Каким будет Кавказский форум Всемирного русского народного собора
Сейчас его оргкомитет во главе с митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом разрабатывает программу встречи, определяет круг участников. Некоторые аспекты предстоящего события нам представили члены оргкомитета – заведующий отделом культуры управления Ставропольской митрополии протоиерей Михаил Моздор и культуролог Владимир Лычагин.
М. Моздор: Планируется открытие Кавказского отделения Всемирного русского народного собора на базе Ставропольской митрополии, которое будет постоянно действующей площадкой общественных дискуссий для решения различных региональных проблем, причем не только Северного Кавказа. Мы также приглашаем представителей закавказских республик – Грузинской православной и Армянской апостольской церквей. Естественно, будем касаться и светских тем, потому что преобладающее большинство участников – светские специалисты, представители науки, образования, государственных структур, предприниматели, деятели культуры. Мы не можем обойти темы, касающиеся взаимодействия, иногда – полемика, чаще – диалоги с основными конфессиями, представленными на Кавказе. Хотим подчеркнуть, это будет именно общественный форум.
В. Лычагин: Такова была и есть изначальная суть деятельности Всемирного русского народного собора, существующего уже двадцать лет. Сегодня он начал движение в регионы страны, где появляются его отделения. Соборный разум церкви в одном, даже очень большом, храме в Москве объять просто невозможно. Даже если соберется пять тысяч человек, такая масса может выполнить лишь обозначающую функцию, а никак не предметную проработку конкретных сторон жизни общества. Регионализация соборного разума, объединение вокруг него и верующих, воцерковленных людей, и иных мыслящих представителей общества – принципиально новый этап, позволяющий глубже сосредоточиться на существующих проблемах, тем более кавказских. А они, как вы знаете, весьма специфические, многоконфессиональные. Не случайно в программе форума набралось тем для обсуждения по шести направлениям. Мы с отцом Михаилом представляем секцию едва ли не самую масштабную и значимую, в повестке коей вопросы христианского присутствия на Кавказе – его исторические основы, вопросы современности и перспективы.
– Весьма широкий спектр…
В. Лычагин: Да, и поэтому у нас будут представлены гуманитарные институты Российской академии наук на Северном Кавказе – Нальчикский и Южный, будут государственные чиновники, занимающиеся вопросами религий, преподаватели Московской духовной академии, Ставропольской семинарии, известные конфликтологи, историки, авторитетные клирики. Разговор пойдет по вехам истории, начиная со становления православия на Кавказе, в частности на Ставрополье, а также о возникающих в связи с этим исторических коррективах. Известно, исторические аналогии всегда полезно рассматривать, оценивать, сопоставлять. Конфликтные и неконфликтные ситуации каждой эпохи так или иначе в чем-то похожи, повторяются и требуют осмысления. У нас будет идти речь о российской государственности на Кавказе, духовных поисках современной молодежи, роли и значении религии в формировании мира и стабильности на Кавказе. Общественно значимые аспекты будут представлены как социальными работниками государства, так и их коллегами от церкви. Отдельные секции займутся темой казачества, а также миссией русского языка и русской культуры в регионе.
– Создание Кавказского отделения собора, очевидно, предполагает и некий руководящий орган, постоянно действующий актив, какие-то регулярные акции? Как это будет выглядеть дальше?
В. Лычагин: Сейчас действует оргкомитет, возглавляемый правящим архиереем, а вообще, главная функция форума объединительная, собираться можно будет примерно раз в год. Вокруг владыки – духовного руководителя – обязательно сплотится определенный костяк людей, как это происходит на уровне российском – вокруг Святейшего Патриарха, председателя Всемирного русского народного собора. Собор декларирует эту задачу, а не разговоры «вообще»… В центре – жизнь современной православной церкви на Кавказе. И вместе с тем – других традиционных конфессий, каждая из которых выполняет свои задачи.
М. Моздор: Хотелось бы сказать о том, что, несмотря на часто упоминаемое словосочетание «межрелигиозный конфликт», на самом деле наше общество, как правило, имеет дело с конфликтом национальных традиций, конфликтом цивилизационным. По большому счету, в их основании почти никогда нет религиозного противостояния. Речь либо о неправильном толковании явления, либо вовсе о столкновении чьих-то амбиций, политических целей, прикрываемых религиозными «одеждами».
