Будем помнить поэтов: Витислав Ходарев
Читателям «Ставропольской правды» хорошо знакомо имя Витислава Ходарева, ведь его стихи на протяжении многих лет появлялись на страницах газеты. В нашем крае его знали не только как литератора, но и как активнейшего общественного деятеля. Он стоял у истоков возрождения казачьего движения, не раз избирался депутатом Ставропольской городской Думы, много лет возглавлял писательскую организацию края. И всюду был заметен, всюду успевал сделать много доброго. Часто вспоминаю время, когда В. Ходарев был председателем правления краевого СП России. Эти годы были, по-моему, наиболее плодотворным, активным периодом деятельности творческого союза в современной истории. А объясняется все прежде всего личностными качествами Витислава Ходарева - неравнодушием, ответственностью, четкой гражданской позицией. Он не только помогал своим собратьям по перу в непростых жизненных ситуациях, но и старался сделать все возможное для их выхода к читателю. Стараниями Витислава Ходарева было выпущено поистине уникальное для современной литературы издание - более двух десятков книг поэтов и писателей в серии «Библиотека писателей Ставрополья для школьников». В этом цикле прослеживаются все основные этапы развития ставропольской литературы, все ее ведущие имена. С уходом Витислава Васильевича с поста председателя правления краевой организации Союза писателей России издание застопорилось...
Еще нередко вспоминается общая работа по выходу в «Ставрополке» замечательных «Станичных суеверий», собиравшихся Витиславом Васильевичем по всему родному краю. Свою чудесную задумку он реализовал блестяще, последовательно, с бесконечной любовью к устному народному творчеству. Приходя в редакцию, делился новыми интересными находками, а после опубликования их в газете радовался тому, что теперь это все станет достоянием широкой читательской аудитории. Потом эти изюминки казачьего фольклора стали его новой книгой, аналогов которой до сих пор нет в стране. Недаром же казаки Ставрополья и всей России называли его «казачьим Пушкиным». Именно наш земляк Витислав Ходарев стал автором первого в истории «Духовного гимна казачества», получившего благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия ll. Гимн сейчас обязательно исполняется на казачьих кругах.
«Уроженец станицы Зольской Витислав Васильевич Ходарев воплощал в себе лучшие качества казака-терца, - написал в своем соболезновании после кончины поэта епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. – Он был честным и бескомпромиссным человеком, отдавшим всего себя возрождению народной культуры во всем ее многообразии. Верность и преданность терскому казачеству, памяти десятков поколений предков, достойно проживших свои жизни на земле благословенного Кавказа, неразрывно связана была у Витислава Васильевича с верностью православию, глубокой, не показной церковностью. Совсем не случайно одной из вершин его творчества стало поэтическое переложение жития святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского.
Его кончина - это потеря и для близких, и для всех нас, множества людей, знавших и ценивших В. Ходарева. Но мы верим и знаем, что у Бога все живы, мы молимся об упокоении светлой души...».
Пронзительно-остро почувствовался его уход, когда на прощание с поэтом приехали земляки, чтобы вручить теперь уже вдове Витислава Васильевича документ о присвоении В. Ходареву звания почетного гражданина станицы Лысогорской. Они опоздали всего на несколько дней... Но главное - память о нем будет жить на земле, которой он посвятил всего себя без остатка, до конца.
Так распорядилась судьба, что два самых известных сегодня ставропольских поэта ушли один за другим. Всего на два дня пережила собрата по творчеству Валентина Ивановна Сляднева. И это имя очень хорошо знакомо тысячам земляков, ценивших ее поэзию за искренность, проникновенную лиричность, удивительную образность. По образованию Валентина Сляднева филолог. И всю жизнь к Слову, к поэтическому цеху относилась она как к великой ценности и чести, потому что Слово давало ей особую возможность жить, глубоко осознавая и судьбу страны, и что-то только свое, личное:
В синей бурке из тумана
Побреду по сонным травам
Очарованным подпаском.
Разбужу до света стадо,
Степи, горы и долины...
Это у нее - из детства, из родной Надеждинской долины, а свое село Надежда она величала «моей крепостью». Любовью к милому степному Ставрополью дышали все ее книги, одну из которых она назвала трепетно-нежно - «Перепелиная душа». Там, в небольшом рассказе-новелле «По ту сторону радуги», она словно отразила и свою душу:
«Опять мне приснился наш колодец, полный чистой сверкучей воды, из которого пила низко висящая радуга. Она словно лежала на земле, разноцветная и смеющаяся, и я все старалась и никак не могла перейти по ту сторону этой сияющей радуги».
Она и сама жила певчей птицей на этой земле, не жалея чудных слов для Родины. И от поэтов-современников ждала, даже требовала быть гражданином, личностью. Сожалела: как мало гражданственности в нынешней литературе, как это непростительно для российской словесности! Ей страстно хотелось, чтобы «каждый писатель чувствовал, как в его сердце стучится боль России». Сама Валентина Ивановна была готова часами говорить о России, о ее судьбе, о выпавших ей испытаниях. Всякое бывало и в крестьянской судьбе ее рода, пережившего вместе со страной все - тяжкий труд, голод, разруху, счастье щедрого хлеба и счастье Победы. И никогда не позволяла она себе говорить худо о Родине, какими бы ни были страницы ее истории, какие бы ветры перемен ни дули на дворе... Потому что Россия оставалась для Поэта главным прибежищем всего лучшего в мире.
Нам не надо, друзья, ото всех сторониться.
У нас множество дел, встреч и с близкой, и с дальней родней,
Но у нас у любого проходит по сердцу граница,
Да, по сердцу: меж Родиной нашей и всей остальною землей...
Будем помнить поэтов, отдавших любимой России свои сердца, свои книги, свои самые сокровенные и высокие помыслы.
15 ноября 2013 года