Почему притихло расследование уголовного дела о крупном хищении в «Ставрополькрайводоканале»?
Дело было в одном из районных филиалов ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», куда с платежкой пришел местный житель. Видимо, цифры, проставленные в документе, ему показались неверными. И вместо того чтобы тихо-мирно урегулировать проблему и выяснить, откуда взялись данные, гражданин принялся поливать сотрудников организации отборной площадной бранью. Не забывая напоминать перепуганным оппонентам о том, что именно они, нехорошие, мягко говоря, люди, украли у жителей Ставрополья больше миллиарда рублей. И надо же, до сих пор на свободе.
К чему я вспомнила этот эпизод из сельской глубинки? А вот к чему. 21 апреля заканчивается (по крайней мере, так гласит УПК РФ) срок предварительного следствия по уголовному делу о хищении в «Ставрополькрайводоканале» 1 миллиарда 149 миллионов рублей. Все, конечно, помнят, с какой помпой и как громогласно было объявлено о раскрытии этого «преступления века» в сфере ЖКХ. Телеэкраны страны облетели кадры, как спецназ штурмует офис водоканала; высокие чины многозначительно вещали о проводимых обысках и изъятии документации, «имеющей значение для расследования уголовного дела».
Слово и дело
И вот с момента громкой победной реляции о выявлении крупной аферы в «Ставрополькрайводоканале» прошло два месяца. И... воцарилась какая-то странная тишина. Стыдливая даже. Правоохранители почему-то не рапортуют об успехах расследования, не называют имен и фамилий бессовестных расхитителей, не объявляют, откуда взялась такая астрономическая сумма выявленных хищений - 1 миллиард 149 миллионов - и на чьи именно счета «уплыли» народные денежки.
А народ не забыл и желает знать, кто так глубоко запустил руку в его карман. Желает знать и то, кто вернет украденные деньги. И поэтому многие граждане не торопятся платить «за воду», поскольку их уверили люди в погонах, что они давным-давно переплатили чуть ли не по тройному тарифу. А поскольку официальные структуры хранят молчание, люди пишут в газеты: что происходит? Кто виноват и что делать, чтобы вернуть переплаченное?
Элементарная логика подсказывает, что за ответами надо обращаться туда, где и было возбуждено уголовное дело, то есть в ГУ МВД РФ по СКФО. Что, собственно, «Ставропольская правда» и сделала, отправив в это полицейское ведомство запрос, содержащий всего четыре вопроса: в отношении кого именно из должностных лиц ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» возбуждено уголовное дело; предъявлено ли кому-нибудь из подозреваемых обвинение; в какой стадии находится расследование? Ну и последний - просьба пояснить, из каких «слагаемых» получилась сумма в 1 миллиард 149 миллионов рублей. Но, видимо, то ли вопросы оказались слишком трудными, то ли полицейские слишком занятыми, но ответа редакция не дождалась.
Секретные материалы
Рассудив, что некоторый свет на эту «секретную» историю может пролить и вторая сторона, мы обратились за разъяснениями к адвокату Сергею Кобрянову, который в данный момент представляет интересы руководителя крайводоканала. Вот его точка зрения.
- Считаю возбуждение уголовного дела незаконным, а постановление не соответствующим требованиям уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Дело в том, что уголовное дело было возбуждено по двум статьям УК РФ: «Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере» (ст. 159) и «Злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия» (ст. 201) в отношении... неустановленной группы лиц.
Но, во-первых, следователь не принял во внимание, что ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» является коммерческой организацией и осуществляет предпринимательскую деятельность. А 29 ноября 2012 года Федеральным законом № 207 Уголовный кодекс РФ был дополнен статьей 159.4, предусматривающей уголовную ответственность за совершение мошенничества, сопряженного с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности. И уж если предъявлять водоканалу претензии, то именно по этой статье. Во-вторых, что касается ст. 201 УК РФ. Неужели следователь забыл, что для возбуждения уголовного дела по этой статье установление конкретного должностного лица, допустившего злоупотребление своими полномочиями, является обязательным? Возбуждение уголовного дела по факту злоупотребления полномочиями неопределенным кругом лиц является незаконным. Такие выводы основаны на правовой позиции Верховного суда Российской Федерации. Однако, возможно, следствие и не забыло о таком правовом нюансе, а сделало это намеренно: ведь после возбуждения уголовного дела и проведения обыска в помещениях ГУПа руководителю отказали в ознакомлении с соответствующими материалами. С формулировкой, что его правовой статус в этом деле не определен и поэтому знакомиться с материалами дела он не имеет права. И только обращение на имя председателя Пятигорского горсуда возымело действие - руководству ГУПа было разрешено ознакомиться с материалами, послужившими основанием для производства обыска. На мой взгляд, следователь, пользуясь процессуальной уловкой, намеренно возбудил уголовное дело по факту, а не в отношении конкретных людей с одной лишь целью: лишить процессуальных полномочий этих самых «неустановленных лиц», в том числе на обжалование незаконных действий органов следствия в прокуратуру и суд.
