Лариса Калинченко: минфин готовит резервный «стресс-сценарий» бюджета региона на 2015 год
«Ставропольская правда» подробно информировала читателей об основных параметрах главного финансового документа при его подготовке и последующем утверждении. На этот раз в интервью с заместителем председателя правительства – министром финансов края Л. КАЛИНЧЕНКО мы говорим о текущих финансовых позициях Ставрополья и ожиданиях на будущее.
- Безусловно, ситуация в отечественной экономике вызывает много вопросов, подозрений и прогнозов. Тем не менее пока краевое правительство не предпринимало никаких экстренных шагов в «перекройке» бюджета. Лариса Анатольевна, какие-то корректировки планируются?
- Действительно, как уже ранее сообщалось, губернатор поручил министерству финансов края подготовить резервный «стресс-сценарий» бюджета региона на 2015 год с учетом возможного снижения темпов развития экономики. Напомню, что бюджет был принят с предельно допустимым дефицитом, и при поступлении доходов ниже запланированного уровня необходимо адекватно сократить и расходы. Финансовый документ должен максимально соответствовать реалиям, и лучше заранее проработать план действий, чтобы правительство было готово даже к самому негативному «экономическому сюжету». Таким образом, в случае резкого ухудшения макроэкономической ситуации у нас будут конкретные предложения и расчеты.
На сегодняшний день проведены консультации с министерством экономического развития края, налоговой службой, с крупнейшими налогоплательщиками Ставрополья с целью корректировки прогноза поступлений по налогам, в первую очередь налогу на прибыль. Именно этот налог наиболее чувствителен к изменениям в экономике. А учитывая, что налог на прибыль – это почти треть доходов бюджета, становится понятно, насколько важно не ошибиться с прогнозом. Кроме того, с отраслевыми ведомствами проработаны предложения по сокращению расходов, если такая необходимость возникнет.
На мой взгляд, даже хорошо, что правительством края еще осенью было принято решение отказаться от каких-либо новаций и сосредоточиться на выполнении ранее взятых регионом обязательств, что позволит при любом развитии событий обеспечить полноту и своевременность выплаты зарплаты бюджетникам и различных пособий населению. Напомню, что обеспечение социальной стабильности – одна из ключевых задач, обозначенных антикризисным планом федерального правительства.
Добавлю также, что в «стрессовом» варианте бюджета будет сохранен объем государственной поддержки аграрному сектору по тем направлениям, которые должны работать в рамках всероссийских задач по импортозамещению. Ведь очевидно, что есть виды сельхозпродукции, объемы производства которых край может довольно оперативно нарастить при нынешних мощностях, и этот потенциал важно использовать.
– Тем не менее уже вовсю слышны жалобы предпринимательского сообщества. Кто-то из-за кризиса теряет клиентов, другие лишились банковского кредитного плеча и вынуждены «замораживать» инвестпроекты… Потому вполне логично возникает вопрос об усилении поддержки бизнеса со стороны государства. Но казна Ставрополья вряд ли сможет дополнительно простимулировать предпринимателей на реализацию новых проектов, не так ли?
- Сразу скажу, что поддержка реального сектора экономики останется приоритетной даже в случае необходимости сокращения расходов казны. В частности, минэкономразвития края обязательно продолжит реализацию целого комплекса мер, которые содействуют становлению социально ориентированного и инновационного бизнеса. Видно, насколько эффективен применяемый в последние годы инструментарий.
Вместе с тем очевидно, что нужды бизнеса не ограничиваются лишь финансовой подпиткой – порой это не самое главное. Власть может оказывать помощь путем оперативного предоставления госгарантий, содействовать в получении акцизных марок, лицензий, разрешений на подключение к объектам инфраструктуры и т.д.
