Игры ХХIII Олимпиады в Лос-Анджелесе в 1984 году Россия и соцстраны пропустили
После сообщений о крупных финансовых потерях организаторов Игр-76 в Монреале (выплату долга в 5 млрд$ Канада завершила только в 2006 году!) лишь Лос-Анджелес и Нью-Йорк выразили готовность принять очередной форум. Впервые столь масштабные состязания были организованы и проведены без государственного финансирования. Забегая вперед, замечу, что отданная частным инвесторам Олимпиада имела не только высокую организацию и прекрасное информационное обеспечение, но и принесла ее хозяевам прибыль. Итак, в Лос-Анджелес спустя более полувека снова должны были съехаться сильнейшие спортсмены современности. Почему же должны были? А потому что бумеранг бойкота, запущенный американцами четыре года назад, вернулся к ним. Накануне Дня Победы (8 мая 1984 года) Олимпийский комитет СССР объявил о бойкоте игр в США. Это был ответный демарш наших политиков за обиду четырехлетней давности, своеобразное «око за око, зуб за зуб», хотя официальной причиной была названа опасность, якобы угрожавшая советским спортсменам в столице Калифорнии. Решение Москвы о бойкоте поддержали почти все страны соцблока за небольшим исключением.
Как ни прискорбно, но лозунг «Спорт вне политики» в очередной раз не нашел своего подтверждения на практике: законы двойной морали никто не отменял. Совершенно справедливо четырехлетие назад утверждая, что американских атлетов попросту предало собственное правительство, и откровенно насмехаясь над их попытками организовать альтернативные соревнования под громким названием «Колокол свободы», наши политики не смогли придумать ничего лучшего, как собезьянничать у американцев то, что сами же недавно хаяли. Решение, разумеется, было принято «по многочисленным просьбам трудящихся» и «дружно поддержано всеми советскими спортсменами». В пику Олимпиаде состоялись альтернативные соревнования «Дружба-84». Так олимпийская история была лишена нескольких ярких страниц, восполнить которые не удастся уже никогда. Для лишенного счастья олимпийских побед целого поколения советских спортсменов это был удар, как говорится, ниже пояса.
История не приемлет сослагательного наклонения, но некоторые аналогии все же напрашиваются. Мы не приняли участия в Играх 1984 года не потому что были не готовы, а потому что высшее руководство страны боялось уступить американцам! Хотя перед Лос-Анджелесом ситуация складывалась явно в нашу пользу: после Олимпиады-80 советские спортсмены получили прекрасное финансирование, у нас были суперсовременные спортсооружения, шикарные тренировочные базы. Результаты спортивного сезона-83 говорили о том, что на Играх-84 советская команда могла реально претендовать на 62 золотые медали (против 40 у сборной ГДР и 36-38, пусть даже 40, американских). Только представьте себе международный резонанс от нашей победы над идеологическим противником на его территории! И она была абсолютно реальна, что, собственно, и подтвердили Игры 1988 года в Сеуле, где мы по инерции в пух и прах разбили всех.
Бывший тогда зампредседателя Спорткомитета СССР Анатолий Колесов (олимпийский чемпион по классической борьбе 1964 года в Токио) вспоминал, что руководивший в то время главным спортивным ведомством страны Марат Грамов не был категорически против нашего участия в этих Играх, но относился ко всему с большой настороженностью.
- Понять его было можно, поскольку на него оказывалось колоссальное давление сверху, - говорил Анатолий Пантелеймонович, - практически еженедельно поступали директивы из ЦК КПСС и КГБ. А вот старший тренер сборной СССР по волейболу того периода Вячеслав Платонов утверждает, что никаких сомнений в том, что Грамов сам не хотел везти команду в Лос-Анджелес, у него нет.
- Зимой 84-го он проиграл по золотым медалям зимние Игры в Сараево, и второе подряд крупное поражение (даже не американцам, а восточным немцам) наверняка стоило бы ему должности, - говорил Вячеслав Алексеевич, - и ни о чем ином этот «брошенный на спорт» замзавотделом ЦК, чей запас спортивных терминов состоял из слов типа «волетбол» да «лесопед», заботиться не мог.
Как бы там ни было, решение Национального олимпийского комитета СССР о бойкоте Игр-1984 навсегда останется позором нашего спорта. Любопытно, что только в Венгрии и лишь в 1998 году додумались всем спортсменам, вынужденно оказавшимся за бортом Олимпиады-84, выплатить денежную компенсацию за моральный ущерб.
