Федеральная миграционная служба России отмечает 20-летие
Причем перечень оказываемых населению услуг сегодня таков, что в них нуждается каждый. А отсюда и особая ответственность территориальных органов и подразделений службы, о чем в канун юбилея рассказывает начальник УФМС России по Ставропольскому краю Александр БОЙКОВ.
- Александр Михайлович, доводилось слышать, что ФМС была создана в 1992 году не от хорошей, что называется, жизни: после развала СССР сотни тысяч людей добровольно или вынужденно стали мигрантами.
- Сложившаяся в 1990-х ситуация действительно требовала принятия экстренных мер, в том числе и в сфере управления миграционными потоками с целью перехода от царившей здесь на первых порах стихии к порядку. Но уверен, что миграционная служба как государственный институт появилась бы в любом случае. Нарастание в условиях глобализации миграционной активности населения – процесс объективный, а значит, объективной необходимостью является и наличие специальной службы с полномочиями и функциями, которыми наделена сегодня ФМС. Причем об особой значимости для государства нашей служебной деятельности свидетельствует и тот факт, что с мая текущего года руководство деятельностью ФМС осуществляет согласно указу Президента России № 636 Правительство РФ.
- Но вывод службы из структуры МВД – это ведь опять реорганизация...
- Служба постоянно находится в развитии – ФМС даже и образца 2006 года, когда паспортно-визовая служба вошла в состав миграционной службы, это не то же самое, что сегодняшняя ФМС. С одной стороны, постоянно начиная с 2002-го расширяется, поле деятельности и, соответственно, круг обязанностей. Взять, к примеру, работу по социально-экономической адаптации мигрантов, их интеграции в российское общество. С другой – возрастает и ответственность за исполнение возложенных на территориальные управления ФМС функций. Вот и нынешнее изменение статуса ФМС – это прежде всего новый, более высокий уровень ответственности.
- Есть мнение, что Ставропольский край - один из самых оживленных на Юге России миграционных «перекрестков».
- Да, это так. Достаточно сказать, что иностранных граждан в прошлом году въехало к нам свыше 82,6 тысячи человек, а россиян на постоянное жительство прибыло более 28,2 тысячи. По жизни это означает, что нет ныне уже такой сферы, на которую в той или иной степени не влияли бы миграционные процессы. А отсюда необходимость самого широкого взаимодействия с органами власти, силовыми структурами, религиозными и общественными организациями, национальными диаспорами. На сегодня нами заключено и реализуется 68 соглашений о сотрудничестве. В числе последних по времени – с управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Ставропольскому краю и Ставропольским краевым центром по профилактике и борьбе со СПИДом. Не секрет ведь, что и со здоровьем у мигрантов не всегда все в порядке, и в качестве наркокурьеров их нередко используют
- И это вдобавок к тому, что среди приезжающих в край имеются и потенциальные нарушители закона?!
- Выявление правонарушений в сфере миграции – важнейшее направление нашей повседневной работы: за 2011 год в крае выявлено и привлечено к административной ответственности около 40 тысяч правонарушителей. Отмечу, что «лидерами» по части нарушений миграционного законодательства являются не иностранцы, а россияне. Из выявленных в 2011 году правонарушений 35 процентов совершено гражданами России, тогда как доля правонарушений, совершенных гражданами Узбекистана, составляет 17 процентов, гражданами Армении и Азербайджана соответственно 16 и 8 процентов, гражданами Украины и Грузии – по два процента. А во-вторых, подавляющее большинство тех, с кем в повседневной их работе имеют дело сотрудники миграционной службы, – это законопослушные люди. И счет идет на сотни тысяч!
Паспорт гражданина России, например, в прошлом году получили более 136,8 тысячи жителей края. Плюс свыше 87,6 тысячи оформили загранпаспорта. Причем при столь высоком спросе на государственные услуги мы просто обязаны обеспечить их доступность и надлежащее качество. И не случайно у нас создано специальное отделение, которое занимается оказанием госуслуг в электронном виде и сотрудники которого без дела не сидят. Да и те, кто предпочитает Интернету личное обращение, уже не тратят сегодня время и нервы на долгое стояние в очередях. Более того, с открытием в городах и районах восьми пунктов оформления биометрических загранпаспортов отпала и нужда ехать за загранпаспортом в Ставрополь.
- А иностранцы могут рассчитывать на такую же о себе заботу?
- Из восьми услуг, предлагаемых в электронной форме, две предназначены для иностранцев, которые имеют возможность подать таким образом документы на оформление вида на жительство и получение разрешения на временное проживание. И законодателем в последнее время многое сделано для того, чтобы житейские вопросы не превращались для иностранцев в проблемы. Возьмите прошлогоднее изменение в законодательстве, касающееся регистрационного учета иностранных граждан. Если иностранец, находясь законно в России и имея на руках национальный паспорт, не встал своевременно на учет, мы не будем привлекать его к административной ответственности – наказана будет принимающая сторона. При этом регистрация иностранца по месту пребывания и для принимающей стороны не проблема. Пошел на почту, взял и заполнил там бланки, отослал письмо – и все! Мы сами поставим человека на миграционный учет.
- Выходит, учтены одновременно интересы и иностранцев, и россиян?
