Мюзикл «Шарман-канкан» – смелая премьера в ставропольской филармонии
Смелый эксперимент, задуманный директором филармонии Валентиной Куникиной, реализовал приглашенный постановщик – главный режиссер Волгоградского государственного театра «Царицынская опера» заслуженный деятель искусств РФ Михаил Ковальчик. Его хорошо знают в нашем крае по периоду работы художественным руководителем Пятигорской оперетты, а еще – по предыдущей постановке опять-таки в Ставропольской филармонии оперы «Алеко» (и опять-таки впервые в Ставрополе!). Мы уже успели убедиться на практике: каждая такая встреча приносит много нового, действительно необычного и прекрасного.
И мюзикл тоже не подвел ожидания публики, шедшей на премьеру со смешанным чувством любопытства и опасения: что же это будет? Получилось ярко, зрелищно, задорно. Ну и, конечно, пока непривычно как зрителям, так и самим артистам. Зрителям – потому что раньше в Ставрополе видом не видывали, слыхом не слыхивали о таком искусстве, только на экране могли наблюдать пришедшие из Европы залихватски-озорные пляски. А тут – живьем! Артистам же – потому что практически всей творческой группе спектакля пришлось осваивать новый жанр и новые амплуа. Об этом они рассказывают сами, и, как нетрудно заметить, с истинным наслаждением профессионалов, окунувшихся в неизведанное.
- Чувство удовлетворения стопроцентное, – улыбается Михаил Ковальчик. – Хотя понятно, что первые показы всегда мучительны для постановочной группы: важно, чтобы все компоненты гармонично сочетались, чтобы все было красиво, чтобы не подводила звуко-, светотехника… В целом же хочу сказать вот что: Ставропольская государственная краевая филармония за два года осуществила один за другим два значительных проекта – постановку оперы «Алеко» Рахманинова и нынешнюю оригинальную переработку ростовским композитором Игорем Левиным бродвейского мюзикла. Говоря прямо, это абсолютно не филармоническое дело! Но жизнь сегодня заставляет расширять художественную палитру. Например, драма тоже активно взялась за мюзикл, хотя там сложнее с вокалом. Нет, это вовсе не значит, что драме не надо ставить мюзиклы. Но…
Как уже не раз повторял М. Ковальчик, отсутствие в Ставрополе своего музыкального театра порождает обделенность публики этим жанром. И, ей-богу, с ним нельзя не соглашаться. Он также весьма доволен работой привлеченных к участию в спектакле студентов колледжа искусств и факультета искусств СГУ: быть может, теперь они, получив диплом, не будут уезжать от нас в другие регионы. Сам же режиссер многих юных участников «Канкана» уже готов забрать в свой театр. Вообще в спектакле немало актерских удач. Например, блистателен в роли очаровательно-наивного художника Мустафы вокалист филармонии Александр Вечеркин, тот самый, который так порадовал в «Алеко» исполнением партии старого цыгана… И его партнерша, молодая солистка филармонии Мария Юрьева обещает еще не раз приятно удивить поклонников.
- Все – оркестр, хореография, хор, солисты – работали настолько самозабвенно, – в голосе режиссера восхищение смешивается с благодарностью. – Так можно сказать о каждом исполнителе. Новая солистка филармонии Марина Сивцова украсила цех вокалистов прекрасными голосовыми данными, сценической внешностью, артистизмом, умением двигаться – словом, комплексом настоящего актера музыкального театра… Знаете, сегодня, даже видя какие-то недостатки, я просто не могу о них говорить: все это скоро дозреет в процессе работы, надо лишь как можно чаще играть мюзикл на сцене. Пускай даже для наполовину заполненного зала. Важно, чтобы спектакль жил. Низко кланяюсь всем, с кем довелось поработать. И доброго пути нашему общему «ребенку»!
Успеху постановки, безусловно, в значительной мере способствовало многолетнее сотрудничество краевой филармонии с вузами: все большую популярность у молодежи приобретает специальная филармоническая программа для студенчества с участием самих студентов творческих факультетов.