Хотя из-за бойкота в Играх не смогли принять участие 125 действующих чемпионов мира, состязания в Лос-Анджелесе собрали участников из почти вдвое большего количества стран, нежели московские. Впрочем, количество не всегда говорит о качестве: все-таки в Москве было больше установлено мировых (36 против 11) и олимпийских (61 против 36) рекордов, да и сами американцы признавали, что уровень результатов на Играх-1984 невысок. Победитель четырех Олимпиад дискобол Альфред Ортер безапелляционно заявил, что без сильнейших атлетов из соцстран путь к медалям прост, а сами Игры являются, по сути, открытым чемпионатом США.
Объективности ради признаем, что на тех Играх было показано и много выдающихся результатов. Всего около семи тысяч спортсменов из 140 стран разыграли 221 комплект медалей по 23 видам спорта. Впервые в программу Игр были включены художественная гимнастика и синхронное плавание.
Только бойкот помешал американскому легкоатлету Карлу Льюису дебютировать в Москве. На «домашней» же Олимпиаде он стал героем Игр, сумев повторить рекорд Джесси Оуэнса 1936 года, выиграв четыре золотые медали в беге на 100 и 200 метров, эстафете 4 x 100 и в прыжках в длину, за что от языкатых журналистов был удостоен прозвищ Сын Ветра и Король Карл. В беге на 400 метров с барьерами не было равных его соотечественнику Эдвину Мозесу, ставшему олимпийским чемпионом второй раз (до этого в Монреале-76). За 10 лет (с 1977 по 1987 год) этот феноменальный бегун выиграл 122 забега подряд!
Удачно выступили на Олимпиаде румынские гимнастки во главе со своим новым лидером Екатериной Сабо, занявшей второе место в многоборье, в команде и на бревне и выигравшей опорный прыжок и вольные упражнения, а абсолютной чемпионкой игр стала американка Мэри Лу Реттон. Особенно удачно выступили спортсмены Румынии в гребле: шесть золотых медалей принесли команде «академики» и две - гребцы на байдарках и каноэ. Для румынского каноиста Ивана Пацайкина Лос-Анджелес стал пятой олимпийской столицей, а сам он стал чемпионом четвертой Олимпиады, выиграв «золото» в двойке на дистанции 1000 метров. Лишь в Монреале ему пришлось удовольствоваться «серебром», а всего в его коллекции по четыре золотые и серебряные медали. Финну Пертти Карппинену удалось повторить выдающееся достижение советского гребца Вячеслава Иванова и стать победителем третьей Олимпиады в одиночке, а новозеландский байдарочник Ян Фергюсон стал трехкратным чемпионом - в одиночке, двойке и четверке. В плавании в девяти из 15 дисциплин среди мужчин и в 11 из 14 женских победа досталась хозяевам. Сопротивление им смогли оказать Михаэль Гросс из ФРГ, выигравший по две золотые и серебряные награды, и канадец Александр Бауман (два «золота» и «серебро»).
Впечатляющий пример психологии преодоления продемонстрировала история борца-супертяжеловеса греко-римского стиля из США Джеффа Блатника. Накануне Игр у него был обнаружен рак, и, невзирая на это, он выиграл золотую медаль в классической борьбе!
Свою первую золотую олимпийскую медаль выдающаяся прыгунья в высоту Ульрике Мейфарт из ФРГ выиграла еще в Мюнхене-72 в 16 лет. Тогда лишь третий номер своей команды, она улучшила свой результат на семь сантиметров и повторила мировой рекорд (192 см). В 1976 году спортсменка не прошла в финал, а в 1980 г. ФРГ бойкотировала московские игры. Прыгнув в Лос-Анджелесе на 202 см, Мейфарт заработала вторую золотую медаль Олимпиады спустя 12 лет!
Удачно выступили в игровых видах спорта представители Югославии, первенствовавшие в гандбольных турнирах и состязаниях ватерполистов и ставшие третьими призерами в мужском баскетболе и футболе. А победу в футбольном турнире, предварительные матчи которого проходили во многих близлежащих к Лос-Анджелесу курортных городках, в том числе и знаменитой Санта-Барбаре, одержала команда Франции.
В отсутствие сборной СССР и других претендентов на награды из команд соцлагеря в неофициальном командном зачете первенствовали американцы. Они выиграли на три «золота» больше, чем сборная СССР четырьмя годами ранее (83 медали), но по общему количеству наград (174) уступили рекорду советской сборной 21 медаль. Как никогда успешно выступили не присоединившиеся к бойкоту спортсмены Югославии, Румынии и Китая. Ну когда бы еще сборная Румынии смогла занять второе место? У румын 53 медали, 20 из которых высшей пробы. На третьем месте спортсмены ФРГ, у которых 59 наград, 17 из которых золотые.
О состязаниях игр XХIV Олимпиады в Сеуле читайте в очередном выпуске «Олимпийского архивариуса».
23 июня 2012 года