06:58, 6 марта 2013 года

Скандал с водоканалом в Ставропольском крае: факты, подробности, размышления

Сообщение опубликовано на официальном сайте ГУ МВД России по СКФО. Обыски на самом деле прошли. Причем одновременно с полицией в «Ставрополькрайводоканале» и сейчас работают сотрудники Управления Генеральной прокуратуры РФ в СКФО, прокуратуры Ставропольского края и ее подразделений на местах – все проводят проверки.

Зададимся первым вопросом: для чего была организована утечка информации? Вариантов ответа на этот вопрос множество. Остановимся только на двух из них. «Ставрополькрайводоканал» попал под «раздачу»? Вполне возможно, учитывая резкую критику системы ЖКХ и тарифов, которая не так давно прозвучала из уст Президента России Владимира Путина. Вариант второй: кому-то сильно помешал генеральный директор крайводоканала Вячеслав Сергиенко. Возглавивший практически умирающее предприятие 2,5 года назад, он превратил его в стабильно работающее и развивающееся производство. Напомним, «Ставрополькрайводо­канал» - единственный поставщик системы ЖКХ, который с начала 2013 года не только не повысил тарифы, но даже снизил их почти на 9,6 процента. Сей знаменательный факт, хотя, по нашим данным, больше таких случаев на просторах России не наблюдается, остался не замеченным ставропольчанами. То ли по причине нежелания самого ГУПа пиариться, то ли из-за лености братьев-журналистов.

Короче говоря, тарифы на воду снижены для 70 процентов населения края. Это снижение касается тех 460 населенных пунктов, которые обеспечиваются водой ГУП «Ставрополькрайводоканал».

Кроме того, с 1 января 2013 года на 5,76 процента снижены тарифы на воду, отпускаемую Кубанским водоводом МУП «Славянка», на 30,4 процента снижен тариф на воду, отпускаемую МУП МО Озек-Суатского сельсовета «Гарант». По другим водоснабжающим организациям Ставропольского края тарифы на воду с 1 января 2013 года сохранены в размере, установленном с 1 сентября 2012 года.

Но вернемся к скандалу. «Должностные лица предприятия подозреваются в мошенничестве и злоупотреблении полномочиями, в результате чего потребителям в Ставропольском крае причинен ущерб в размере 1 млрд 149 млн рублей, - продолжает агентство. - Установлено, что с января 2010 по октябрь 2012 года в Ставропольском крае неправомерно завышался тариф на водоснабжение, в платежные документы необоснованно включались расходы, связанные с потерей воды в системе коммунального водоснабжения».

Обыски, кстати, прошли и в Пятигорском филиале «Ставрополькрайводоканала».

Получается, что каждый из жителей Ставрополья, включая грудных младенцев, переплатил за неполные три года около четырехсот рублей.

Но кто же эти «должностные лица предприятия», которые подозреваются в столь страшных злодействах? Судя по разговорам в транспорте и других общественных местах, все не просто подумали, а даже убеждены в том, что речь идет о нынешнем руководстве «Ставрополькрайводоканала». Так ли это?

Далеко не так. Напомню, отсчет «преступных деяний» начинается с 2010 года – того самого, в июле которого предприятие возглавил В. Сергиенко. Случайно ли совпадение? Не уверена.

Обратимся к тарифам на водоснабжение и водоотведение. Их устанавливает и утверждает не сам «Ставрополькрайводоканал», а региональная тарифная комиссия СК. (К ней вроде у правоохранительных органов претензий пока нет.) И делается это задолго до наступления, скажем так, «тарифного» года. Например, документы на утверждение тарифа на 2010 год были представлены до 1 мая 2009 года, на 2011-й – до 1 мая 2010 г., то есть до того, как предприятием стал руководить нынешний генеральный директор.

Что касается тарифа на 2012 год (он начал действовать со второго полугодия 2012 г.) и его неправомерного завышения (якобы в платежные документы необоснованно включались расходы, связанные с потерей воды в системе коммунального водоснабжения), то здесь ситуация следующая.

- Объем потерь воды, - объясняет зам. генерального директора крайводоканала по экономике и финансам Максим Веретенников, - при утверждении тарифа определяется на основании информации, предоставляемой филиалами (она заверяется руководителем и другими специалистами филиалов). Есть специальная форма, утвержденная постановлением Госстроя РФ. Но в ней показатель «Потери воды при транспортировке» указывается единой цифрой, без расшифровки по видам неучтенных потерь и потерь воды в системах водоснабжения. Так что вычленить из общего показателя расходы, связанные с потерей воды в системе коммунального водоснабжения, просто невозможно.

Потом вся информация складывается или, говоря иными словами, консолидируется все по той же форме, где нет отдельных «потерь в системе коммунального водоснабжения». Результаты передаются в РТК края.

Что же, спросит читатель, предприятия водоснабжения вообще не ведут мониторинга размера потерь? Конечно, ведут. Проводят внутреннее статистическое наблюдение, накапливают и анализируют эту информацию. Они же производят условно-расчетное, как говорят в крайводоканале, разделение потерь воды по их видам и оформляют их в виде аналитических таблиц. Среди этих таблиц есть и потери в системе коммунального водоснабжения. Собственно говоря, это внутреннее дело «Ставрополькрайводоканала»: такие таблицы не являются формами отчетности (здесь их называют «вспомогательными внесистемными регистрами»), а служат для планирования, разработки и принятия управленческих решений.

