Ставропольский академический театр драмы им. М. Ю. Лермонтова. На сцене – заслуженный артист России Александр Жуков (Миловзоров) и артистка Ирина Баранникова (Коринкина).

Ставропольский академический театр драмы им. М. Ю. Лермонтова. На сцене – заслуженный артист России Александр Жуков (Миловзоров) и артистка Ирина Баранникова (Коринкина).

© Фото Милы Пальчиковой

Сцена из спектакля «Без вины виноватые» – народный артист России Наталья Зубкова (Кручинина) и артист Игорь Барташ (Незнамов)

Сцена из спектакля «Без вины виноватые» – народный артист России Наталья Зубкова (Кручинина) и артист Игорь Барташ (Незнамов)

© Фото Милы Пальчиковой

Заслуженный артист России А. Ростов (Муров 25 лет спустя) и М. Новаков (Дудукин). Сцена из спектакля «Без вины виноватые»

Заслуженный артист России А. Ростов (Муров 25 лет спустя) и М. Новаков (Дудукин). Сцена из спектакля «Без вины виноватые»

© Фото Милы Пальчиковой

Артисты В. Лепа (Муров в молодости) и К. Толокнева (Отрадина). Сцена из спектакля «Без вины виноватые»

Артисты В. Лепа (Муров в молодости) и К. Толокнева (Отрадина). Сцена из спектакля «Без вины виноватые»

© Фото Милы Пальчиковой

О том, чем в новом сезоне порадуют театралов любимцы публики, рассказывает директор Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова заслуженный работник культуры России Евгений Луганский.

– Евгений Иванович, для зрителей начало сезона, конечно, долгожданный праздник. Ну а коллектив театра, я знаю, немало потрудился, для того чтобы подготовить нам этот праздник. Чем были заняты артисты в преддверии сезона – как всегда, напряженные репетиции, осмысление новых ролей, вживание в образы?

– Разумеется, но не только это. Мы успели отлично поработать на гастролях, в конце июня побывали в Ростове, а на осень у нас была предварительная договоренность с Пятигорской опереттой, и благодаря поддержке правительства края, министерства культуры мы смогли расширить гастрольную карту – сыграли не только в Пятигорске, но также в кисловодском театре-музее «Благодать». Все прошло великолепно, артисты почувствовали новую для себя атмосферу. Еще мы побывали в станице Ессентукской с детским спектаклем, в Новопавловске и Зеленокумске – с детским «Малыш и Карлсон» и взрослым «Ах, не говорите мне за любовь!». Успех был повсеместно. А немного ранее по сложившейся доброй традиции выступили в Благодарном на Дне города и были счастливы вновь принести людям радость в их праздник.

– Что касается поездки в Ростов, это, по-моему, неплохо – творчески обмениваться с соседями.

– Естественно, ведь для артистов такая возможность – огромный стимул в работе, своего рода экзамен на зрелость. Новый зал, новая публика – всегда совершенно иные реакции. Казалось бы, Пятигорск – совсем рядом, и тем не менее – другой зритель, общение с которым становится прекрасным творческим допингом. И каждый спектакль тогда – как премьера, а если премьера – обязательно особенное, возвышенное состояние души, желание отдать всего себя роли…

– Пятигорск необычен еще и тем, что там в театр приходит зритель едва ли не со всей России: отдыхают на курортах жители самых разных регионов.

– Совершенно верно, люди, интересующиеся театром, обязательно не упускают возможности увидеть новый для себя коллектив. По сути, Пятигорск – всероссийская площадка.

– Ну и конечно, предсезонный период был насыщен, как всегда, репетициями…

– Да, уже в августе мы начали вплотную готовить первую премьеру сезона – «Без вины виноватые» А. Островского.

– Признаться, немного удивил выбор драматургического материала – очень уж «глубокая» классика… Видимо, такое начало сезона можно считать некой заявкой на дальнейшее?

– Начнем с того, что А. Островский – величайший русский драматург, работа над его пьесой открывает возможность показать во всем блеске наших корифеев сцены, во-первых, и пригласить интересного режиссера-постановщика, во-вторых. Владимир Хрущев у нас ранее поставил очень успешный, неординарный спектакль «Визит дамы» Ф.  Дюрренматта. Пока отложена намечавшаяся постановка мюзикла «Леонардо» К. Брейтбурга, тому был ряд как объективных, так и субъективных причин. Приступили к работе над тремя спектаклями: помимо А. Островского это будут постановки по пьесе М. Фермо «Хочу ребенка» («Двери хлопают») и К. Людвига «Одолжите тенора» («Звездный час»). Первую – легкую французскую комедию – готовит наш режиссер заслуженный деятель искусств России Валентин Бирюков, вторую, а это комедия положений, – народная артистка России Наталья Зубкова. Таким образом, две столь разные комедии по-своему уравновесят репертуар после классического Островского.

