Проблемы организации системы муниципального финансового контроля обсудили в правительстве СК. В совещании приняли участие председатель Контрольно-счетной палаты края, являющийся также председателем Ассоциации контрольно-счетных органов Ставропольского края, А. Колесников, первый заместитель министра финансов края С. Трошин, председатель комитета Думы СК по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике И. Андрющенко, руководители муниципальных контрольно-счетных органов и представительных органов власти. 

Андрей Колесников, председатель Счетной палаты Ставропольского края

Андрей Колесников, председатель Счетной палаты Ставропольского края

Как прозвучало, не зависимые от местных администраций и депутатов контрольно-счетные органы в муниципалитетах появились совсем недавно. Раньше функцию ревизоров выполняли местные депутаты, работающие, как правило, на непостоянной основе. Поэтому подход к контролю за расходованием бюджета на местах был, мягко говоря, формальным. Потом некоторые муниципалитеты, осознав необходимость профессионального контроля за финансами, ввели ставку аудитора. Это дало свой результат. Но весь объем работы осилить одному человеку, к тому же находящемуся в служебной зависимости от тех, кто муниципальным бюджетом распоряжается, непросто.

 В 2011 году на фоне посткризисных явлений в экономике Президентом России был инициирован федеральный закон, обязывающий создать в муниципалитетах, являющихся в большинстве своем высокодотационными, независимые контрольно-счетные органы, чья работа будет строиться по принципу, аналогичному федеральным.

На 1 января 2012 года такие структуры были приведены в соответствие с федеральным законом во всех 39 муниципальных районах и городах Ставропольского края. 10 из них обладают статусом юридических лиц, что полностью гарантирует их независимость от администрации муниципалитета и его депутатов. Обсуждался и вопрос о создании подобных органов в каждом поселении края. Но было принято решение, обязывающее поселения передать функции внешнего финансового контроля в муниципальные районы.

Вообще, переговоры о финансировании нового ревизионного института были, по признанию А. Колесникова, напряженными.

– Мы, контролеры, никому не нужны, и вы это ощутили уже на стадии формирования и еще не раз с этим столкнетесь, – заявил главный краевой ревизор. – Но надо отдать должное губернатору и правительству края, министерству финансов, представительным органам муниципалитетов за готовность к конструктивному диалогу и результативной работе. Несмотря на то что достаточно сложно было найти в дотационном бюджете края средства на формирование и содержание муниципальных контрольно-счетных органов, министерство финансов изыскало средства.

И деньги эти, как показала практика, потрачены не зря. Деятельность независимых муниципальных ревизоров уже дала первые результаты. Повсеместно отмечен качественный рост уровня финансового контроля за эффективностью расходования бюджетных средств. Проведено более 300 контрольно-ревизионных и более 1000 экспертно-аналитических мероприятий. Объем проверенных средств составил около 12 млрд руб., нарушений выявлено на 161 млн руб. Такая масштабность и результативность проверок должна, по мнению А. Колесникова, стать хорошим стимулом к совершенствованию финансовой дисциплины в крае.

– Ведь, как говорится, на то и щука в реке, чтоб карась не дремал, – вспомнил он народную мудрость.

Совещание стало первым просветительским мероприятием краевого масштаба для муниципальных ревизоров. Им представили руководителей Счетной палаты края и подразделений, в обязанность которых входит всесторонняя правовая и методическая поддержка новых муниципальных контролирующих органов.

– Сегодняшнее мероприятие является уникальной возможностью не только для обмена опытом между представителями органов финансового контроля муниципального и краевого уровня, но и, надеюсь, будет способствовать формированию единого поля государственного и муниципального финансового контроля, – выразил пожелание А. Колесников.

Специалисты рассказали собравшимся, как планировать и организовать работу, какие нюансы нужно учитывать при подготовке решений, поделились методами «отыскивания» несоответствий между реальным положением вещей и данными в отчетах. А также ответили на все возникшие вопросы коллег из муниципалитетов и предложили обращаться за консультациями.

Наталья ТАРНОВСКАЯ