Ставропольские писатели-фронтовики, писавшие о войне и её героях
Хозяином сельской темы назвал известного ставропольского писателя В.С. Дятлова его коллега Витислав Ходарев.
«Над степью небо сизое от жары… Палит и палит солнце. Даже выносливые сорняки, поселившиеся во множестве вдоль дорог, поникли, сжали листья в морщинистые кулачки. И ветра нет. Выдохся в этой несусветной духоте. Впрочем, иногда он еще пытается доказать, что жив. Подхватит пыль с дороги кривым столбом да тут же и бросит это пустое занятие. Жарко…». Это строки из романа В. Дятлова «Чистая сила». Как точно автор видел и умел показать красоту степи, красоту крестьянского труда.
Владимир Семенович Дятлов родился в 1924 году в Майкопе в казачьей семье. Его детство и юность прошли в Абхазии, на берегу моря. В четырнадцать лет он уже работал в порту города Гагры грузчиком, матросом, продолжая учиться в школе рабочей молодежи. С первых дней войны Владимир пытается уйти добровольцем на фронт. Когда война докатилась до Черного моря, не раз В. Дятлов попадал под бомбежки немецкой авиации. Шесть судов, на которых работал матросом, ушли под воду. Выжить помогло умение хорошо плавать.
Осенью 1942 года, после окончания десятилетки, Владимира Семеновича призвали на службу и направили в Севастопольское военно-морское училище. С приближением немцев оно было эвакуировано в Грузию. В связи со сложной обстановкой на Северном Кавказе, где немцы рвались к нефтяным запасам, курсантов училища перебросили в район Моздока. «Для нас, неопытных, не видавших смертей, затяжные бои под Моздоком были сущим адом. Из 120 курсантов-бойцов в живых осталось тринадцать», – вспоминал В.С. Дятлов. Потом были Сталинград, Смоленск, Орша, освобождение Белоруссии.
После ранения сержант Дятлов был направлен на учебу в Ленинградское артиллерийское училище, которое закончил уже после войны. Продолжил службу на Дальнем Востоке. Через двенадцать лет в звании капитана ушел в отставку.
Жена его Ирина Георгиевна была ставропольчанка, вот и перебралась семья на Ставрополье. Здесь Владимир Семенович выбрал стезю литературного работника (до этого заочно учился в институте иностранных языков), трудился в газете «Советская Калмыкия», в районных газетах края, одновременно пробовал себя в прозе.
В 1963 году на краевом семинаре молодых авторов, где присутствовала группа московских литераторов во главе с Леонидом Соболевым, проза Дятлова была замечена: на страницах альманаха «Ставрополье» по итогам семинара опубликован его рассказ «Гвардейский значок» о фронтовых впечатлениях, о воинской взаимовыручке. Первая повесть В.С. Дятлова «Тайна Белой церкви» написана в жанре детектива: в советском тылу «окопалась» группа немецких разведчиков. О том, как нашим чекистам удалось ее обезвредить, и повествует автор.
Вскоре вышла новая повесть – «Если ты человек». В ней и блокадный Ленинград, и послевоенное Ставрополье, и светлая, богатая чувством сострадания душа русской женщины Галины, которая совершает нравственный подвиг, спасая отчаявшегося безногого инвалида войны. По мнению доктора филологических наук Л. Егоровой, повестью «Если ты человек» В. Дятлов открыл галерею высоких женских образов в ставропольской литературе.
В дальнейшем писателя захватила сельская тема. Явлением в литературной жизни края стал роман В. Дятлова «Чистая сила». С его публикацией автор поднялся на уровень известных писателей-деревенщиков Ф. Абрамова, Е. Носова и других. Роман переиздается в Москве. По нему ставится спектакль, шедший несколько сезонов в краевом драматическом театре. Жизни села посвящены повесть «Поединок на хуторе Рогатом», роман «Зона риска», пьеса «Неудобный человек». Герои их исполнены беспокойства за судьбу сельского хозяйства, за судьбы людей, в нем работающих. Они запоминаются ценными качествами: жизнелюбием и жизнеутверждением.
