На Ставрополье к концу 2012 года «реанимируют» четверть домов, нуждающихся в ремонте
Путь к этой цели, понятное дело, нелегкий: еще дает о себе знать советское прошлое, когда состояние жилищного фонда и коммуникаций было сугубо государственной заботой и население многоэтажек попросту не задумывалось о том, кто, например, ответственен за починку крыши или своевременную замену труб в подвале… В числе первых предпринятых властями шагов по развитию в нашей стране института собственников жилья значились масштабный капитальный ремонт многоквартирных домов и сокращение фонда, признанного непригодным для проживания. По прошествии нескольких лет определенными достижениями в этом плане может похвастать и Ставрополье.
О полученных за несколько последних лет результатах и остающихся в повестке дня проблемах реформирования жилищного и коммунального хозяйства мы беседуем с первым заместителем председателя краевого комитета по ЖКХ Ольгой СИЛЮКОВОЙ.
- Меры, предпринимаемые региональными органами власти для обеспечения сохранности жилищного фонда, предполагают в числе прочего и контроль за его техническим состоянием, а также своевременным выполнением работ по ремонту жилья. Комитетом по ЖКХ была разработана краевая адресная программа по капитальному ремонту многоквартирных домов. Ольга Александровна, насколько успешной можно назвать ее реализацию?
- Прежде всего напомню, что масштабный капремонт многоквартирных домов в крае стал возможен благодаря финансовой помощи Фонда содействия реформированию ЖКХ. Соответствующий федеральный закон о нем был принят в 2007 году - он определил условия финансирования капитального ремонта жилищного фонда за счет федерального, региональных и муниципальных бюджетов, а также средств собственников квартир. Ставропольский край довольно активно участвует во всех мероприятиях Фонда ЖКХ с 2008 года и за это время получил одобрение целого ряда своих заявок.
Так, если учесть планы на нынешний год, то на Ставрополье в общей сложности за пять лет будет отремонтировано 1552 дома, условия проживания улучшат 166 тысяч 850 человек.
Стоит отметить, что поначалу в реализации краевой программы по капремонту многоквартирных домов участвовали исключительно города. Это понятно, ведь они имеют больше возможностей для выполнения требований Фонда - у них весомей бюджетный потенциал, на коммунальном рынке присутствует частный бизнес, горожане охотнее соглашаются взять на себя часть затрат по ремонту домов и т. д. Однако со временем нам удалось вовлечь в процесс капитального ремонта жилищного фонда и сельские территории. Уровень жизни населения там невысок, как, собственно, и бюджетная обеспеченность большинства ставропольских поселков и станиц. То есть финансовая помощь Фонда ЖКХ была, по сути, единственной возможностью «реанимировать» многоквартирный жилищный фонд на годы вперед.
В частности, в программу 2011 года комитетом по ЖКХ были включены 16 муниципалитетов. Наряду со Ставрополем, Пятигорском, Кисловодском, Георгиевском, Буденновском, Невинномысском и Железноводском активно себя проявили и небольшие поселения. Капремонт многоквартирных домов удалось провести в станицах Александрийской, Лысогорской, селе Новозаведенном Георгиевского района, поселках Большевик, Красочный и Советское Руно Ипатовского района, станице Ессентукской и поселке Пятигорском Предгорного района, а также селе Александровском - райцентре одноименного района.
Итоги по прошлому году таковы. Было отремонтировано 88 многоквартирных домов, где проживают более шести тысяч человек. Основной, упор, как и ранее, нами делался на самые «больные» места - ремонт кровли, подвалов и фасадов, замену лифтов и инженерных сетей.
Кстати, при капитальном ремонте в нескольких муниципалитетах удалось позаботиться и об энергетической эффективности жилья. Яркий пример - станица Ессентукская Предгорного района. Там на всех девяти отремонтированных многоквартирных домах были утеплены фасады, а также заменены коммуникации и кровля. Семь двухэтажек теперь пользуются солнечными модулями, аккумуляторными батареями, а также автоматическими устройствами контроля заряда и светильниками со светодиодными лампочками. Все это позволило отключить места общего пользования и придомовую территорию от центрального энерго-снабжения. Освещение там происходит за счет энергии солнца. Соответственно, собственники при эксплуатации домов существенно экономят - в среднем по каждому дому ежемесячно до двух тысяч рублей.
