08:26, 20 июля 2012 года

Ректор СКФУ Алина Левитская о будущем высшего образования на Северном Кавказе

Тема создания федерального университета волнует и читателей «Ставро­польской правды». Наш корреспондент встретилась с А. Левитской.

- Уважаемая Алина Афакоевна! Среди вопросов, которые наши читатели задают в связи с Се­веро-Кавказским федеральным университетом, есть и касающиеся вас лично. Из какой вы семьи, какое образование получили, какие моменты в своей жизни считаете наиболее значимыми...

- Знаете, коротко трудно ответить. Конечно, есть памятные вехи в судьбе, о которых нельзя не сказать. Определяющим для себя я считаю, что родилась в семье очень порядочных людей, больших тружеников. В рабочей семье. Папа мой, Афако Кайтикоевич Цомартов, был участником Великой Отечественной войны, на фронт ушел семнадцатилетним мальчишкой, дважды ранен. После второго ранения его демобилизовали. Воевал он в армейской разведке, награжден боевыми наградами. Когда на сайте Минобороны России «Подвиг народа» стали публиковаться документы о всех награжденных в годы войны фронтовиках, мы с детьми прочитали наградные материалы на моего отца, их деда. На сайте относительно каждого награжденного приводится описание его подвига, геройского поступка - словом, за что человек представлен к награде; дается фотокопия указа о награждении... И сын меня спросил: «Дед тебе когда-нибудь рассказывал об этом? О том, какие подвиги он совершил в девятнадцать-двадцать лет?». Нет, не рассказывал. Он был очень скромным человеком. С войны вернулся инвалидом II группы, но благодаря, наверное, молодости и силе характера последствия ранений преодолел. Закончил лесной техникум, какое-то время был лесничим, а потом поступил работать плавильщиком электролитного цеха завода «Электроцинк» в г. Владикавказе (Орджоникидзе) – в то время это был флагман советской черной и цветной металлургии, где проработал двадцать лет. За свой труд был награжден двумя орденами Ленина и удостоен звания Героя Социалистического Труда. К моменту своего ухода из жизни, к сожалению, очень раннего (в сорок восемь лет), он и дорогами войны прошел достойно, и в историю отечественной металлургии вошел, и успел построить хорошую семью, воспитать двоих детей - нас с братом Владимиром.

Что касается моей мамы, Зинаиды Николаевны Цомартовой (Баевой), то правительственных наград у нее нет, но, думаю, без нее отец за свою недолгую жизнь не успел бы так много. Она была и надежным тылом, и вдохновителем всех его побед. Мама всегда была нам, детям, а потом и внукам умным, самым преданным и любящим другом. Она ушла из жизни в феврале этого года...

Отец и мать были простыми людьми, не профессорами педагогики, но с раннего детства сумели внушить нам несколько основополагающих человеческих истин. Главная из них заключается в том, что порядочность - категория абсолютная, нельзя быть порядочным по ситуации. Или наполовину, или, например, на семьдесят процентов... Родители нам всегда говорили и о том, как важно ценить и помнить то добро, которое сделали тебе люди. Но когда ты сам сделал что-то хорошее, не сосредотачивайся на этом. Сделал - и забудь.

А еще и папа, и мама остаются для меня и для брата образцами трудолюбия и ответственного отношения к делу, к людям.

Считаю, что очень повезло мне и со школьными учителями, одноклассниками, друзьями студенческих лет, которые до сих пор остаются самыми близкими мне людьми. У меня была прекрасная классная руководительница, учительница английского языка Татьяна Михайловна Школьникова, с которой мы дружим и по сей день.

Очень важная в моей жизни веха связана с учебой в вузе и аспирантуре. Это было нечто большее, чем просто получение профессионального образования. Уроки жизни, культуры, человечности. То, чего, на мой взгляд, так не хватает высшей школе сегодня.

Ну а мое профессиональное становление началось на филологическом факультете Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова (ныне факультет русской филологии), по окончании которого я поступила в очную аспирантуру Ленинградского государственного университета им.  А.А.  Жданова.

На филфаке СОГУ в годы моей учебы царила настоящая академическая атмосфера: высокая требовательность к студенту в сочетании с глубокой интеллигентностью. Со многими педагогами меня связывают и по сей день теплые человеческие отношения. По возвращении из аспирантуры я прошла в СОГУ все ступени профессионального роста, от ассистента кафедры до декана факультета русской филологии, профессора.

В годы учебы в ЛГУ при кафедре общего языкознания филологического факультета сформировались мои научные интересы, которые нашли отражение в диссертации на тему «Аспектуальность в осетинском языке, ее генетические и ареальные связи». В последние пятнадцать лет системно заниматься научной работой в сфере общей и сопоставительной аспектологии не удавалось, поэтому мои научные интересы реализованы не в полной мере. Но надеюсь, что теперь, оказавшись в лоне университета, я смогу совмещать и ректорские обязанности, и научные изыскания.

