Спектакль «А терпения у Бога слишком много».

Спектакль «А терпения у Бога слишком много».

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Спектакль «А терпения у Бога слишком много».

Спектакль «А терпения у Бога слишком много».

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Спектакль «А терпения у Бога слишком много».

Спектакль «А терпения у Бога слишком много».

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Спектакль «А терпения у Бога слишком много».

Спектакль «А терпения у Бога слишком много».

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Слишком много слуг лукавых,

Партий правых, жертв кровавых,

И растет в душе тревога,

Что терпения у Бога

Слишком много!

Эти строки из стихотворения Саши Черного легли в основу новой философско-сатирической постановки молодежного театра-студии «Слово» Ставропольского городского Дворца детского творчества.

А сам спектакль «А терпения у Бога слишком много» построен на четырех рассказах Аркадия Аверченко. Премьера спектакля состоялась, как всегда, при аншлаге.

Студийцы коснулись довольно сложных тем, поднявшись на новый, более высокий уровень актерского мастерства: глубина чувств, переживаемых на сцене, затронула души зрителей, заставляя искренне сострадать героям. Был тут и «смех сквозь слезы», когда комичность той или иной ситуации напрямую соприкасалась с реальными жизненными перипетиями. Во время спектакля приходилось ловить себя на мысли, что все эти герои живут где-то рядом… И вроде бы можно посмеяться над их глупостью, но тут же становится искренне жаль явно запутавшегося в жизни человека. Это двоякое чувство не покидает на протяжении всего представления. Хочется и впрямь заговорить стихами Саши Черного, изумившись, насколько у Бога много терпения…

Рассказы Аверченко легли в основу вынесенных на сцену миниатюр «На Волге», «Конец любви», «Павлик» и «Настоящие парни». Сюжеты историй довольно просты. Например, в первой события разворачиваются в буфетной комнате волжского парохода, где провел большую часть своей жизни главный герой – Капитоша. Его детство трудно назвать беззаботным – от отца и матери (владельцев буфета) он ежедневно выслушивает упреки, а за любое неповиновение когда-то и «ремня получал». Как-то раз глава семейства уехал по делам, а сыну дал ключи, «оказав отцовское доверие». Когда пароход отошел шагов на сто, Капитоша перестал салютовать и показал отцу кулак. С этой минуты покорный и забитый юноша расправил плечи и начал по-своему руководить буфетом. Первое, что он сделал, – «перелил в себя» бутылку французского шампанского. Почувствовав полную свободу и власть, Капитоша веселился как мог. С постояльцами заведения он распивал дорогие горячительные напитки, тратил отцовские сбережения налево и направо. «Праздник» закончился, когда главный герой понял, что у него хитростью отобрали и кафе, и все отцовские деньги…

Казалось бы, во все времена родители стараются дать своему ребенку только лучшее, но вот парадокс: в этой семье постоянные издевательства, тираническое отношение к чаду привели к полному разрушению личности. Какая уж тут семейная гармония… Конечно, тема отцов и детей интересовала многих авторов и в каждое время звучала по-разному. Но суть оставалась та же, проблема родства душ никуда не уходила, правда, Аверченко смог облечь ее в сатирические формы. К сожалению, вокруг незадачливого Капитоши оказалось слишком много черствых и безразличных людей, и ни один не протянул ему руку помощи.

Следует особенно отметить талантливую игру Алексея Щелаковского в главной роли. Ему удалось уловить тонкости натуры героя и показать его так, что зрители безоговорочно поверили и «прониклись».

В грустную и одновременно смешную ситуацию попали герои и второй миниатюры – «Конец любви». Зритель оказывается на судебном заседании, где кипят нешуточные страсти: Глафира (Ирина Мандрыкина) обвиняет Прохора (Виталий Егоров), не желающего на ней жениться. В этой ситуации сразу становится жалко судью. Он искренне пытается помочь рассорившейся паре прийти к какому-нибудь решению. Но его старания напрасны, когда герои так мелочны и расчетливы.

Чувства «понарошку» обличены и в остальных частях спектакля – «Сердце матери» и «Настоящие парни», где также затронуты проблемы отцов и детей, раскрывается трагическая история любви. А в финале звучит очень простая мысль: «любовь должна быть счастливой…».

После спектакля руководитель театра Евгений Пересыпкин признался, что работа над спектаклем шла долго: в течение девяти месяцев он «вынашивался» каждым актером, а потом еще шлифовался всей командой. А с рождением новой премьеры хочется поздравить не только самих студийцев, но и зрителей, для которых она станет хорошей возможностью заглянуть в себя. Спектакль предлагает: постарайся не задохнуться в любви к себе, умей сострадать и таким путем найти себя. Решать эти задачки будет каждый по-своему…

Лусине ВАРДАНЯН

А терпения у Бога слишком много / Газета «Ставропольская правда» / 26 мая 2012 г.