- Насколько я знаю, в 2012 году программа по капремонту жилищного фонда в крае не сбавляет оборотов. У муниципалитетов уже не возникает проблем с выполнением условий вхождения в нее? Или они просто стали активнее, поняв реальную выгоду от сотрудничества с такими федеральными структурами, как Фонд ЖКХ?
- Действительно, наш комитет провел большую работу по подготовке ряда территорий к реформированию жилищно-коммунальной отрасли, в частности - проведению работ по ремонту многоквартирных домов. В итоге они смогли достичь показателей, необходимых для того, чтобы можно было рассчитывать на федеральное финансирование. В итоге за счет всех источников на капремонт в этом году будет направлено 548,3 миллиона рублей. Из них вклад Фонда ЖКХ превышает 396,9 миллиона. Эти деньги позволят привести в порядок 161 многоквартирный дом, и условия проживания улучшат более одиннадцати с половиной тысяч ставропольцев.
Участниками программы стало рекордное по сравнению с предыдущими годами число муниципальных образований. Таковых сейчас двадцать одно. Особо подчеркну, что в первоочередном порядке средства были распределены между заявками, поданными сельскими и городскими поселениями края, ранее не получавшими финансовую поддержку за счет Фонда ЖКХ. Так, для проведения капремонта жилья наконец «созрели» Ново-александровск, поселки Горьковский, Краснозоринский и Присадовый Новоалександровского района, село Винсады Предгорного района, поселок Правокумский и Бургун-Маджарский сельсовет Левокумского района, село Новоселицкое.
Второй год подряд средства из Фонда ЖКХ получают муниципалитеты с низким уровнем бюджетной обеспеченности: село Александровское, сельские поселения Ипатовского и Предгорного районов. Ну и конечно, 2012 год не обойдется без городов - «передовиков» по капремонту - Ставрополя, Кисловодска, Пятигорска, Железноводска, Буденновска и Невинномысска.
Практика показала, что многое зависит от желания перемен на местах. Ведь краевой комитет по ЖКХ работает с теми территориями, которые очень хотели привлечь деньги на ремонт жилья, поначалу даже не имея четкого представления, с чего начинать. Один из последних примеров - Ипатовский район. Там изрядно обветшало жилье, возведенное в свое время некогда процветавшими совхозами. Требования Жилищного кодекса о своевременном избрании способа управления многоквартирными домами не выполнялись, в сельских поселениях отсутствовали управляющие компании. Но у муниципалитетов появилось желание реально преломить ситуацию.
В итоге созданы местные программы реформирования ЖКХ, на рынок успешно зашла управляющая компания, и процесс пошел… Конечно, локомотивом послужили примеры других районов.
Цель работы комитета в рамках реализации программы капремонта заключается как раз в том, чтобы подготовить для участия в ней как можно больше территорий. Нежелание конкретного муниципалитета работать с жилищным фондом не должно быть причиной того, что местное население не получит тех благ, на которые оно может рассчитывать.
Населенных пунктов, которые я могу назвать в качестве потенциальных участников программы, в крае еще минимум два десятка. В первую очередь, это по-прежнему «отвиливающие» от ремонта жилья районные центры - Ипатово, Дивное, Светлоград, Нефтекумск, Зеленокумск, Благодарный…
- Если Ставрополью удастся выполнить программу на «отлично», каков по итогам 2012 года будет процент отремонтированных в крае домов? Реально ли в регионе в скором времени решить проблему «реанимации» жилищного фонда?
- По последним данным, на Ставрополье 6533 многоквартирных дома требуют капремонта. За пять лет - с 2008 по 2012 год, как я уже упомянула, удастся привести в порядок чуть больше полутора тысяч, что составляет 24 процента от имеющейся потребности. Понятно, что каждый год к порогу физического износа подходят все новые объекты. Если же посчитать от общего количества многоквартирных домов, то к концу этого года будет отремонтировано 16 процентов от их числа.