Несколько слов о тех, у кого мне посчастливилось учиться в Питере. Заведующий кафедрой общего языкознания профессор Ю.С. Маслов, мой научный руководитель – профессор Л.Г. Герценберг, академик А.В. Десницкая, профессора Л.Р. Зиндер, Е. Д. Панфилов, Л.В. Бондарко и др. - эти имена и сейчас многое скажут специалистам. И вот эти выдающиеся ученые не только вели с нами занятия, но и приходили на лекции к нам, аспирантам, в том числе и ко мне, во время прохождения нами доцентской практики. Ю. Маслов бывал на моих занятиях регулярно (я вела за ним практикум по курсу «Введение в языкознание»). А потом подробнейшим образом анализировал «подвиги» начинающего вузовского преподавателя. Эти «разборы полетов» я помню в деталях по сей день. Они интересовались моей жизнью, моим распорядком дня. Помню, как Юрий Сергеевич ругал меня за то, что я приезжаю в публичную библиотеку рано, к открытию, внушал: «Вы человек южный, к нашему промозглому климату непривычный. Вам в Ленинграде нужно высыпаться!». Он выступил на моей предзащите с подробным, очень доброжелательным анализом, хотя «по протоколу» не был обязан это делать. Высказал во время обсуждения мысли, которые на длительную перспективу определили мои научные изыскания и после защиты. Такое человеческое и профессиональное неравнодушие ведь тоже воспитывает! Я сейчас бываю на защитах диссертаций, вижу, насколько формально они проходят.

- Вы считаете, ту университетскую атмосферу можно восстановить?

- Как ректор федерального университета мечтаю об этом, потому, наверное, и рассказала о своих воспоминаниях так подробно.

Сейчас, когда уже прошли встречи с коллегами по СКФУ, я все больше убеждаюсь, что принципы подготовки в магистратуре и аспирантуре нужно менять. Как и кого из молодых людей мы готовим к исследовательской работе в научной лаборатории? Как и кого - для занятий научно-педагогической деятельностью в высшей школе? Как и кого – в соответствии с запросом работодателя? В зависимости от ответа на эти вопросы и должны выстраиваться разные образовательные траектории. Между ними есть существенная разница в научной специализации, они должны соответствовать разным квалификационным характеристикам.

Человек, который уходит в большую науку, являясь носителем новейших идей, разработчиком новых технологий, не склонен в аспирантский или магистерский период профессиональной подготовки заниматься штудированием фундаментальных трудов, готовиться к лекционному чтению в ближайшей перспективе основных учебных курсов, возиться со студентами, чтобы приобщать их к исследовательской деятельности. Эту миссию берут на себя другие, преподаватели-методисты, она очень важна, и ею должны заниматься люди, специально к этой деятельности подготовленные, имеющие вкус к такой работе, способные развиваться в этом профессиональном поле. Здесь есть над чем подумать и в какую сторону двигаться.

- На первой вашей пресс-конференции вы говорили, что объединяющиеся вузы уже представили каждый собственное видение дальнейших перспектив использования своего научного и педагогического ресурса в общей структуре федерального университета. Какая складывается картина?

- Действительно, все три вуза представили аналитические справки, согласно которым общий их потенциал весьма значителен. Вот, например, данные по бывшему Северо-Кавказскому государственному техническому университету. Исследования ведутся в рамках десяти научных школ по 24 направлениям. Здесь 66 научно-исследовательских и учебно-исследовательских лабораторий, пять НИИ, четыре специализированных конструкторских бюро, десять специализированных центров и так далее. Аналогичная информация по двум другим реорганизуемым университетам. Но насколько активно этот потенциал сегодня работает, насколько он интегрирован в российскую и мировую науку, предстоит еще проанализировать

Для меня, например, было открытием, что международные контакты бывшего СевКавГТУ настолько широки и серьезны. Причем это отнюдь не только обмен студентами, но и весомые совместные научные исследования.

Есть между тем проблема в том, что в силу определенной инерции в федеральных проектах (да и в международных тоже) у нас участвуют в основном вузы, расположенные, как часто говорят, «в пределах Садового кольца». То серьезное, ценное, что накоплено учреждениями высшего образования за этими пределами, вынуждено с трудом пробивать себе дорогу. Поэтому одна из задач, которую нам предстоит решить, - заявить о себе как о значимом научно-образовательном центре. И пройти путь к этому как можно быстрее.

