В год 70-летия Великой Победы над фашизмом, проходящий на фоне Года литературы, хочется отдать долг памяти ставропольским писателям-фронтовикам. Перелистать страницы их произведений, темами которых часто была война, а героями книг становились те, кто остался на полях сражений…

С.П. Бабаевский

С.П. Бабаевский

И.В. Чумак

И.В. Чумак

К.Г. Черный

К.Г. Черный

«Кубань и Ставрополье, край ты мой, родимый край! Сколько вместе пережито и горя, и радости. На отлогом кубанском берегу я вырос, близ хутора, на выгоне, пас свиней. На Маковском ходил в школу и был секретарем комсомольской ячейки. Здесь, на кубанском берегу, парубковал по вечерам, здесь женился на девушке Таисии Деминой и отсюда, с кубанского берега, ушел «в люди»…» – так рассказывал в автобиографическом эссе «О себе» лауреат Государственной премии писатель С. Бабаевский.

Семен Петрович Бабаевский родился в 1909 году в Харьковской губернии в многодетной крестьянской семье. Вскоре в поисках земли и лучшей доли родители переселились в верховья Кубани. В 1914-м семья нашла приют на хуторе Маковском близ Невинномысска. На протяжении всей жизни Семен Петрович никогда не прерывал с этим местом связи. С большой теплотой рассказал о нем позже в романе «Родимый край».

Юношей 16 лет С. Бабаевский взялся за перо. Его первые рассказы «В учениках», «Молотилка», «Водка подвела» были опубликованы в газете «Советский пахарь», в ростовских журналах. К тридцати годам, уже будучи автором многих книг и отцом семейства, закончил заочное отделение Литературного института им. А.М. Горького. С. Бабаевский становится разъездным корреспондентом различных газет, в том числе «Молодого ленинца» и «Ставропольской правды». Почти каждый день в дороге. Писатель любил эти поездки, благодаря им он изучил на местности всю карту Северного Кавказа. И это был, по его признанию, второй литературный институт.

В годы Великой Отечественной Семен Бабаевский уходит в действующую армию, работает в дивизионной газете, затем во фронтовой – «Боец РККА». Вместе с другом, писателем Эфенди Капиевым, состоял в Кубанском кавалерийском полку. Они побывали в 64-й Лабинской кавалерийской дивизии, участвовали в марше ее 4-го полка, посетили 182-й и 186-й кавполки. В январе 1942-го С. Бабаевский принимал участие в боях за освобождение Ростова-на-Дону. Вскоре в соавторстве с Э. Капиевым он издает книгу очерков «Казаки на фронте». Писатель награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалью «За оборону Кавказа» и другими. Семен Петрович с гордостью говорил: «Годы войны были моим третьим литературным институтом».

После освобождения Северного Кавказа от немецко-фашистских захватчиков С. Бабаевского волновала тема восстановления разрушенного вой-ной хозяйства. Ей посвящены повести «Белая мечеть», «Гусиный остров», «Казачки» ( «Сестры»). Еще шла война, когда Бабаевский начал работать над звездным своим романом «Кавалер Золотой Звезды», изданным в 1947 году. Основным местом действия стала станица Зеленчукская, в романе она названа Усть-Невинной. Реальным было и событие, ставшее пружиной действия: как раз в это время в Зеленчукской началось строительство межколхозной гидроэлектростанции, и инициаторами первой послевоенной новостройки в крае, ее душой стали бывшие воины. Она была объявлена народной стройкой – характерная примета того времени.

С. Бабаевского можно назвать одним из первых писателей, сумевших показать, как из «разрушителя» фронтовик превращается в созидателя, отстоявшего свое право трудиться на родной земле. Интерес общественности к герою, вернувшемуся с войны, принес колоссальный успех. Роман «Кавалер Золотой Звезды» и выпущенный за ним в продолжение «Свет над землей» были удостоены Сталинской премии. Дилогия переведена на все языки народов СССР и 29 иностранных языков. «Кавалер Золотой Звезды» инсценирован в Ставропольском драматическом и Ленинградском гастрольном театрах. А в 1951 году Ю. Райзманом поставлен фильм, в котором снялись известные актеры Сергей Бондарчук, Кира Канаева, Борис Чирков, Николай Гриценко, Иван Переверзев и другие. По произведению написана и опера Ю. Бирюкова.