Вспомним о том, что недавно был расширен спектр оснований для получения предприятиями Ставрополья госгарантий. Ранее они предоставлялись исключительно на реализацию конкретных инвестпроектов. Было решено не ограничиваться этим критерием, ведь потребность в финансовой господдержке имеется и у предприятий реального сектора экономики, не осуществляющих инвестиционную деятельность. Так, государственные гарантии могут быть теперь предоставлены и на закупку сырья и оборудования. Эта потребность продиктована в числе прочего ужесточением условий получения кредитов в банковском секторе, о чем вы упомянули. Сейчас разрабатываем законопроект, упрощающий условия получения госгарантий при проектном финансировании капвложений, что также будет стимулировать активность бизнеса.
Сделаны своевременные шаги и в плане налогообложения. В частности, недавние изменения в федеральный закон о патентной системе налогообложения позволяют теперь устанавливать разную стоимость патента для тех, кто занимается деятельностью на селе или в больших городах, кто трудится исключительно сам или привлекает наемных работников. Действующее до этого законодательство не позволяло дифференцировать ставки по территориям, поэтому было много обращений от регионов, в том числе и от Ставрополья. В итоге правовую базу откорректировали, позволив субъектам РФ самостоятельно устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от численности населения муниципальных образований, и в конце прошлого года краевая Дума приняла инициированный правительством региона закон по этому вопросу. Справедливо, что ответственность перед бюджетом будет совершенно разная, к примеру, у парикмахера в Пятигорске и селе Арзгир – клиентопотоки там даже некорректно сравнивать.
Будут также работать созданные механизмы, не требующие уже дополнительных затрат бюджета, но способствующие развитию бизнеса: льготное налогообложение при реализации инвестпроектов, в том числе и в границах индустриальных парков, фонды поддержки малого предпринимательства, гарантийный фонд. Не нужно сбрасывать со счетов и государственные закупки: госзаказ – гарантированная работа для бизнеса, сохранение рабочих мест и т.д.
– Но есть и обратная сторона медали, а именно нужды казны. Ведь предоставление льгот налогоплательщикам сокращает возможные доходы, а значит, и возможности для осуществления каких-то расходов. Как быть?
- Очевидно, что ревизия льгот нужна. Можно рассматривать вопрос об отмене преференций, которые уже ничего не стимулируют или вообще потеряли свою актуальность. Например, остаются послабления по транспортному налогу для организаций, осуществляющих перевозку рабочих. Когда-то это было действительно нужно, но нынешние подсчеты показывают, что такая льгота на самом деле уже не является для бюджетов компаний сколь-нибудь весомой. Но при этом, как я уже говорила, правительство края не намерено отказываться от преференций бизнесу, осуществляющему инвестиционную деятельность.
Со временем налоговую отдачу должны принести кадастровые оценки земель и недвижимости, запланированные на 2015 год. Важно, что в итоге будут вовлечены в оборот объекты, которые ранее по каким-то причинам (не всегда законным) не облагались налогами, выявим то, что нигде не зарегистрировано. Есть немало объектов, которые вовсю эксплуатируются, но годами числятся как незавершенное строительство. Эта уловка, в частности, уже ликвидирована законодателем.
– Лариса Анатольевна, давайте вкратце скажем о результатах минувшего года. Ранее вы говорили, что прогнозы минфина и налоговиков почти полностью сбылись.
- Предварительные итоги исполнения бюджета Ставропольского края за 2014 год показывают, что в отчетном периоде достигнуты позитивные результаты. Так, в краевую казну поступило доходов 77,2 млрд рублей, что составляет 101,8 процента к плану года, в том числе налоговых и неналоговых доходов 46,6 млрд рублей, или 101 процент к плановым назначениям. По сравнению с предыдущим годом объем налогов увеличился более чем на 5 процентов. Безвозмездные поступления, т. е. федеральная помощь, составили 30,6 млрд рублей, или 103 процента к плану.
Кассовое исполнение краевого бюджета, осуществляемое в рамках реализации 21 государственной программы Ставропольского края и реализации непрограммных направлений деятельности главных распорядителей средств краевого бюджета, за 2014 года составило 95,5 процента к годовым плановым назначениям. Расходы составили 81,6 млрд рублей. Традиционно кредиторской задолженности по социальным выплатам и выплате заработной платы нет. Запланированные мероприятия проведены, государственную поддержку предприятия получили.