В 1972 году В. Дятлов приглашен на должность редактора художественной литературы в книжное издательство. Последнее, над чем работал писатель, – автобиографический роман «Тропою жизни человечьей». Смерть в 1996 году не дала окончить задуманное.
В годы войны и мирные годы В. Дятлов награжден многими государственными наградами: орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За доблестный труд» и другими.
***
Прифронтовая…
Зубы сжав до боли
И охлаждая угли губ росой,
Мы шли, как смерти в пасть,
В горнило боя,
Что громыхал за этой полосой,
И, верно бы, иссякли наши силы,
И кости поросли полынь-травой,
Когда б не шла за нами вслед Россия
По этой полосе прифронтовой…
Так писал о военном лихолетье поэт-фронтовик В. Ащеулов. Его имя зазвучало на Ставрополье на рубеже 1960 – 1970-х годов.
Вениамин Абрамович Ащеулов (1925-1998) родился в селе Горновом на Алтае в семье крестьянина. В 1930 году семья переехала на Дальний Восток – сначала на Сахалин, затем в Хабаровск. Великую Отечественную войну встретил курсантом полковой школы. Боевое крещение получил под Москвой в июле 1941 года. В последующее время командовал пулеметным расчетом, разведгруппой, группой десантников на броне. Закончил войну в Мукдене. Трижды был ранен, награжден двумя орденами Отечественной войны и пятнадцатью медалями.
После войны окончил Благовещенское военное училище. Прошел путь от лейтенанта до майора, от корреспондента до редактора дивизионной газеты. Перебравшись на Ставрополье, работал литсотрудником, ответственным секретарем альманаха «Ставрополье», некоторое время – в редакционно-издательском отделе Ставропольского пединститута, в краевом отделении Союза писателей СССР.
Стихи В. Ащеулов начал писать еще в армии. Первый сборник его стихотворений «Привал» вышел в Хабаровске. С 1965 года и до конца своих дней поэт жил в Ставрополе, где опубликованы последующие его поэтические издания: «Вы не плачьте, ивы», «Землепроходцы», «Минута передышки», «Корень жизни» и другие. Сборник «Прифронтовая полоса» в 1985 году издан в Москве. Основное содержание стихов поэта – война, подвиг солдата, фронтовой быт. Его строки «Мне не уйти от памяти суровой» могут служить эпиграфом ко всему творчеству Ащеулова.
Много стихов написано о войне, но В. Ащеулов находил свои слова, свои сравнения, точные образы. Читаешь стихи и видишь фронтовую дорогу, которая, «как после тяжких пыток, в глубоких шрамах огневых». Любимый образ В. Ащеулова, встречающийся во многих стихотворениях, – серые журавли. Они то купаются в дымчатых росах, то поднимаются в «туманную стынь», то печально курлычут, покидая родную землю. Тема перелетных птиц вырастает в тему патриотизма, которая также значима в поэзии В. Ащеулова. Негромкими, но задушевными словами говорит поэт о своей любви к отчему краю.
Сравнительно немного у поэта интимной лирики, но если он пишет о любви, то это всегда порыв искреннего чувства. Целый ряд стихов В. Ащеулова положен на музыку: «Вновь плывут голубые туманы», «Я прошу: не пугайте седых журавлей», «Песня о прапорщике» и другие. Сборник «Исходный рубеж», вышедший в 1988 году, пронизан ожиданиями, которые несла в себе перестройка, но верный себе поэт открывает и его стихами о судьбоносном огненном рубеже 1941-го.
