Ставропольский край не допустил скачков коммунальных тарифов
В числе задач, на постепенное решение которых нацелены органы краевой власти, по-прежнему остаются контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Ставрополья и инфраструктуры, соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами, выполнением требований законодательства об оснащенности жилья приборами учета потребляемых ресурсов и т.д.
- Александр Иванович, холода практически остались позади. И первый вопрос о том, как, по оценке коммунальщиков, наш край пережил зиму. Подготовка жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры к сезонной эксплуатации велась серьезная. Все ли в итоге удалось предусмотреть?
- Отопительный период в крае пока не завершился, потому не хотелось бы опережать события. Но предварительно уже можно сказать, что зиму Ставрополье пережило спокойно, без каких-либо серьезных происшествий. Отмечу, что количество аварийных ситуаций в этом году значительно снизилось, чему способствовали и достаточно комфортные погодные условия, и, конечно, проведенная коммунальными службами подготовительная работа. Напомню, Ставропольский край вошел в десятку регионов, лучше всех подготовившихся к осенне-зимнему периоду 2012/13 года. Мы заняли девятое место в рейтинге Госстроя по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по подготовке к зиме.
- На фоне громко прославившихся в СМИ регионов спокойно ли ЖКХ Ставрополья перешло на новые правила предоставления коммунальных услуг, удалось ли избежать непредвиденного увеличения платежей для населения? Да и в целом, какие задачи стоят перед жилищно-коммунальной отраслью в этом году, особенно в свете недавно озвученных федеральных установок по ограничению в стране роста тарифов на уровне шести процентов?
- Конечно, новые правила предоставления коммунальных услуг стали своеобразным испытанием на прочность и для коммунальщиков, и для населения края. Не буду скрывать: и на Ставрополье не везде все прошло гладко, как хотелось бы. Но во всех территориях, столкнувшихся с проблемами, все вопросы разрешены. И мониторинг показал, что в целом рост тарифов в крае находится в пределах установленных нормативов, регион не допустил неожиданных скачков. И по поручению губернатора В. Зеренкова предпринимаются меры по дальнейшей стабилизации уровня оплаты потребителями коммунальных услуг.
Вместе с тем считаю, что воизбежание подобных скандалов в ближайшее время необходимо на всех уровнях – от федерального до местного – четко разобраться во всех аспектах, которые формируют оплату коммунальных услуг. Вопрос этот непростой, ведь суммы базируются и на тарифной составляющей, и на целом ряде расчетных моментов.
К примеру, недопонимание у жителей края вызвали выделенные отдельной строкой общедомовые нужды. До вступления в силу новых правил жильцы многоквартирных домов, где были установлены общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов, уже оплачивали разницу между показаниями общедомового и индивидуальных приборов учета. Только эта разница не имела названия и в платежном документе в отдельную графу не выносилась. С вступлением в силу новых правил дельта между общедомовым и индивидуальными счетчиками получила название «общедомовые нужды». Причем они стали отдельно выноситься в квитанциях и в домах, которые не оборудованы общедомовыми приборами учета. Расчеты там ведутся по нормативам. Кроме того, общедомовые нужды стали распределяться пропорционально общей площади жилого или нежилого помещения. Конечно, все новое вызывает отторжение, тем более что в самом начале перехода на новые правила некоторая неразбериха с платежами была. Но министерство ЖКХ в переходный период старалось не оставлять без внимания ни одного факта возможного нарушения или досадной ошибки, нацеливая на это и муниципалитеты, и предприятия коммунального комплекса.
В целом же можно сказать, что одна из узловых задач, стоящих сейчас перед работниками жилищно-коммунального хозяйства, как раз заключается в выработке единого подхода к вопросам формирования платы за коммунальные услуги. Нам надо не только разрешить эту проблему масштабно, но и дойти до проблем каждого потребителя.
А это, признаюсь, непросто. В жилищно-коммунальном секторе особенно остро сталкиваются рыночные и административные подходы, здесь трудно найти компромисс между экономической целесообразностью и социальной необходимостью. Но искать его необходимо. В ситуации с оплатой коммунальных услуг таким компромиссом может стать установка приборов учета и оплата реально потребленного ресурса, что означает полный уход от нормативов и оплату коммунальных ресурсов исключительно по факту потребления.
К 1 июля приборы учета должны быть установлены во всех многоквартирных домах в крае. Многие жители сопротивляются этому процессу, но хочу сказать, что у страха глаза велики и нежелание людей, их отказ верить в то, что приборы учета могут значительно снизить оплату коммунальных услуг, не имеют под собой никаких оснований. К примеру, по соответствующей краевой программе в Александровском районе общедомовые приборы установлены практически в ста процентах многоквартирных домов. Практика показала, что по итогам работы тепловых приборов учета жителям произвели корректировку платы и уменьшение начислений на 2 тысячи рублей за 2012 год, а в 2013 году тариф снизился на 3,4 процента. Конечно, такому результату во многом способствовала масштабная разъяснительная и организационная работа местной власти и самих жителей.