А был ли миллиард?
- Что касается озвученного «миллиарда с хвостиком», то мне до сих пор непонятно, откуда он взялся, - говорит директор ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Вячеслав Сергиенко. - Вкратце ведь история выглядит так. В прошлом году ревизор ОРЧ ГУ МВД РФ по СКФО С. Оганесян в ходе проверки заинтересовался классификацией потерь в так называемых вспомогательных регистрах Пятигорского филиала «Ставрополькрайводоканала». Анализируя их, Оганесян пришел к выводу, что некоторые показатели потерь воды завышены. Отсюда и родилось предположение о мошенничестве с тарифами - дескать, в Пятигорске потребителей «нагрели» на 6,9 млн рублей. Затем полиция СКФО предполагаемое завышение потерь в Пятигорске почему-то «умножила» на весь объем продаваемой региону «Ставрополькрайводоканалом» воды и пришла к парадоксальному выводу, что предприятием путем необоснованного завышения тарифов украдены те самые 1 миллиард 149 миллионов. Такая вот «средняя температура по больнице».
Но, во-первых, таблицы, которые изучал Оганесян, не являются формами отчетности, утверждает В. Сергиенко. Это вспомогательные материалы, составляемые лишь для внутренних целей - планирования, разработки и осуществления мероприятий по технической эксплуатации систем водоснабжения. Во-вторых, изменение классификации части объема потерь воды, найденное Оганесяном, не привело к увеличению или уменьшению объема потерь, который заявлялся пятигорским филиалом при утверждении тарифа, не повлияло и не могло повлиять на тариф. И, в-третьих, достоверность данных о потерях воды в сетях Пятигорска, которые есть в наших отчетах и которые мы закладывали в тариф, подтверждена заключением ФБУ «Южный региональный центр экспертизы», куда мы обратились сразу после скоропалительных выводов Оганесяна о якобы имевшихся в пятигорском филиале «хищениях». Но даже заключения экспертов не произвели никакого впечатления на следствие, которое, как мне кажется, решило быстро «отозваться» на критику, прозвучавшую «сверху», по поводу завышения расценок в сфере ЖКХ. Но вот что интересно: сейчас на допросах, куда вызывают и меня, и моих подчиненных, речь о завышенных тарифах (с чего, собственно, и начался весь этот сыр-бор) вообще не идет, а при обыске у нас не изъяли бухотчетность, которая могла бы подтвердить или опровергнуть факт мошенничества. И вот в таком подвешенном состоянии предприятие находится уже второй месяц. Что мы имеем на сегодняшний день? Кроме жесточайшего удара по имиджу и прочих моральных издержек весьма ощутимые материальные последствия. После того как о «хищениях» было объявлено на всю страну, последовал вал неплатежей. В результате первый квартал этого года мы закончили с убытком в 100 млн рублей. Как результат, задолженность за электроэнергию и перспектива веерных отключений, а значит, и перебоев с поставкой воды. Кроме того, уже начались трудности с выдачей заработной платы в Арзгирском, Апанасенковском, Ипатовском, Новоалександровском, Андроповском, Труновском, Кочубеевском районах. На подходе и Буденновский район. Что будет дальше? Знаю только одно: сидеть сложа руки и посыпать голову пеплом мы не намерены. Мы будем отстаивать свою правоту и продолжать работать, как работали, на благо родного края.
*****
В общем, дело ясное, что дело темное. Логическому объяснению не поддающееся. Если все, что в свое время было провозглашено правоохранителями, правда, то почему ЖКХ-жулики не только до сих пор на свободе, но даже имена их неизвестны широкой общественности? Чего ждем: заметания следов?
Если же громкое заявление о хищениях, мягко говоря, преувеличение, то для чего это сделано? Для чего введены в заблуждение все жители края?
19 апреля 2013 года