- Это одна из стратегических задач. А тактические? Например, во всех объединяющихся университетах есть аналогичные факультеты, кафедры, направления подготовки. Что будет с этим? Правда ли, что из этих «параллелей» будут созданы в структуре СКФУ отдельные институты? Или это только предстоит определить?

- Что только «предстоит определить», говорить некорректно: времени мало. Мы сейчас активно над этим работаем, но дело движется не так быстро, как хотелось бы. Формируемая мною команда проректоров изучает предложения всех трех коллективов. По-видимому, институтов будет не более десяти-одиннадцати, по укрупненным направлениям подготовки. В рамках институтов произойдет также и укрупнение кафедр. Например, только в бывшем Ставропольском государственном университете их около 90. Это и для МГУ многовато.

Уже понятно, что среди создаваемых подразделений будут институты юриспруденции, экономики, нефти и газа, живых систем, гуманитарный, педагогический и другие.

Сложность не в том, чтобы их создать из «параллельных», как вы говорите, направлений подготовки, а в том, что территориально Северо-Кавказский федеральный университет будет располагаться в Ставрополе и Пятигорске. В приказе же № 444 сказано, что в ходе реорганизации не должны быть нарушены интересы коллективов. Это значит, что студенты, которые на сегодняшний день уже изучают экономику или юриспруденцию в Пятигорске, так и должны продолжать обучаться и жить там. А их преподаватели - работать. И только в последующем здесь возможны перемены, связанные с тем, что в подразделении СКФУ в Пятигорске будет наращиваться образовательный, научный потенциал для обеспечения развития туризма, гостиничного дела, сервиса при параллельном сокращении этого направления в Ставрополе, а другие направления подготовки там будут в течение 5 лет сворачиваться и развиваться в Ставрополе. Я за то, чтобы не придавать этим процессам излишнее ускорение, которое для кого-то может стать болезненным, дискомфортным. На объединение нам отведен год, и я надеюсь, что за это время мы сможем «устаканиться». Во всяком случае, по плану-графику, составленному во исполнение приказа, мы движемся заданным учредителем курсом в намеченные сроки.

Вовремя началась и вступительная кампания. Мы постарались объяснить абитуриентам и их родителям, что как дети собирались поступать, например, в СГУ или СевКавГТУ, так они пока туда и поступают, на заявленные ранее направления и специальности. Но после завершения реорганизации и объединения вузов в одно юридическое лицо ректор СКФУ издаст приказ о зачислении поступивших на первый курс в Северо-Кавказский федеральный университет. Сейчас абитуриент, сдавая документы, получает памятку, где это сказано, и расписывается в знак согласия. Думается, что этот простой прием помогает убрать слухи и «страшилки», каких вокруг создания СКФУ ходит немало. Студенты же других курсов напишут заявления о переводе их в СКФУ, который уже в ближайшие дни вой­дет в реестр юридических лиц как объединенный университет.

- Ясно ли уже, какая судьба ожидает в связи с реорганизацией лицей-интернат для одаренных детей Ставропольского края, который до сих пор работал при СевКавГТУ?

- Думаю, самая благоприятная. В рамках новой федеральной целевой программы развития образования с 2011 по 2015 год отдельное направление связано с созданием при ведущих университетах страны подобных школ, лицеев-интернатов для детей, обнаруживших, как корректно говорят психологи, признаки одаренности («признаки» – именно так следует относиться к обнаруженным способностям, ибо то, что родителям и педагогам кажется проявлением у ребенка большого таланта или даже гениальности, часто в более взрослом возрасте перестает так оцениваться, выдающиеся способности не всегда подтверждаются). Для успешного произрастания таланта на средней и старшей ступенях школы нужна особая среда. Сеть лицеев-интернатов, где ее возможно организовать, как я уже сказала, будет развиваться вокруг крупных университетов. При нашем же федеральном университете такой лицей есть, у него десятилетняя история, и мы сделаем все необходимое для его развития.

- Он будет финансироваться из бюджета?

- Это моя принципиальная позиция: лицей будет бюджетным, обучение в нем для ребят - бесплатное. Как известно, способности детей и заработки их родителей далеко не всегда сопрягаются. Кроме того, состоятельная семья, как правило, находит возможность отправить ребенка учиться за рубеж, в элитную школу вроде лондонского Итона, в Швейцарию и т.д. А наша забота состоит в том, чтобы способные дети из обычных, со средним достатком, или из малообеспеченных семей оказались в поле государственной поддержки. Понятно, что хорошее образование и благоприятная развивающая среда по определению не могут быть дешевыми, в это нужно вкладывать солидные деньги. До сих пор в бюджете университета их не было, но я надеюсь, что мы совместно с нашим учредителем изменим ситуацию и лицей заработает по-другому. Он станет учебным заведением для одаренных школьников уже не только Ставропольского края, а для детей всего Северо-Кавказского федерального округа.