– Принято считать, что современная публика ориентирована в основном на что-то легкое, не обременительное для души и ума, так что серьезную драматургию надо постараться подать этому зрителю…

– В репертуаре нужны разные работы – и серьезные, и веселые, легкие. Жизнь сложна, и часто человек идет в театр отвлечься от повседневных проблем, окружающих на работе, дома, в быту… К сожалению, с экранов телевизоров на него обрушивается сплошной негатив… Поэтому театр старается дать зрителю отдушину, отвлечь от житейских забот, подарить радость хотя бы на один вечер.

– И все-таки, чем может заинтересовать публику первая ваша премьера – серьезная классика?

– Об этом, наверное, лучше расскажет режиссер, а для меня как руководителя театра постановка ценна прежде всего актерской занятостью высочайшего уровня, там ведь что ни роль – настоящая творческая «бездна». Уверен, вновь покажут высокий творческий класс народная артистка России Наталья Зубкова, заслуженные артисты России Михаил Новаков, Михаил Мальченко, Александр Ростов, Александр Жуков, ведущие артисты театра Ирина Баранникова, Игорь Барташ, Владимир Лепа, Мадина Шарипова. И конечно, участвует наша талантливая молодежь – Юлия Бескровная, Оксана Винникова, Владислав Таранов… В спектакле дебютируют два новых лица театра – выпускники театрального факультета Саратовской консерватории Егор Медведев и Кристина Толокнева, надеемся, что они придутся по душе ставропольскому зрителю. А темы, поднимаемые в спектакле, по-настоящему вечны: это и судьбы брошенных детей, и страдания выросшего сиротой сына, и боль матери… Кого-то он непременно затронет в зрительном зале. Добавлю, что у спектакля еще и чрезвычайно интересный художник – между прочим, наш земляк Олег Головко, ныне успешно работающий в Санкт-Петербурге, где прославился как мастер создания особого «воздушного» пространства сцены. Его не случайно приглашают сегодня театры многих городов России – человек прекрасно видит образ спектакля в целом.

– Но вынашиваемый пока в мечтах мюзикл «Леонардо» все же будет на ставропольской сцене?

– Да, сразу после Нового года начнем над ним работать, хотя, вообще-то, мы уже с апреля не перестаем им заниматься, артисты увлеченно разучивают партии, и кое-кто у нас очень даже хорошо запел! Пригласили и певческое «подкрепление» со стороны, причем очень необычное: две девушки, одна – студентка сельскохозяйственного университета, другая поет в церковном хоре. Словом, подготовка фактически продолжается, и примерно в начале марта надеемся представить зрителю красивый мюзикл с замечательной музыкой, выразительным сюжетом, яркими сценическими образами. Мы думаем, он вызовет большой интерес не только у завзятых театралов, но и у самой широкой публики.

– Отсутствие в Ставрополе музыкального театра оставляет открытой нишу этого жанра, а потребность у зрителя существует…

– А для артистов это отличная возможность проявить себя с неожиданной стороны, в новом качестве. Танцуют они у нас уже прекрасно, а теперь еще и запоют.

– Кстати, об актерах. Насколько я знаю, из труппы ушли довольно известные люди, хотя, наверное, процесс этот для театра естественный, нормальный, это всегда было и будет: идет постоянное движение творческих кадров.

– Ушли Евгения Капралова и Денис Криштопов, хорошие, перспективные ребята, оба выпускники нашего театрального отделения СГУ, видимо, захотелось попробовать себя где-то еще, и это право каждого творческого человека. У нас они прошли очень хорошую школу, и нам, конечно, жаль, поскольку в каждого воспитанника вкладываешь частицу души. Тем не менее желаем им успеха, пусть им всегда будет так же хорошо, как было у нас. Их любил зритель, любили в коллективе, они играли много интересных ролей. Ну а к нам пришла другая молодая пара, которую я уже называл, тоже многообещающая. Считаю, что это очень хорошее приобретение для театра.

