06:14, 12 апреля 2014 года

В Михайловске решали, как организовать безбарьерную среду в школах для детей-инвалидов

Выражение «безбарьерная среда» в этом контексте означает не только наличие в образовательном учреждении пандусов или специальных лифтов. Барьером к инклюзивному (совместному со здоровыми сверстниками) обучению для детей с ОВЗ могут стать отсутствие методик, подготовленных педагогов, эмоциональные проблемы, наконец. Не секрет, что ребенка-инвалида порой трудно принимает классный коллектив, бывают недовольны его присутствием родители остальных учеников.

Между тем в соответствии с новым федеральным законом об образовании в общеобразовательное учреждение теперь имеет право прийти учиться любой ребенок школьного возраста, невзирая на имеющиеся у него ограничения по здоровью. Получать ему образование дома, в коррекционном интернате или в обычной школе, решают родители.

Что нужно сделать, чтобы положение закона могло быть реализовано на практике, какие проблемы встают перед семьей и школой на этом пути - таково было основное содержание доклада, с которым на совещании выступила доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой СКФУ Ирина Игропуло.

Инклюзивное образование она оценила как безусловно позитивное явление, отметив, что на домашнем обучении «особенный» ребенок полностью оторван от ровесников и практически не имеет возможности социализироваться, а в условиях коррекционного интерната находится в положении скорее пациента, чем растущей, развивающейся личности.

Вместе с тем, по мнению Ирины Игропуло, дабы инклюзия стала реальностью, должна измениться сама философия образования. Годы обучения в школе, подчеркнула она, есть не просто период накопления ребенком различных знаний, но и время проживания им детства, отрочества, юности; ценность человека не зависит от его способностей и достижений...

Чувствуете, как далеки эти утверждения от сегодняшнего дня нашей школы с ее гонкой за результатами ЕГЭ? Путь к инклюзивному образованию поэтому будет нелегким.

Понимают это и родители детей с ограниченными возможностями здоровья. Пока лишь единицы отдают их учиться в общеобразовательные школы.

Об одном из таких случаев (успешном!) участники конференции узнали из выступления Михаила Г., отца ученицы 4 класса михайловской школы № 30. О том, что у девочки есть нарушения в психоэмоциональном развитии (аутизм), стало ясно довольно рано. С трех лет она посещала занятия специалистов психологического центра г. Михайловска. Родители сочли возможным отдать ее в детский сад, а затем в общеобразовательную школу. При этом необходимость большую часть времени уделять дочери полностью изменила жизнь семьи: отец Маши ушел с прежней работы, стал «надомником». Первые два года учебы девочки в школе он каждый день стоял под дверью класса: вдруг у нее случится нервный срыв, нужна будет помощь... Сейчас Маша гораздо спокойнее, лучше контролирует себя, может обратиться к одноклассникам, учительнице. Для аутичного ребенка это большое достижение. Усваивает она и школьную программу. Все это не только ее успехи, но и победа совместных усилий родителей, психологов, учителей.

После пленарного заседания участники конференции - 150 школьных психологов, логопедов, социальных педагогов - работали в секциях. Обсуждали выступления на «пленарке», констатировали, что общеобразовательные учреждения пока в основном не готовы принять таких детей, как Маша Г. Нужны специальные курсы хотя бы для учителей начальных классов, дидактические материалы. Необходимо создавать модель образовательной среды, психологически безопасной для детей-инвалидов, работать с родителями.

Конференция завершилась деловой игрой «Образование среды».

«Как учить «особенных» детей»
Газета «Ставропольская правда»
12 апреля 2014 года