- Вот почему мы хорошо знаем этих талантливых ребят, нам было легче выбирать их для участия в мюзикле, – говорит директор филармонии Валентина Куникина. – Ну а наше с ними совместное будущее зависит от того, как мы сможем их заинтересовать, и не только интересными ролями, но и еще для начала общежитием, приличными зарплатами. Вообще же работу со студенчеством будем обязательно продолжать.
Поскольку миссия филармонии просветительская – нести людям высокую музыку, этого основополагающего ориентира придерживался коллектив и в работе над новым смелым экспериментом. Напряженные репетиции, а еще больше серьезную психологическую нагрузку танцоров, перестраивавшихся с привычного ансамблю «Слобода» народного танца, вспоминает балетмейстер Людмила Панина (она немало сделала для спектакля и как художник-модельер):
- Да, мы полностью поменяли амплуа, до конца сами не верили, что получится. Конечно, танцорам всегда, во всех жанрах нужна хорошая физическая форма, и все же движения в мюзикле очень отличаются от ранее нами исполнявшихся. К тому же репетировали сразу с оркестром, вживую, ведь именно живая музыка – основа спектакля.
Мысль коллеги подхватывает дирижер симфонического оркестра филармонии Андрей Абрамов:
- Условия были довольно сложными. Музыкальный материал оригинален, но приходилось по мере его освоения гармонично соединять все партии, практически на ходу их разучивать и записывать. Однако все сплоченно работали на результат, и в этом есть свой драйв! Выручало то, что под этой крышей собрались профессионалы, и при всех сомнениях по поводу совершенно «другой» музыки, «не наших» акцентов, которые поначалу напрягали, все, по-моему, довольны. Просто по-человечески было интересно наблюдать за рождением спектакля, но поскольку оркестр находится в яме, то многие музыканты завидовали скрипачам, сидящим так, что видна сцена…
Немало сил вложила в работу с молодыми солистами спектакля их педагог, ассистент режиссера, профессор, народная артистка России Ольга Мещерякова. Среди занятых в мюзикле ее недавняя ученица Мария Юрьева, а Ильяс Батчаев и Леонид Ковалев учатся в классе ее коллеги Валентины Цаховой.
- Все они «наши», мы за них отвечаем, за их вокальный уровень, умение быть свободными на сцене, – говорит О. Мещерякова. – Приятно, что ребята в этом творческом «кипятке» приобрели грандиозный опыт, решая тысячи всевозможных задач… Спасибо дирижерам, работающим с молодыми артистами, которым выход с оркестром дается непросто. Так они растут под крылом филармонии. А благодаря им и молодая публика вернется в концертные залы. Говорят, мюзикл – легкий жанр, но вот сделать его – не такая уж легкая работа! И не надо путать это искусство с эстрадным, никакая это не эстрада! Такую «эстраду» попробуй спой без дыхания…
Хорошо поняли это и солисты камерного хора филармонии, для которых «Шарман-канкан…» – не первый опыт на пути освоения нового. Ставропольская публика недавно с восторгом приняла замечательную программу хора «Новая классика», в мюзикле же некоторым вокалистам довелось «пожить» и в образах драматических, взяв на себя целый ряд небольших, но таких выразительных ролей.
- Есть такая фраза – «музыка нас связала», и в первую очередь музыке спасибо за пережитые приятные ощущения, – поды-тоживает руководитель хора Александр Островерхов. – Да, сначала, надо признаться, отнеслись скептически, в том числе и я сам, пока не услышал музыку. А она просто восхитительна. Так что главное дело сделал автор, мы же просто заразились его вдохновением.
* * *
Явление «Шарман-канкана…» на филармонической сцене широко обсуждается первыми его зрителями, а следующие уже предвкушают встречу. Их ждут незабываемые впечатления. Конечно, придирчивый взгляд найдет в постановке какие-нибудь шероховатости, начиная с декораций, призванных создать образ Парижа, и заканчивая костюмами танцовщиц в главном хореографическом номере спектакля (кстати, одна продолжительная композиция в середине действия, показалось, выпадает из его канвы вообще). Но разбирать работу «по косточкам» – дело профессионалов. Уверена, они и сами отлично видят, что нужно сделать, чтобы наш первый мюзикл засверкал всеми своими лучшими, прекрасными гранями. Мы же воздадим должное смелости творческого коллектива, совершившего для нас это чудо.
13 апреля 2012 года