С информацией о том, что надо сделать, чтобы экономить с приборами учета, можно ознакомиться на сайте министерства ЖКХ Ставропольского края, а также на ресурсах администраций многих муниципалитетов.
- Не могу не спросить о другом, не менее наболевшем - о соблюдении условий договоров между собственниками и организациями, предоставляющими услуги по содержанию многоквартирных домов. Качество работы управляющих компаний и ТСЖ по-прежнему на повестке дня: как бы ни бились многие собственники, деятельность управленцев порой остается «тайной за семью печатями». Между правилами о том, как они должны обслуживать и содержать жилой фонд, и реальностью, к сожалению, зияет огромная пропасть. Редакционная почта изобилует историями с конкретными примерами на эту тему. Какие новации ждут эту сферу, она станет более подконтрольной?
- Да, управляющие компании на самом деле долгое время были практически бесконтрольны. И жизнь показала, что полностью этот рынок государство отпускать в свободное плавание не должно. Ситуация постепенно меняется в связи с совершенствованием нормативной базы. Но это долгий процесс.
На мой взгляд, в числе прочего повышение качества и надежности предоставления услуг возможно за счет введения систем стандартизации и саморегулирования услуг в процессы управления жилищным фондом. В 2012 году в Ставропольском крае создана саморегулируемая организация - некоммерческое партнерство «ЖКХ Стандарт», которое в настоящее время объединяет 35 управляющих организаций. Число тех, кто готов работать в условиях цивилизованного рынка, растет, и задача органов местного самоуправления и нашего министерства – активно содействовать этому процессу.
- Александр Иванович, рассчитывает ли в этом году Ставрополье на получение средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ?
- Безусловно. Проблем, остающихся не решенными в жилищно-коммунальной сфере, достаточно. И здесь нельзя не признать, что реализация 185-го Федерального закона о Фонде ЖКХ положила начало оздоровлению и модернизации отрасли. Ставрополье не намерено оставаться в стороне. Нами подготовлен проект трехгодичной краевой адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, рассчитанной на 2013-2015 годы. В адресные списки проекта программы включено 186 аварийных многоквартирных домов общей площадью более 52 тысяч кв. метров, находящихся на территории 18 муниципальных образований. Планируется переселение 3385 человек.
Лимит средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилья в 2013 году уже доведен и составил 245,533 млн рублей. Вместе с долей краевого и местных бюджетов сумма составит 351,844 млн рублей. Планируется расселить 34 аварийных дома в 12 муниципальных образованиях.
Также доведен лимит на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, он составил 135,149 млн рублей. Начата работа по формированию краевых адресных программ.
- Расскажите, как ведется модернизация коммунального хозяйства в крае.
- Этот процесс постепенно набирает обороты. Так, в прошлом году мы газифицировали 12 населенных пунктов. В семи поселениях улучшено водоснабжение. Это хутора Новозеленчукский, Мищенский, Калиновский, Усть-Невинский Кочубеевского района, станица Григорополисская Новоалександровского района, село Озек–Суат Нефтекумского района, село Юца Предгорного района. В Кисловодске продолжено строительство резервуара по улице Седлогорской на 3 тысячи кубометров.
Новая программа по модернизации коммунального хозяйства сейчас находится на согласовании в министерстве экономического развития края. Мы планируем включить в нее шесть объектов по газификации и восемь – по улучшению водоснабжения.
Общеизвестно, что у нас в восточных районах края остро стоит вопрос качества воды. Питьевое водоснабжение в основном осуществляется из подземных источников. При этом только предприятием ГУП «Ставрополькрайводоканал» эксплуатируется в Арзгирском, Благодарненском, Новоселицком, Буденновском, Левокумском, Нефтекумском, Степновском и Туркменском районах 269 артезианских скважин. Превышение предельно допустимых концентраций аммиака, сероводорода, бора и железа по отдельным показателям составляет 3-4 раза. Повышенную минерализацию имеют 42% разведанных запасов подземных вод.
Для обеспечения водой питьевого качества в прошлом году по федеральной целевой программе «Чистая вода» установлены водоочистные установки в Буденновске. В этом году уже сдан пакет документов для участия края в этой же программе. Из федерального бюджета планируется получить 256 млн рублей, из краевого бюджета направить 156 млн рублей. Для участия в программе включены объекты Буденновского и Минераловодского районов.
27 марта 2013 года