– Если «расшифровать» неполное выполнение программ, то речь в первую очередь о детских садах?
- Не только, но то, что это объекты строительства, однозначно. В отношении детских садов… На мой взгляд, ругать строителей или власти здесь сложно – в ряде случаев остались формальности, на которые по сугубо объективным причинам не хватило времени. Запланированные к вводу объекты в соответствии с поручением губернатора края должны быть введены в строй в первом квартале текущего года. Средства в виде остатков на счетах есть. Так что с оплатой выполненных работ проблем не будет.
Все это еще раз возвращает нас к давнему разговору о том, что в подобные программы по капстроительству должны включаться объекты, уже хорошо проработанные как минимум в плане подготовки документации и участков. А получилось так, что российская казна выделила необходимые средства, но работа на местах закипела с нуля. Представьте, нужно выделить земельный участок, «привязать» к нему проект, пройти госэкспертизу в Ростове, провести конкурсные процедуры для выбора подрядчика, предварительно написав техническое задание… На все эти подготовительные работы уходит минимум полгода при условии, что ни на каких этапах не возникает волокиты и конкурсы «отыгрываются» с первого раза. Мы проанализировали состояние «опоздавших» строек – кое-где банально нескольких дней не хватило, чтобы закрыть вопрос и ввести детсад в строй.
– И напоследок. Чем для минфина отметится наступивший год? Мы ранее с вами не раз говорили о большой работе по автоматизации бюджетного процесса. Он продолжается?
- Безусловно, только так можно серьезно поднять качество планирования бюджета. Автоматизация работы всех финансовых органов власти позволит специалистам министерства финансов быстрее и более детально анализировать все расходы начиная с каждого учреждения. Соответственно, можно будет более эффективно использовать имеющиеся ресурсы.
Предполагаем, что уже на 2016 год мы будем формировать бюджет региона по-новому – с максимальной детализацией. Необходимый программный продукт уже протестирован, пилотной площадкой выступило министерство культуры края.
Кроме того, мы продолжаем работать с муниципалитетами, показывая преимущества внедрения централизованной бухгалтерии на уровне муниципальных районов. Понимаю, что тема для многих очень деликатная, ведь некоторые по-прежнему усматривают в этом ущемление самостоятельности местных администраций. Но нужно понимать, что бухгалтерия – это исключительно счетный орган, который по факту фиксирует то, что происходит. Централизация дает эффект даже не столько с точки зрения экономии средств, сколько в плане повышения качества расчетов за счет использования единых подходов. Современная финансовая отчетность сложна, ее очень много, и далеко не все, особенно в небольших поселениях, где ощущается кадровый голод, могут качественно справиться с разноплановыми задачами.
Пример уже показал Андроповский район. В единую бухгалтерию там завязаны все сферы – образование, медицина и культура. В систему даже включены отдельные поселения: на местах теперь нет бухгалтерий, в каждом остался лишь счетный работник, а сам бухучет ведут районные специалисты. Три года андроповцы отработали, результат хороший. Уже подготовлены для муниципальных образований необходимые рекомендации и «дорожная карта», а специалисты минфина готовы выехать в любую территорию для проведения консультаций и оказания помощи.
Серьезно финансисты продвинулись в обеспечении открытости деятельности, прозрачности бюджетного процесса. Если по итогам 2013 года край находился на 71-м месте в России, то ныне уже поднялся до 33-го. Но мы не намерены останавливаться. И в этом плане выражаем благодарность СМИ, «Ставропольской правде» в частности за то, что всегда готовы к сотрудничеству с ведомством.
Большая работа запланирована также по проектам повышения финансовой грамотности. В них будут вовлечены не только финансисты и бухгалтеры бюджетных учреждений и местных администраций, студенты, но и активное население.
31 января 2015 года