– Новички прошлого года Лариса Урбан и Тамерлан Коченов уже стали своими в театре, и публика их заметила.

– Да, они закрепились основательно, работают успешно, так что, как видите – кто-то уходит, а кто-то приходит.

– И у зрителя появляется выбор…

– Конечно, и зритель может приходить на какое-то имя… Обновление вообще полезно для театра, чтобы не одна «звезда» всех затмевала, а было много очень разных «звездочек».

– Минувшей весной театр целыми залпами «выстреливал» новые премьеры – «Кастинг», «Клинический случай», «Генералы в юбках»… Все такие разные, быть может, неоднозначные и спорные, но, несомненно, это был весьма интересный процесс.

– Надеюсь, и нынешний сезон будет столь же интересным. Есть договоренность с известным режиссером народным артистом России Юрием Ереминым на постановку у нас весной пьесы У. Гибсона «Сотворившая чудо». Он будет адресован молодежи, педагогам и родителям. А будущей осенью Еремин приедет ставить у нас «Маскарад» М.  Ю.  Лермонтова.

Сейчас мы находимся в поиске хорошей современной пьесы. И молодежь наша не дремлет: артисты самостоятельно поставили по творчеству Сергея Есенина полноценный спектакль, чрезвычайно полезный школьной аудитории, с которой театр работает достаточно плотно и постоянно. Скоро будем их работу смотреть на художественном совете. Возможно, спектакль найдет свое место на нашей малой сцене.

– Есенин – лирик, романтик, а этого как раз не хватает современной молодежи, перекормленной криминалом и чернухой…

– Мы учитываем это и в работе с самой юной аудиторией. Так, Михаил Новаков написал новую хорошую, веселую и добрую пьесу для детей с оригинальным названием «Спящий красавец», будет что показать к новогодним каникулам. Вот уже несколько лет он проявляет себя талантливым драматургом, пишет прекрасно, неизбито, нешаблонно, чувствует современную молодежь.

– Евгений Иванович, ставропольский театр остается верен своим основным традиционным направлениям – работе с молодежью, психологическим постановкам. Как на этом фоне вы рассматриваете столичные разговоры о близком конце стационарного театра?

– Думаю, провинциальных театров этот процесс не должен касаться. Каждому городу нужен такой очаг. Ну а если в Москве насчитывается уже 300 театров, трудно сказать, нужны ли они все… Я лично не защитник плохих театров, кое-какие можно вполне легко закрыть, а не плодить средненькие.

Хочу поделиться еще одним приятным сюрпризом: вместе с открытием сезона у нас начинает работать выставка известного фотохудожника Олега Хаимова: фотопроект «Буря», любезно предоставленный театром Et Сetera под руководством народного артиста СССР Александра Калягина, создан в репетиционном процессе одноименного спектакля этого театра, поставленного Робертом Стуруа, в главной роли – Александр Калягин. Техническая сложность художественного оформления не позволяет показать «Бурю» на нашей сцене, а фотопроект дает нам возможность увидеть цикл удивительных портретов, раскрывающих в неожиданных ракурсах волшебство процесса рождения спектакля…

– Олег Хаимов тоже не чужой Ставрополю, наш читатель, уверена, хорошо помнит его снимки, публиковавшиеся в газете регулярно, после каждой премьеры театра.

– Да, а приурочена экспозиция к грядущему 150-летию К. С. Станиславского. Эту дату мы будем отмечать и другими акциями, поскольку Ставрополь не зря считается городом театральным, нашему зрителю не чужды история театра, его развитие и судьба. Должен признаться: нам поистине повезло со зрителем – чутким, отзывчивым, деликатным. И очень верным своему театру. Кстати, билетов на первый спектакль сезона в кассе нет уже несколько дней. Ожидается аншлаг.

Что ж, мы действительно соскучились за лето по театру. Вот только опять начнутся для публики проблемы – как добраться домой после спектакля. Ведь известно, что в Ставрополе к девяти вечера общественный транспорт, увы, «вымирает»… Хорошо бы отцам города обратить на это наконец внимание. Не так уж сложно к концу спектакля подать несколько троллейбусов. И люди были бы благодарны, идя в театр уже без опаски после приятного просмотра попасть в обидный транспортный цейтнот. Впрочем, истинного театрала ничто не остановит на пути в храм Мельпомены…

Наталья БЫКОВА

Ожидаются аншлаги и аплодисменты / Газета «Ставропольская правда» / 19 октября 2012 г.