По ориентировочным подсчетам, для приведения жилищного фонда Ставрополья в технически исправное состояние требуется около 50 миллиардов рублей. Понятно, что, если Фонд ЖКХ в ближайшее время прекратит свою работу, что анонсируют федеральные власти, «за бортом» останется немало нуждающихся в ремонте домов. Наш дотационный регион однозначно не потянет это бремя. Не по карману приводить в порядок некогда запущенный жилищный фонд и собственникам… На мой взгляд, логично продолжать начатое дело. И если бы федеральное финансирование работ по приведению в порядок жилищного фонда осуществлялось примерно в тех же объемах, что и сейчас, Ставрополье в течение ближайшей перспективы решило бы проблему.
- Ольга Александровна, хочу спросить о качестве выполненного ремонта. Краевой комитет по ЖКХ проводит мониторинг, насколько он соответствует действующим нормативно-техническим и проектным документам, соблюдаются ли условия договоров между производителями услуг и собственниками. Ставропольцы часто выражают недовольство?
- Наверное, несколько удивлю вас своим ответом. Но жалоб к нам поступает сравнительно немного. Как бы банально это ни звучало, но в тех домах, где люди проявили активную позицию, контролировали ход ремонта и настаивали на устранении недостатков, не подписывая до последнего акты приемки работ, результат отличный. А вот где дело было пущено жильцами на самотек, порой появлялись проблемы.
Отрицать не буду, встречаются недобросовестные компании, пришедшие на рынок с целью обогатиться за счет федеральной казны. Но таких фактов единицы. Первый год работы с Фондом ЖКХ научил, что с этими деньгами шутить нельзя. Их расходование досконально проверяет целый ряд структур, и зарабатывать на завышенной цене материалов, невыполнении каких-то объемов работ подрядчикам выходит себе дороже. К ним пристальное внимание проявляют подразделения полиции, Росфиннадзор, прокуратура.
Тщательно проверяет итоги реализации программы и сам Фонд. Совсем недавно его специалисты гостили в крае, оценивая качество проведенного ремонта и эффективность расходования средств. Из трех городов, где побывала рабочая группа Фонда, ряд замечаний получил только Невинномысск. Я это связываю с тем, что в прошлом году он впервые участвовал в программе и еще не накопил достаточного опыта. Но и там выявленные дефекты уже устранены, серьезных просчетов допущено не было, просто кое-где нарушили технологический процесс при производстве работ. А вот муниципальные власти Ставрополя и Пятигорска получили высокую оценку.
И сейчас обращения населения, как правило, содержат не жалобы на подрядчиков или исчезновение денег. Все чаще звучит вопрос: мол, почему та или иная многоэтажка не попала в программу капитального ремонта?
- Говоря о контроле за использованием жилищного фонда, нельзя обойти и другой аспект. В крае существует перечень жилых домов, признанных непригодными для постоянного проживания. Как органами власти региона решается проблема расселения их обитателей?
- Здесь также задействованы средства Фонда ЖКХ. Однако, как уже сообщала ставропольская пресса, наш край, к сожалению, попал в «черный» список. Не так давно Фонд приостановил финансирование программ региона по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Но это не означает, что деньги навсегда потеряны. Уже до конца лета санкции для Ставрополья могут быть отменены: все зависит от муниципалитетов, участвующих в программах по переселению. Некоторые из них по разным причинам сорвали сроки ввода в эксплуатацию новостроек для «переселенцев», но для нерасторопных были установлены жесткие рамки, чтобы нормализовать ситуацию. К концу июля наш комитет должен представить в Фонд ЖКХ окончательный отчет по реализации программ переселения. Уверена, что край справится. Замечу, что наш регион не единственный - с переселением «опаздывает» еще 21 российский субъект.
Конечно, с одной стороны, обидно - краевой комитет по ЖКХ со своей стороны ни разу не подвел муниципалов. Мы вовремя формировали и утверждали соответствующие краевые адресные программы, добивались необходимых субсидий, помогали на местах в процессе реформирования жилищно-коммунальной сферы, защищали заявки в Фонде ЖКХ… И при этом не все муниципалитеты спешат исполнить свои обязательства.
Хотя, с другой стороны, конечно, вряд ли стоило надеяться, что сразу все пройдет гладко. Кое-где есть и вполне объективные причины промедления. Допустим, в число отстающих попал Железноводск: там местные власти изначально переоценили свои возможности и сразу заявили большое количество жилья к переселению. Теперь застройщики не успевают выполнить весь объем работ.
