06:41, 16 августа 2013 года

Почему арзгирский МУП не может расплатиться по долгам?

Не ошибайтесь

Недавно в «СП» пришло письмо от Х. Багандова, возглавляющего мукомольное предприятие ООО «Изобилие» в Левокумском районе. Он пишет о фактах вопиющих. Приведем ниже ключевой отрывок обращения.

«В крае сейчас очень много говорится о том, что необходимо повышать деловую активность на востоке. И действительно, нельзя сказать, что ничего положительного не происходит. Восток развивается, в том числе и благодаря усилиям бизнеса, который дает рабочие места, помогает по мере сил местным социальным учреждениям. Но по своему опыту могу однозначно сказать, что очень многое зависит сегодня и от местной власти.

…Я уже третий год пытаюсь получить долги с одного из постоянных партнеров, который ранее никогда не подводил. Но теперь есть реальная опасность, что сельскохозяйственная машинно-технологическая станция (СМТС) «Арзгирская» не расплатится не только со мной, но и с другими местными предпринимателями, в том числе с небогатыми фермерами. Дело в том, что земля, которая находится в распоряжении СМТС, с прошлого года эксплуатировалась в соответствии с договором с фирмой «Парижская коммуна» для выращивания зерна и других сельхозкультур. Именно эта фирма, по моей информации, оперативно переправила выращенное зерно за пределы края. А руководитель «Арзгирской» А. Палагута на все наши вопросы отвечает, что станция долги признает, но попросту не имеет денег, чтобы расплатиться с ООО «Изобилие». Интересно, а куда же делись десятки миллионов за проданное зерно?!

Я очень надеялся, что в эту ситуацию вмешаются районные власти, ведь СМТС «Арзгирская» является муниципальным унитарным предприятием. Но, как стало известно, глава администрации Арзгирского района в прошлом году сам согласовывал документы, по которым «Парижской коммуне» разрешено делать деньги на муниципальной земле…

Поскольку СМТС «Арзгирская» вольготно чувствует себя под прикрытием местных властей, я сделал вывод, что решить вопрос в районе о возврате долга в несколько миллионов рублей мне вряд ли удастся. Именно поэтому я подал заявления о возбуждении уголовного дела прокурору края и начальнику Главного управления МВД РФ по СК в надежде, что правоохранители оперативно разберутся в ситуации. В этом плане надеюсь и на справедливое решение Арбитражного суда, куда недавно мной было подано исковое заявление, заседание назначено на 17 сентября. А через газету хочу обратить внимание общественности на происходящее и уберечь от ошибок тех, кто до сих пор думает, что надежно иметь дело с государственными и муниципальными предприятиями…».

Дружба навеки

Наши постоянные читатели знают, то «СП» нередко пишет о любопытных хозяйственных спорах аграриев. Отметим, что эта история также не из разряда обыденных. Мы попытались разобраться в некоторых описанных предпринимателем нюансах.

В частности, как удалось выяснить нашей газете, в прошлом году на исходе лета ООО «Парижская коммуна» из Буденновского района и МУП СК СМТС «Арзгирская» действительно заключили сделку, причем очень странную. Был подписан договор о совместной деятельности, который также именуется сторонами договором простого товарищества. В результате новое юрлицо не появилось. Однако документ этот наложил на стороны ряд очень серьезных обязательств.

Так, согласно ему оба предприятия «обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для целей организации производства и сбыта сельскохозяйственной продукции на землях, принадлежащих МУП СК СМТС «Арзгирская» на правах аренды площадью 4928,8 гектара». Далее из текста договора следует, что имущество товарищества (а как вы заметили выше, акцент здесь делается как раз на земли МУПа) становится «общей долевой собственностью». При этом «руководство совместной деятельностью участников товарищества осуществляется ООО «Парижская коммуна»… И еще один момент, который тоже режет глаз. Участник товарищества «вправе передать свою долю в общем имуществе товарищества любому участнику либо третьему лицу…».

По каждому из этих пунктов, конечно, возникают вопросы, поскольку в центре истории оказался не какой-нибудь овощной ларек, а МУП, арендующий у муниципалитета (выделено мной. - Авт.) громадные земельные массивы - около 5000 гектаров. Ведь даже если рассуждать лишь с позиции обывателя, понятно, что эта земля должна работать в первую очередь на казну муниципалитета. Но однозначно не на прибыль какого-то стороннего коммерсанта, которому почему-то доверили «руководить совместной деятельностью» в созданном товариществе.