- А иначе и быть не может. Процессы внутренней и внешней миграции сегодня не просто весьма ощутимо влияют на социально-экономическую ситуацию в регионах и в стране в целом – налицо выраженная взаимозависимость интересов мигрантов и коренного населения. Наглядный пример – региональный рынок труда. С одной стороны, интересы российских граждан были и остаются здесь приоритетом. Право приглашать иностранцев на работу в рамках установленной квоты работодатель получает лишь в том случае, если на имеющиеся вакансии не претендуют россияне. К слову, квота на привлечение иностранных работников в край уже три года подряд сокращается. В 2012-м получить разрешение на работу по квоте могут 4449 человек, что на 10,1 процента меньше, чем в минувшем году. С другой стороны, если в таких отраслях, как, скажем, строительство, наблюдается дефицит трудовых ресурсов, то почему надо отказываться от найма граждан Узбекистана, Азербайджана, Турции и т. д.?! Они хотят заработать, край хочет увеличивать объемы жилищного строительства – интересы-то, получается, совпадают.
- И еще долго, видимо, будут совпадать, поскольку оптимизма демографическая ситуация, к сожалению, не внушает. И общая численность населения в России неуклонно сокращается, и доля россиян в трудоспособном возрасте тоже…
- У каждого региона в этом плане своя специфика. А потому органы ФМС должны не просто осуществлять постоянный мониторинг ситуации в сфере как внешней, так и внутренней миграции, но и выстраивать, выявляя доминирующие тенденции, долгосрочный прогноз. Причем не эмпирически – на основе научных данных. Идет ли речь о структуре и качестве трудовых ресурсов, о социально-экономических последствиях активизации миграционных процессов или об адаптации мигрантов, верный алгоритм действий без фундаментальной и прикладной науки, исходя только из практического опыта, сегодня не выработаешь. Именно поэтому мы высоко ценим сотрудничество с учеными Ставропольского госуниверситета, которое носит многоплановый характер.
- А сама социально-экономическая адаптация мигрантов – это способ избежать конфликтов, в том числе с коренными жителями?
- Безусловно. Мигрантофобия, которая, к сожалению, имеет место, явление весьма конфликтогенное. Но и попытки мигрантов жить в чужом монастыре по своему уставу, без оглядки на уклад жизни, на обычаи и традиции местных жителей, добром не заканчиваются. А значит, в успешной адаптации мигрантов кровно заинтересован каждый житель Ставрополья. Хотя это очень важно прежде всего для мигрантов. Либерализация миграционного законодательства создала в последние годы условия для полноценной, без конфликтов с законом жизни иностранцев в России. И они этим охотно воспользовались, подтверждением чему – патенты, которые дают иностранцам право заниматься трудовой деятельностью в сфере, не связанной с предпринимательством. В 2011 году оформлено около девяти тысяч патентов, а это не только пополнение бюджета более чем на 37 миллионов рублей. Это, по сути, легализация большого числа мигрантов, незаконно проживавших в России или незаконно осуществлявших трудовую деятельность. Но люди, вышедшие из «тени», должны еще и «вписаться» в общество, пользуясь имеющимися у них правами и исполняя свои обязанности. Тем более что есть среди иностранцев те, кто приехал с твердым желанием остаться, получив гражданство, в России навсегда.
- И много ли таких претендентов на российское гражданство?
- Немало. В 2011-м иностранным гражданам и лицам без гражданства оформлено 3,5 тысячи разрешений на временное проживание и столько же видов на жительство – в два раза больше, чем в 2010 году. При этом принято в гражданство Российской Федерации около двух тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства. Правда, с 1 июля 2009 года утратил силу пункт 4 статьи 14 закона № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», позволявший получить гражданство в упрощенном порядке. Кстати, за время действия отмененной нормы на Ставрополье было принято более 28 тысяч решений о предоставлении гражданства именно в упрощенном порядке. Но, во-первых, законодатель сделал исключение для отдельных категорий, в частности, для ветеранов Великой Оте-чественной войны. А во вторых, более длительная по времени процедура принятия гражданства – не помеха для абсолютного большинства тех, кто хочет принять его. В 2011 году в приеме в российское гражданство отказано всего по 35 заявлениям.
- И на столько же, наверное, увеличилось число жалоб?
- Нет, когда решение принято в строгом соответствии с законом и доходчиво объяснено людям, они не жалуются. Хотя обоснованных претензий мы не боимся, наоборот, недопустимой считаем ситуацию, когда проступки сотрудников, а тем более нарушения закона остаются невыявленными. И не случайно с августа 2011-го в УФМС организована круглосуточная работа «телефона доверия», по которому каждый гражданин может сообщить и о фактах коррупции, и о противоправных действиях или бездействии сотрудников как управления, так и территориальных подразделений. Но что при этом не может нас не радовать – число претензий постоянно снижается. К уполномоченному по правам человека в Ставропольском крае, например, в 2011 году поступило всего 38 обращений. Скажу больше. Намного чаще люди стали звонить в управление лишь для того, чтобы сказать добрые слова о работе наших подразделений.
- А можно ли назвать те подразделения и тех сотрудников, которые достойны в канун юбилея службы добрых слов?
- Это в первую очередь ветераны УФМС России по Ставропольскому краю: Александр Андреевич Толстиков, Юрий Митрофанович Костюков, Людмила Евгеньевна Щекинова, Лидия Ивановна Шаталова, Людмила Игнатьевна Кислякова, Людмила Павловна Иванова, Галина Степановна Никитченко... Но даже на простое перечисление фамилий действующих сотрудников, пользующихся уважением, места в газете не хватит. Надежные, доказавшие свой высокий профессионализм и свою преданность делу люди – это абсолютное большинство коллектива управления ФМС. Есть у нас проблемы и трудности, далеко не все и не всегда получается так, как хотелось бы, но за 20 лет существования ФМС сделано главное: мы имеем личный состав, который способен отвечать на вызовы времени. В том числе и в плане реализации Концепции государственной миграционной политики, проект которой вынесен сегодня на обсуждение и работа в рамках которой откроет новую страницу в истории ФМС – службы, находящейся на стремнине жизни.
9 июня 2012 года