В. Лычагин: Это принципиальный вопрос! Потому что фактически, даже когда происходят террористические акты, это следует понимать как отражение сложных процессов внутри самой исламской конфессии, а не ее отношение к другим религиям. Идет внутренний спор, порой весьма жаркий, а то и с кровью, когда, например, мы слышим об очередном убийстве имама в Дагестане…
Кстати, в этом подходе у нас полное совпадение взглядов с братьями-христианами. На форуме собираются выступить видные армянские священники – настоятели Кисловодского, Пятигорского и Ставропольского храмов, которые также считают, что у православия с ними конфликтов нет, есть сферы влияния.
– Наверное, трибуна форума может в дальнейшем пригодиться по многим вопросам общественной жизни нашего края, Северо-Кавказского федерального округа.
В. Лычагин: Каждая из намеченных секций нынешнего форума выработает свои рекомендации, которые будут обращены к верующим, государственным органам, науке и обществу в целом. Ведь собирается, по сути, экспертное сообщество высокого уровня, оно представит все наиболее важное на сегодня, а дальше жизнь покажет, насколько это будет востребовано. Но даже если не все будет востребовано практически, позитивен уже сам факт такой встречи, совместная интеллектуальная обкатка назревших вопросов. Векторы движения общества должны определять интеллектуальные элиты, а не только чиновники – церковные или государственные. Так всегда было в православии – народ обсуждает свои общественные заботы. Это крайне полезная, интереснейшая задумка Святейшего Патриарха, направляющего нас по пути регионализации собора.
– В Год российской истории уместно посмотреть на многовековой опыт присутствия христианства на Кавказе, имеющий самые разные стороны.
В. Лычагин: С этого и начнем дискуссию, с первых христианских миссионеров и появления первых храмов, далее речь пойдет о последующих эпохах, например, об опыте взаимодействия православия с кочевниками Золотой Орды или особенностях миссионерской деятельности в период восстановления христианства на Кавказе в конце ХVlll – начале ХХ века. Так что панорама предстанет широкомасштабная.
– Будет справедливо вспомнить еще и то, что ныне покойный владыка Гедеон был автором известного научного труда, посвященного зарождению христианства на Кавказе.
В. Лычагин: Эта и многие другие работы найдут отражение в большой книжной выставке, подготавливаемой в помощь нам сотрудниками краевой Лермонтовской библиотеки. Кстати, многие священники основательно занимались историей и продолжают это делать сегодня. Есть в регионе авторитетные научные центры, ведущие такие изыскания.
– При взгляде на историю можно найти, по-моему, повод для особой гордости за Кавказ, где проповедовал учение Христа сам апостол Андрей Первозванный, передавший его, что называется, «из первых рук»…
М. Моздор: Тема древнего христианства на Кавказе обязательно прозвучит на форуме, мы рассмотрим ее прежде всего на основе памятников древности, археологических данных. Весьма интересно оглянуться на исторический отрезок до XIV века, оставивший нам свидетельства не только об Аланской епархии, но и сохранившиеся кресты со славянскими надписями, подтверждающими присутствие здесь именно славян христианского вероисповедания. Другая важная тема – миссия восстановления христианства на Кавказе, возвращения русских православных. Известно, что еще в 1233 году Алания закачалась, когда в битве на Калке впервые русские княжества столкнулись с монгольскими завоевателями, позднее в результате похода Тимура она фактически прекратила существование. Основные торговые пути, экономически выгодные позиции на Кавказе заняли другие, некавказские, народы. До середины XV века прослеживаются попытки влияния западных христиан на Кавказе, а после падения Константинополя начинается активный напор со стороны мусульман – Турции и Крымского ханства. В середине XVI века – целый ряд посольств от кабардинских князей к Ивану Грозному с просьбами о помощи. Тогда русский царь вступает в брак с дочерью кабардинского князя Марией Темрюковной, а на Кавказе появляются гребенские и терские казаки.