А в поселке Первомайском Минераловодского района практически не было опыта строительства многоквартирного жилья. В Георгиевске же из-за передела собственности у строительной фирмы, возводившей дом для «переселенцев», начались финансовые проблемы… Все объективные причины срыва программ по переселению ставропольцев из ветхого жилья мы оперативно пытаемся устранить. Намного сложнее решать проблемы, когда их породили банальная расхлябанность и безответственность.
Кстати, на недавнем селекторном совещании глава Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин предложил регионам представить списки застройщиков, срывающих программы по переселению, в те СРО, где они состоят. Будем надеяться, что профессиональное сообщество окажет на нерадивых строителей какие-либо меры воздействия.
- Тем не менее есть же и успешные примеры. Сколько ставропольских семей все же справили новоселье и забыли про бытовые неудобства?
- На начало реализации краевых программ по переселению граждан из аварийного жилья в разряд такового в крае было отнесено 427 многоквартирных домов общей площадью 13,7 тысячи квадратных метров. В них проживает 7,9 тысячи человек. Не для всех пока, к сожалению, можно прогнозировать скорое переселение в новые квартиры.
За последние четыре года в крае были утверждены восемь соответствующих адресных программ, они включили 281 аварийный многоквартирный дом в 22 муниципалитетах. Общий объем финансирования программ составил чуть менее двух миллиардов рублей, из которых львиная доля - 1,382 млрд - традиционно поступила из Фонда ЖКХ, вклад краевой казны составил около 460 миллионов рублей, местных бюджетов - 138,5 миллиона.
Из восьми программ одна финишировала в 2010 году. В Ставрополе и Михайловске было расселено 427 человек и ликвидировано 23 аварийных дома.
В стадии завершения сейчас программы переселения ставропольцев, принятые в 2010 году и рассчитанные до конца 2011-го. Одними из первых справятся Невинномысск и Ессентуки. В этих городах уже идет работа по оформлению документов для заселения граждан. А в поселке Иноземцево еще в июле прошлого года в дома, построенные по быстровозводимым технологиям, заселились 267 человек. Всего в программах 2010 года приняли участие девять муниципальных образований, и они должны расселить 2045 человек из 115 аварийных домов.
Кстати, в рамках программ 2010 года впервые в крае в Невинномысске, Изобильном и Иноземцево построены многоквартирные жилые дома по быстровозводимым технологиям: из готовых панелей, произведенных по индивидуальному заказу. Подобный опыт строительства зданий накоплен во многих странах и регионах России. Основной особенностью новой для края технологии является применение тонколистовой оцинкованной стали в несущих конструкциях. Специалисты отмечают, что по своим свойствам такие сборные панели превосходят кирпич, дерево и бетон, лучше сохраняя тепло в помещении зимой, а летом - прохладу. При наружной отделке зданий предусмотрены различные варианты - от кирпича и блок-хауза до сайдинга и стекломагнезитового листа. При этом фасады зданий являются вентилируемыми.
В 2011 году на переселение граждан из аварийного жилищного фонда Фонд ЖКХ предоставил Ставрополью 509,8 миллиона рублей, что позволило принять еще три адресные программы, в которые вошли еще восемь муниципалитетов. На их территории расселению подлежит 90 аварийных домов и две тысячи проживающих в них граждан. С учетом долевого финансирования за счет краевого и местных бюджетов на реализацию этих программ будет выделено более 823 миллионов рублей. И около половины этих средств направлено на программу переселения с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. Дело в том, что оно является довольно перспективным направлением и позволяет обеспечить жителей края комфортным и недорогим жильем.
Что касается планов на этот год, то начали действовать еще три программы переселения из аварийного жилищного фонда. В рамках их реализации кроме ранее участвовавших ветхое жилье на своих территориях будут ликвидировать новые муниципальные образования. Это село Дивное Апанасенковского района, поселок Терский Георгиевского района, поселок Тоннельный Кочубеевского района и Ленинский сельсовет Минераловодского района. Жилищные условия улучшат 1151 человек из 64 аварийных домов.
По планам комитета по ЖКХ в результате выполнения мероприятий всех программ 2009-2012 годов аварийный жилищный фонд в крае будет сокращен на 65 процентов.