- Не буду утверждать, но это вполне можно расценить как откровенную попытку МУПа уйти от долгов (а их накоплено немало!) и исполнения обязательств по целому ряду заключенных договоров. А то и вовсе – как шаг к тому, чтобы потихоньку вывести немаленький массив земли, - рассуждает Роман Савичев, генеральный директор «Юридического агентства «СРВ», которое сейчас представляет в суде интересы ООО «Изобилие». - Не случайно же в 2010 году в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» был внесен ясный запрет: предприятие - арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе пользоваться этими арендными правами, внося их в качестве вклада в те или иные формы деятельности или кому-то передавать их. Да и в принципе имущество МУПа согласно тому же закону не может быть распределено по каким-то вкладам или долям. Более того, как видим, в данном случае получается, что исполнение обязательств станции «Арзгирская» перед «Изобилием» и остальными кредиторами ставится в прямую зависимость от воли «Парижской коммуны», которая взяла на себя руководящие функции и которой, по большому счету, совершенно все равно, что и кому должен ее партнер по товариществу. Фирма ни с кем из кредиторов не связана никакими обязательствами.

Х. Багандов добавляет:

- Я точно знаю, что являюсь не единственным кредитором «Арзгирской». Мне станция задолжала более 18 миллионов рублей: а эти деньги для востока немалые! Есть еще немало фермеров, которые не могут получить по 2-3 миллиона, которые тоже у них не лишние. Тем не менее урожай, собранный с полей «Арзгирского», по моим данным, давно вывезен в Дагестан...

Какие вопросы?

Вместе с тем надо сказать, что у руководства СМТС «Арзгирская» совершенно другая позиция, и оно не видит никаких противоречий в сложившейся ситуации. Директор станции Александр Палагута называет «Парижскую коммуну» модным нынче словом «инвестор», которым всего лишь была выбрана форма работы по договору простого товарищества. Что же касается претензий кредиторов, то и здесь, по словам А. Палагуты, нет особых проблем: мол, все долги «Арзгирская» признает, но из-за неурожая не хватило средств, чтобы расплатиться со всеми, включая левокумское ООО «Изобилие». Дошедшим до прессы возмущениям кредиторов по поводу действий «Парижской коммуны» А. Палагута даже несколько удивился:

- Есть учредитель – администрация района, есть хозяйство, которое работает на земле, а есть инвестор, который вкладывает деньги...

Можно ли это назвать инвестированием и вправе ли муниципальное унитарное предприятие задействовать в «товарищеской схеме» арендуемую землю и имущество? Между тем даже кредиторы, включая ООО «Изобилие», не знают, на каких условиях эксплуатировалась земля, какие ресурсы использовали «товарищи» и куда делась прибыль. На эти вопросы ответы вскоре должна дать Фемида.

- В производстве Арбитражного суда Ставропольского края сейчас находится несколько исков «Изобилия», - объясняет Р. Савичев. - У нас есть понимание, что реально взыскать долги с «Арзгирской» будет очень сложно. Даже если суд удовлетворит иски, счета станции вполне могут оказаться пустыми! Потому мы параллельно пошли еще одним путем. На мой взгляд, есть все основания считать договор простого товарищества недействительным. Ведь помимо упомянутого запрета, установленного федеральным законом для МУПов, арендующих муниципальную землю, в этой истории есть еще один немаловажный момент. На последней странице договора, подписанного «Парижской коммуной» и «Арзгирской», мы видим, что добро на сделку дает глава администрации Арзгирского района Алексей Палагута. И это не простое совпадение фамилий: разрешение на заключение договора директору муниципального унитарного предприятия дает его родной брат. Как можно здесь не думать об аффилированности? Директор МУПа, работающий в условиях непосредственной подчиненности и подконтрольности главе администрации, по сути, выполняет поручения близкого родственника. А исходя из норм федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и «О муниципальной службе» договор с росчерком главы райадминистрации Алексея Палагуты свидетельствует о его вовлеченности в предпринимательскую деятельность станции «Арзгирская»... Сейчас иск уже принят к производству в ставропольском арбитраже.

Кстати, в связи с этим неудивительно, что в отделе сельского хозяйства райадминистрации с нами, по сути, отказались обсуждать положение дел в «Арзгирской». Специалисты предпочли отделаться лишь общими словами: мол, все, что происходит там, это коммерческая тайна предприятия.

Напоследок об этике

Конечно, не будем забегать вперед с выводами. Законность сомнительной сделки еще предстоит оценить суду. Но даже если отбросить в сторону экономические и юридические тонкости, а обратиться к этическим моментам, то вывод один: совсем некрасивая получается история. МУП пригласил «чужого дядю» делать прибыль на муниципальной земле, никоим образом не прописывая в договоре с ним собственные заработки, «зеленый свет» на этот дает брат брату, а страдает в итоге сторонний бизнес, который богатым на востоке не назовешь...

Юлия ПЛАТОНОВА
«По-братски и по-товарищески»
Газета «Ставропольская правда»
16 августа 2013 года