Хочу подчеркнуть, что это не должно вызывать в умах тот резонанс, что-де из всех республик Северного Кавказа «понаедут», и ставропольским детям останется мало мест. Подобные образовательные центры создаются сейчас при университетах во всех субъектах СКФО, а при некоторых они существовали и раньше. И в каждом субъекте стараются привлечь самую талантливую, самую перспективную молодежь, чтобы она осталась на малой родине. Представления, что все талантливые школьники или абитуриенты ринутся в Ставрополь, чтобы здесь остаться, - обывательские. Это миф.

- А разговоры о том, что предполагается квотирование мест в федеральном университете для абитуриентов из северокавказских республик?

- Они тоже реальности не соответствуют. Квоты не предусмотрены. Мы живем в едином правовом пространстве, и любой гражданин России вправе представить свои результаты ЕГЭ в любое высшее учебное заведение страны. Да, существуют целевые наборы: субъект РФ - в том числе, конечно, и республики Северного Кавказа - может обратиться с просьбой о целевых местах к учредителю того вуза, подготовка специалистов в котором интересна этому региону. Например, если в самом субъекте нет таких направлений подготовки или если нужных специалистов готовится мало. И учредитель будет принимать решение.

Но в том контексте, о котором вы говорите, нет предпосылок для квотирования целевых мест в СКФУ. Субъекты Северного Кавказа кадры для себя готовят вполне успешно. Есть единичные, может быть, случаи: к примеру, подготовка уникальных специалистов по нанотехнологиям в бывшем уже теперь СевКавГТУ. Но каждый регион должен обосновать необходимость в таких кадрах: какое производство он собирается в ближайшей или среднесрочной перспективе создавать? Для чего ему понадобятся специалисты с подобным узким профилем и т.д.

- Какие еще мифы вы, может быть, хотели развеять со страниц нашей газеты?

- «Страшилку» о том, что Северо-Кавказский федеральный университет якобы - о ужас! - станет центром исламского образования. Говорила об этом уже не раз, и к вашим читателям тоже хочу обратиться: не верьте этим досужим домыслам. Как в светском государстве светский университет может стать образовательным центром какой-либо конфессии? Это все невозможно по действующему в стране законодательству.

Другое дело, что федеральный университет должен взять на себя задачу обеспечить качественное светское образование - в сфере знания истории, культуры, традиций, особенностей всех конфессий. Это поможет нам лучше понимать друг друга, более уважительно относиться к представителям всех конфессий.

- Предполагается, что федеральный университет станет важным фактором геополитического влияния на Северном Кавказе. Как вам это видится?

- Перед нами поставлена задача, опираясь на серьезную финансовую поддержку государства, используя, если хотите, административный ресурс, создать мощные кластеры, которые объединяли бы науку, образование, инновации в СКФО и в конечном итоге позитивно повлияли на устройство всех сторон нашей жизни в округе.

На решение этой задачи нам выделяют 7 млрд рублей. Но уже через пять лет мы должны обеспечивать себя сами - мощно развиваться, зарабатывать, используя потенциал, который есть в университете.

Недавно пришло неожиданное письмо из Пятигорской государственной фармацевтической академии: они хотят к нам присоединиться. Может, и другие вузы изъявят такое желание, если мы станем по-настоящему привлекательны.

А для этого нужно сейчас, на этапе реорганизации, выработать понимание, куда мы движемся, на что ориентируемся. Конечно, какая-то часть коллектива мало верит в успех - инерция очень сильная. Студенты на форумах пишут: ничего не изменится, придут новые люди и тоже будут «деньги делать»... Грустно и горько, что в умах молодых такие представления. Но ведь не без оснований, наверное.

Очень важно, чтобы и студенты, и педагогический коллектив поверили, что можно изменить ситуацию, что можно избавиться от коррупции, которая есть сейчас в каждом вузе. А поверят в это, когда увидят, что те, кто поступил с дутыми баллами ЕГЭ, быстро обнаружили неспособность учиться в вузе, после первой же сессии были отчислены, потому что ни за какие деньги оценки купить нельзя.

Я мечтаю, чтобы с годами в университете сложилась атмосфера большой семьи. Чтобы принадлежность к выпускникам СКФУ ценилась в обществе так же высоко, как принадлежность к питомцам Гарварда, Оксфорда или Кембриджа. Чтобы люди с гордостью говорили: «Моя alma mater – Северо-Кавказский федеральный университет!».

«Очень важно, чтобы поверили»
Газета «Ставропольская правда»
20 июля 2012 года