Судя по всему, в Пятигорском филиале «Ставрополькрайводоканала» что-то с этими внутренними регистрами перемудрили. Возможно, кто-то из сотрудников филиала в ходе проверки специалиста-ревизора 3-й оперативно-разыскной части полиции ГУ МВД России по СКФО показал ему внутренние документы и дал при этом неточные и неквалифицированные пояснения. В ГУП «Ставрополькрайводоканал» их оценивают как некорректные информационные материалы, а пояснения сотрудника – как субъективные. Возможно, и проверяющие не до конца поняли содержание формул и расчетов. Отсюда и астрономическая сумма потерь – 1 млрд 149 млн рублей.

«Ставрополькрайводоканал» оперативно заказал проведение технической экспертизы в солидном учреждении - ФБУ «Южный региональный центр судебной экспертизы». Эксперты подтвердили фактически сложившийся уровень потерь в Пятигорске. Есть и аудиторское заключение независимого ауди-тора - ООО «Ставропольаудит» (член СРО НП «Аудиторская палата России») за 2010-2011 годы. Оно подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности, в том числе объем реализации, в который, по мнению проверяющих, не включены потери воды. Аудитор со свойственной ему критичностью обращает внимание на необходимость создания механизма «управления потерями», однако не подвергает сомнению размер доходов предприятия, исходя из которых рассчитывался тариф.

Но уголовное дело возбуждено. И совершенно правильно, на мой взгляд. Проверить деятельность предприятия за три года при предполагаемых миллиардных суммах потерь вне рамок уголовного дела вряд ли возможно.

Неправильно то, что журналисты и жители края, на мой взгляд, не получили достоверной информации. А поверить в худшее (нас ЖКХашники обманывали!) всегда легче, чем в лучшее. Плюс к этому ряд коллег-журналистов (из лучших побуждений, вне всякого сомнения) на волне президентско-коммунальной борьбы довел ситуацию чуть ли не до трагедии. Например, одна из газет со ссылкой на краевую прокуратуру пишет о том, что «в тарифы закладывались и другие интересные расходы – например, на покупку чиновниками элитных иномарок или поездки на заграничные курорты». Бред какой-то, причем бросающий тень подозрения и на РТК. Это она что ли утвердила тарифы на воду с такими расходами? Это же СМИ - вольно или невольно – поддержали бытовой ажиотаж (ага, поймали мошенников!), безграмотно приплюсовав к тарифам на воду «подогрев воды – 99 рублей за куб»…

И еще. Есть такое понятие, как «нормативы неучтенных расходов и потерь воды». Утверждены они еще в 2008 году на основании инструкции Госстроя России. Причем утвердили их тогда на уровне 2004 года. Нормативы применяются и до сих пор. Почему? Потому что фактические потери воды, как утверждают в ГУП «Ставрополькрайводоканал», за последующие годы не превышали лимитов нормативных потерь. Претензий к крайводоканалу у РТК за три последних года по расчетам тоже не было.

Так что же это? Наезд на идеальное предприятие? Вовсе нет. И не только потому что идеальных предприятий не бывает. Александр Скорняков, комментируя события, отметил:

- У нас есть вопросы к работе ГУП «Ставрополькрайводоканал». Еще несколько месяцев назад правительством края была инициирована проверка деятельности этого предприятия. В ней участвуют представители краевого министерства по ЖКХ и Региональной тарифной комиссии. Ход проверки находится под контролем у губернатора.

Между тем заместитель министра регионального развития РФ Сергей Верещагин по итогам совещания в Пятигорске по вопросам коммунальных тарифов и платежей в крае сделал вывод о том, что рост тарифов ЖКХ находится в пределах установленных нормативов.

Несмотря на это, напомню, одновременно на предприятии ведется на сегодняшний день девять проверок. Вот что пишет В. Сергиенко министру ЖКХ края А. Скорнякову:

«Руководители и специалисты аппарата управления и проверяемых филиалов полностью заняты подготовкой документов, их копий, предоставлением пояснений контролирующим органам. Данное обстоятельство парализует текущую деятельность предприятия, может привести к срыву исполнения обязательств… Распространение среди населения Ставропольского края недостоверной, непроверенной информации о «незаконном включении в тариф 1149 млн руб.» привело к массовым требованиям со стороны населения о возврате денежных средств, усилило социальную напряженность в крае.

Убедительно прошу вас оказать помощь нашему предприятию в преодолении сложившейся ситуации, не допустить срыва обязательств по водоснабжению населения Ставропольского края…».

* * *

Вот такой скандал с водоканалом. На чем он замешан? Ответа на этот вопрос нет. Пока ясно одно: он во вред, а не во благо. И самому предприятию, и нам всем – потребителям ставропольской воды.

«Скандал с водоканалом»
Газета «Ставропольская правда»
6 марта 2013 года