если же повсюду будут выделены полосы для велосипедного движения, если между городами КМВ создадут места для отдыха велосипедистов, то это привлечет на курорты множество поклонников активного туризма из других регионов страны.
Прозвучало на конференции и много других конструктивных предложений: создать на Кавминводах школу даунхилла (скоростного спуска с горы на велосипеде), организовать обучение школьников правилам безопасной езды на дорогах и т.д.
Представитель министерства культуры Ставропольского края, член рабочей группы ПСК по развитию велосипедного движения Михаил Завьялов рассказал, что направлен запрос во все муниципалитеты региона с просьбой представить схемы маршрутов для рекреационного и транспортного движения велосипедистов. Но, судя по ответам, чиновники просто не поняли, чего от них хотят. Михаил Завьялов пригласил участников конференции, членов «Велосообщества КМВ» и всех заинтересованных лиц принять участие в заседаниях рабочей группы, поскольку только совместными усилиями властей и населения можно будет создать инфраструктуру и популяризировать велодвижение на Ставрополье.
3 июля 2015 года