– И начинают строить православные храмы…
М. Моздор: Да, так начинается возвращение русского христианства на Кавказ, продолжавшееся до середины XIX века.
– Это история политическая, однако не случайно Ставрополь всегда назывался не только военным, но и духовным форпостом России на Кавказе, в этой связи форум приобретает еще и символическое значение: сегодня Кавказская епархия уже в обновленном виде продолжает эти традиции, заложенные когда-то.
М. Моздор: И не случайно на форуме предполагается обсудить также вопросы христианского единства. Вспомнить, к примеру, православных греков и армян, тоже переживших на Кавказе непростые времена, активно участвовавших в становлении и благоустроительстве Ставропольской губернии и имевших тогда значительные льготы от государства. Можно вспомнить массу положительных примеров взаимодействия и с мусульманским населением Кавказа, чего стоит только практика куначества, когда казаки и горцы отдавали своих детей на воспитание друг другу без перемены веры, языка и традиций.
– Это просто поразительно для нас сегодняшних…
В. Лычагин: Еще один яркий пример взаимодействия – создание первой на Кавказе Ставропольской горской гимназии. Беспрецедентный случай, когда все национальные элиты региона учили своих детей русской грамоте, причем на полном государственном пансионе. Из тех гимназистов – кабардинцев, балкарцев, черкесов, осетин – вышло очень много приличных людей…
М. Моздор: На этой замечательной общей исторической основе можно сегодня строить диалог, строить общий кавказский дом. Вовсе не лишне вспомнить, как при участии России начали формироваться национальные культура, литература, театры, музеи народов Кавказа… К сожалению, в наши дни наблюдается со стороны молодежи какое-то поверхностное восприятие истории, даже формируется комплекс вины: дескать, Россия, взяв на себя цивилизаторскую миссию, на самом деле чуть ли не уничтожила все национальное… Конечно, чиновничье влияние в какой-то мере сковывало вольнолюбивые настроения горских жителей, но государство много делало полезного… В то время как велась совершенно лживая пропаганда: горцев пугали, что русский царь лишит их всего, заставит поменять веру… Тогда немало их ушло в Турцию, ну и давайте поищем теперь – есть ли там их национальные театры, музеи, библиотеки…
– В чем просматривается роль творческой интеллигенции в Соборе, что она может и должна сделать?
В. Лычагин: Она в первую очередь явит соборный разум мыслящих людей на Кавказе, озабоченных проблемами межконфессионального и христианского общения. То, что хранят наши архивы, библиотеки, музеи, – это мощная фактологическая база сосуществования народов, которую надо изучать, брать лучшее из опыта прошлого. Толковать не в угоду той или иной политической конъюнктуре, а честно, объективно. Тут роль учреждений культуры огромна. Уверен: рекомендации экспертного сообщества Кавказа принесут пользу в повседневной работе и чиновникам, и ученым, и всем мыслящим людям.
М. Моздор: Острейшая тема – современные вызовы православию, которые также требуют четкого обозначения и продумывания механизмов ответа.
– Их в новой России мы видели массу, начиная от наплыва всевозможных чуждых псевдорелигий и заканчивая ваххабитскими терактами.
М. Моздор: А нынешний год богат на спиливание крестов, поругание храмов и иные кощунства… Проблема, которая этим годом, наверное, еще не закроется.
В. Лычагин: К тому же в СМИ наблюдается этакое «блогерное» нагнетание ситуации. Реальность, с которой нужно считаться и вести ответную работу, что уже и делается. Слава богу, в интернет-сообществе появились умные оппоненты, причем из числа верующих, высказывающие четкие, правильные аргументы. Накопилось некое поле напряжения между церковью и определенной частью общества, достаточно вспомнить весьма неоднозначно воспринятое введение в школьную программу основ православной культуры.
М. Моздор: Или появление в армиии военного духовенства… Церкви пытаются отвести некую узкую нишу: занимайтесь одинокими стариками, а к молодежи – ни шагу. Учитывая все сказанное, думаю, предстоящий форум поможет всем нам лучше понять современные российские и кавказские реалии, объединить наши усилия в главном – стремлении принести пользу Отечеству.
23 ноября 2012 года