После смерти Сталина на С. Бабаевского обрушились обвинения в «лакировке действительности» и облегченности социальных конфликтов. Его на многие годы сделали «мальчиком для битья». Но это не сломило писателя. С 1961 года он жил и работал в Москве. Там избирался секретарем Союза писателей РСФСР. Один за другим выходили его романы: «Сыновний бунт», «Родимый край», «Белый свет», «Современники», «Станица», «Приволье». С большой любовью в них изображены природа родного края, хутора, станицы, люди, живущие на этой многонациональной земле, нравы и обычаи казачества, особенности южного говора.

28 марта 2000 года Семена Петровича не стало.

В 1999 году в крае учреждена премия им С.П. Бабаевского, которая вручается литераторам Ставрополья за лучшее художественное воплощение жизни крестьянства и казачества. Первым ее лауреатом стал писатель В. Бутенко, автор романа «Казачий алтарь».

***

В 1961 – 1966 годах я была студенткой Ставропольского государственного педагогического института и теперь, по прошествии многих лет, с теплым чувством благодарности вспоминаю глубоко эмоциональные, вместе с тем доходчивые лекции доцента, кандидата филологических наук К. Черного. С каждой темой все ярче и полнее раскрывался в нашем представлении мир античной культуры и эпохи Возрождения… Остался в памяти Карп Григорьевич интеллигентным, всегда доброжелательным человеком с доброй, порой слегка ироничной улыбкой. Не помню, чтобы он хоть раз повысил на нас, студентов, голос. Поражали его эрудиция, культура слова, увлеченность литературой.

Карп Григорьевич Черный – уроженец станицы Новоджерелиевской на Кубани. После окончания Краснодарского педагогического института преподавал в школе, работал в редакции газеты, издательстве. В 20-е годы прошлого столетия начал пробовать писать. В 1927-м вышла его первая повесть «Бабы» – проба создания колоритных характеров казачек, воодушевленных новым для них чувством социальной освобожденности. В 1929 году Карп Григорьевич был делегатом 1-го Всероссийского съезда крестьянских писателей, проходившего под руководством М. Горького.

Война прервала его педагогическую и писательскую деятельность – ушел воевать. Сражался на Южном, 1-м и 4-м Украинских фронтах. Дошел с Красной армией до Праги. С войны вернулся в 1945 году с орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени, медалью «За победу над Германией» и другими наградами. Естественно, содержание рассказов о Великой Отечественной войне, вошедших в книгу «Звенья», питалось его собственным фронтовым опытом. Как свидетельствует дочь писателя, литературовед Т. Черная, «он писал о том, что видел и пережил сам», показывая, как война заставила людей многое переоценить. Герой рассказа «Смерть Танфильева», совсем не похожий на военного, человек сугубо мирной профессии – астроном, ценою жизни останавливает танк...

После демобилизации Карп Григорьевич защитил кандидатскую диссертацию и уже до конца своих дней оставался преподавателем Ставропольского государственного пединститута. За плодотворный труд по подготовке преподавателей русского языка и литературы он награжден орденом Ленина. По всей стране работают его ученики и воспитанники.

Большую научную и познавательную ценность представляют литературные исследования К. Черного. Книга «Пушкин и Кавказ» – по тем временам подлинно новаторское произведение. О Пушкине и другая его работа – «Кавказ подо мною». А в 1961 году опубликована книга «У истоков подвига» – серия очерков о кавказском периоде жизни Л.Н. Толстого, периоде духовного его формирования как писателя и гражданина. Многие литературоведческие работы К. Черного по праву вошли в научный оборот, используются педагогами, студентами, служат ценными краеведческими пособиями.