Необходимо отметить, что не все аварийное жилье может быть включено в программы по переселению. Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства финансирует расселение только тех домов, которые признаны аварийными до первого января 2010 года и стали аварийными в результате физического износа. Потому не вошло в программы 142 дома, в которых проживает более 2,6 тысячи человек, в Ставрополе, Железноводске, Кисловодске, Невинномысске, Новопавловске, Буденновске, Георгиевске, Ессентуках, Минеральных Водах и селах Донском Труновского района, Красный Октябрь Буденновского района, Курсавка Андроповского района, Грачевка Грачевского района, поселках Анджиевском Минераловодского района, Подкумок Предгорного района и хуторе Дыдымкине Курского района. На их территориях расположены дома, которые стали аварийными по иным, кроме физического износа, причинам и которые признаны таковыми после января 2010 года.
Добавлю, что помимо программ, финансируемых в рамках 185-го Федерального закона, край расселяет жильцов аварийных домов за счет собственных средств. Так, в прошлом году на эти цели было направлено 9,39 миллиона рублей. А в краевом бюджете 2012 года на эти цели предусмотрено еще около 40 миллионов.
- Не могу не задать вопрос об энергетической эффективности жилья. Ставропольский край один из немногих регионов, который выбран Фондом ЖКХ для строительства малоэтажных домов с применением современных энергосберегающих технологий и повышенными требованиями к энергоэффективности. Как с этим обстоят дела?
- Безусловно, комитет по ЖКХ отслеживает ситуацию. В Изобильном проект выходит на финишную прямую, и сейчас на стадии завершения строительство двух малоэтажных жилых домов с использованием энергоэффективных технологий. Это потребовало выделения дополнительных средств из краевой казны и бюджета города Изобильного в размере 24,8 миллиона рублей.
В «домах будущего» - именно такое название они получили в России - будут установлены геотермальные тепловые насосы для обеспечения отопления и горячего водоснабжения, солнечные коллекторы и так называемые фотоэлектрические батареи для выработки электрической энергии. Для снижения энергопотребления в энергоэффективных домах предусмотрена установка пластиковых окон, оборудование вентилируемого фасада, усиленное утепление полов первого этажа, установка энергосберегающих светильников и датчиков движения в местах общего пользования.
В результате в энергоэффективных домах ожидается сокращение энергопотребления примерно на 30 процентов и снижение оплаты жилищно-коммунальных услуг примерно на 20 процентов.
- Понятно, что решить все проблемы, копившиеся в отрасли десятилетиями, нереально одним махом. Однако приоритеты реформирования отечественного жилкомхоза четко определены. Ольга Александровна, давайте на них кратко остановимся.
- Нужно понимать, что реализация 185-го Федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» преследовала своей целью не только и даже не столько капремонт жилья и ликвидацию ветхих домов, сколько перевод всей системы жилищно-коммунального хозяйства в стране на новые рельсы.
Реформа предполагает, что жилищный фонд станет эффективно управляться и использоваться. Потому можно сказать, что средства, выделяемые регионам на протяжении нескольких лет, - это в большей степени приз для органов местного самоуправления и собственников за активность, проявленные усилия и готовность принимать самостоятельные решения. Цель реформы в локальных случаях можно считать достигнутой, если к жильцам многоквартирных домов и муниципалитетам пришло понимание: от их инициативы и взаимопонимания зависит то, в каких условиях они живут. Например, должно появиться осознание, что именно собственники несут обязательства не только за поддержание надлежащего состояния жилого дома, но и прилегающей территории. А в случае если она будет оформлена в соответствии с требованиями законодательства, у людей появляются конкретные права на нее. А вместе с ними приходит и уверенность, что завтра местные власти без их разрешения не начнут строить под окнами парковку или торговый центр.
Безусловно, в процессе реформирования на коммунальный рынок должен прийти частный бизнес, который на вполне понятных ему условиях и при наличии государственных гарантий будет инвестировать в развитие отрасли.
- И есть ли успехи?
- На мой взгляд, они очевидны. За последние годы собственники быстро постигают «коммунальную» грамоту. Очень многие потратили время, изучили документацию и законодательство и теперь знают, за что и сколько они платят управляющим компаниям и ресурсоснабжающим организациям. И, соответственно, люди требуют адекватного результата. То есть сейчас выстраивается диалог между населением и коммунальщиками. Если в первые годы собственникам диктовали правила, то сегодня уже немало обратных примеров.
14 июля 2012 года