***
Ставропольский поэт Игорь Романов – близкий друг Вениамина Ащеулова. Познакомился с ним в Ставрополе через много лет после окончания Великой Отечественной войны. Как выяснилось, они могли бы встретиться гораздо раньше – на берегу Желтого моря: путь следования в столкновении с Японией выпал им, по сути, один. Мысленно прочертили военные маршруты и поняли: «вехи» зачастую одни и те же – Мукден, Хайлар, Чанчунь, Харбин, Долонор…
Игорь Степанович Романов (1927-2010) родился в городе Ейске Краснодарского края. Вскоре семья оказалась в селе, куда его отец был направлен в числе двадцатипятитысячников руководить колхозным строительством, туда, где раньше батрачил. Но уже в 1936 году отец был арестован по клеветническому доносу, а семья «врага народа» нашла приют в Нальчике у родственников. На израненную детскую душу наложились другие тяжкие впечатления: оккупация, выселение знакомых балкарских семей и, наконец, война, куда его забрали со школьной скамьи в 1944 году. И. Романов вспоминал: «Семнадцатилетним ушел в армию с полной уверенностью, что немедленно приму участие в боях… Нас, по сути, мальчишек так и подхлестывала жгучая мысль: «Вдруг без нашего участия разобьют треклятых фашистов…».
Пройдя курс молодого бойца, стал водителем «Студебеккера». Эти машины поставляли заокеанские союзники. В составе автополка, входившего в конно-механизированную группу под командованием генерала А. Плиева, участвовал в войне с Японией. Возил грузы на фронт, оттуда раненых, нередко под обстрелом японских бомбардировщиков. Как участник боевых действий
И. Романов награжден орденом Великой Отечественной войны, медалью «За победу над Японией» и другими. После войны продолжил службу, отдав армии семь лет. Демобилизовавшись, работал строителем в Нальчике, учился в вечерней школе. В 1953 году И. Романов поступил на отделение филологии Ставропольского пединститута. В годы учебы проявился его талант сатирика. Вскоре в краевой молодежной газете стали появляться басни И. Романова, а первая книга «Корень зла» вышла сразу после получения диплома о высшем образовании.
После окончания института его профессией надолго стала журналистика. Он работает корреспондентом республиканской газеты «Советская Калмыкия», затем «Молодого ленинца». Параллельно с корреспонденциями, репортажами, очерками продолжает писать сатирические стихи. В своих баснях в образах Кота-дилетанта, Шакала, Петуха поэт подвергает осмеянию невежд, глупцов, сплетников, кляузников, клеймит человеческие пороки. Например, о зависти:
Жужжала муха зло,
Имея пчел в виду:
– Жжживет жжже кое-кто!
Купаются в меду!
В последующих изданиях И. Романова кроме традиционных басен появляются литературные пародии как в стихах, так и в прозе, эпиграммы, сатирические эпитафии. Он выбирал для пародирования стихи широко известных поэтов: Владимира Солоухина, Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной. Ведь даже у самых талантливых отыщутся строки, за которые можно «зацепиться».
Как отмечала критика, у И. Романова нет прямолинейного обличительства, он тонок, остроумен, доброжелателен. Душевность и теплота – обязательные качества настоящего сатирика, клеймящего порок ради утверждения всего чистого и прекрасного. Об этом его лирическое стихотворение из более поздней книги «Тропою доброты»:
Направь шаги тропою доброты
И радость помоги найти кому-то...
В связи с этим следует отметить еще одну сторону деятельности И. Романова – редактирование чужих книг, работа с начинающими авторами. В 1962 году он, став ответственным секретарем альманаха «Ставрополье», неустанно разыскивал новых авторов, самоотверженно правил их неудачные строки, спорил, убеждал, помогал напечататься. Потому что обладал драгоценным качеством радоваться чужому таланту, чужой удаче.
В 1973 году И. Романова приняли в Союз писателей СССР. В его творческом наследии есть и стихи о войне, есть философская, пейзажная лирика, но в литературу Ставрополья он вошел прежде всего как крупный писатель-сатирик.
* * *
См. начало Ставропольские писатели-фронтовики, писавшие о войне и её героях
27 июня 2015 года