Нельзя не вспомнить и о том, что Карп Григорьевич был одним из основателей и первым редактором альманаха «Ставрополье», который оставался его детищем более сорока лет. Журнал являлся объединяющим центром регионального литературного процесса, здесь получили «добро» многие молодые таланты. Несомненно, одной из самых серьезных заслуг К. Черного стала работа по созданию (вместе с И. Егоровым, А. Поповым, Э. Капиевым и др.) писательской организации Ставрополья, секретарем которой он стал на многие годы. В 1958 году он был принят в Союз писателей СССР.

***

Еще один ставропольский писатель – участник Великой Отечественной войны, запечатлевший эту тему в прозе, – Илья Чумак (1912-1967). Настоящая фамилия Чумаков, писал также под псевдонимами Ал. Кривцов, В. Ярцев, И. Клен. Родом из Поволжья. Воспитывался и учился в трудкоммунах в Орле, Ростове-на-Дону, Краснодаре, в колониях им. М. Горького, им. Дзержинского под Харьковом у Антона Семеновича Макаренко. Когда начал писать, первым стал цикл рассказов «Антоновские яблоки». «Антоновские» не только потому, что «антоновка», а по имени знаменитого наставника. Его первые стихи и рассказы были опубликованы в ростовском журнале «На подъеме» в 1931 году. В начале своего трудового пути Илья Васильевич приобщился к журналистике. Большая часть литературной деятельности проходила на страницах краевых газет «Молодой ленинец» и «Ставропольская правда». Он не мог и не хотел уединяться для чисто писательской работы.

Илья Чумак проработал в печати более тридцати лет и почти всегда занимал трудную по своему характеру в газете должность разъездного корреспондента. За эти годы он вдоль и поперек изъездил родное Ставрополье. И едва ли можно назвать такой уголок в нашем крае, где не побывал корреспондент со своим блокнотом.

В годы Великой Отечественной войны И. Чумак ушел на фронт, был старшим оперуполномоченным контрразведки. Повидал и пережил многое: дерзкие походы по тылам вражеских войск, наш особый героизм, проявление отваги, смекалки. Потом была очередь, почти в упор, немецкого автоматчика – и бесконечные палаты эвакуационных госпиталей...

Кавалером ордена Красной Звезды в 1943 году капитан Илья Чумаков возвращается в Ставрополь. Здесь, как рассказывал сын писателя Петр Чумаков, ждут его «родная газета, прокуренные коридоры «Ставрополки», оставшиеся живыми, израненные, в застиранных военных гимнастерках друзья, командировки, ночевки у дымных чабанских костров, пьянящий степной дух полыни и чабреца. И ровные карандашные строчки в корреспондентском блокноте. И когда очерк не мог вместить в себя все то, что он видел, пережил, рождался рассказ, повесть».

Писатель в разные годы обращался к военной теме. Героизм народа в Великой Отечественной показан в книге «Доваторцы», рассказах «Катюша», «Сестра», «Один», «Могила Сусанина», «На верную смерть» и других. Героика военного времени перекликается у И. Чумака с темой героики труда, нашедшей отражение в повестях «Марьины колодцы», «Буруны», во многих рассказах и очерках.

В 1958 году И. Чумак был принят в члены Союза писателей СССР. Но сам Илья Васильевич никогда не считал себя большим писателем, что отличало его от иных себялюбцев. Ему по душе были слова А. Чехова, что «в литературе маленькие чины так же необходимы, как и в армии». Он всегда числил себя рядовым армии советских литераторов. Но, как напишет А. Колосков в эссе «Памяти Ильи Чумака», «он принадлежал не к тем рядовым, которые действуют только по приказу… Он принадлежал к воинам-бойцам, которые несут службу не за страх, а за совесть, проявляют смелость, инициативу, отдают службе все силы и способности, всего себя без остатка».

Продолжение:

Ставропольские писатели-фронтовики, писавшие о войне и её героях

Елена ГРОМОВА

И мы в поэзию входили, как мы входили в города... / Газета «Ставропольская правда» / 26 июня 2015 г.