09:10, 2 июля 2010 года

Премьера оперы «Алеко» прошла в Ставрополе с успехом

Зал Ставропольской государственной филармонии начиная с понедельника три вечера подряд был полон, несмотря на то, что лето, жара, сезон отпусков, дачи, каникулы и т. п. Уже один лишь этот интерес ставропольцев к неслыханной музыкальной новинке не может не радовать, даже если это у многих отчасти пока только любопытство. Впрочем, одним любопытством все не объяснишь: последние несколько лет, особенно с появлением и развитием в краевой филармонии симфонического оркестра, показывают постоянно возрастающее число публики, привлекаемой в стены этого старинного особняка. Согласитесь, еще не так давно нам бы показались экзотикой громкие имена выступающих здесь гастролеров – музыкантов и вокалистов мирового уровня. А сегодня это уже стало хорошей традицией.

Уверена, сейчас в Ставрополе широко обсуждается эта премьера. Да ведь и событие того заслуживает. Мы увидели яркое красивое зрелище, услышали чудесную классическую музыку. Удачен выбор самого произведения для первой такой постановки на сцене филармонии: опера «Алеко» Сергея Рахманинова по поэме Александра Пушкина «Цыганы» хоть и стала для композитора первым опытом в этом жанре, но сразу принесла юному автору громкую славу, подкрепленную авторитетным мнением самого Петра Чайковского. Для нашей публики, этим жанром ныне не избалованной, как и не слишком к нему пока готовой, «Алеко» – наилучший путь к познанию высокой классики.

В целом удачен оказался и подбор исполнителей, а их задействовано немало. Фактически все творческие силы самой филармонии – оркестр, камерный хор, вокально-хореографический ансамбль «Слобода», солисты-вокалисты. Всех сумел объединить в слаженный ансамбль приглашенный постановщик – главный режиссер Волгоградского государственного театра «Царицынская опера» заслуженный деятель искусств РФ Михаил Ковальчик. Чувствуется, что и самому режиссеру было интересно поучаствовать в смелом эксперименте, надо было видеть, как радовался он в финале спектакля, выводя под щедрые аплодисменты зала счастливо улыбавшихся артистов.

Замечательно освоил новые для себя условия работы симфонический оркестр под управлением главного дирижера, заслуженного работника культуры РФ Юрия Каспарова. Речь – о созданной ради этого оркестровой яме, благодаря которой сцена стала свободна для драматургического действа. Музыканты, теперь хоть и не видные публике, внесли основной вклад в создание постановки, дав всем нам возможность от души насладиться прекрасными мелодиями. Без преувеличения блистательна была исполнительница главной роли – цыганки Земфиры солистка Пятигорского театра оперетты лауреат международного конкурса Наталья Виноградова. Вот поистине замечательное кадровое приобретение для культуры Ставрополья. Артистка счастливо сочетает в себе чудесный сильный голос, отличную московскую и европейскую школу вокала, артистизм, органику и ярко выраженную сценическую внешность. Ей удалось создать полный мощного драматизма образ страстной, цельной натуры любящей женщины, готовой ради любви на любые жертвы, даже на смерть.

Неравнозначны в спектакле основные партнеры актрисы. Признанный любимец ставропольской публики народный артист России Борис Бруснев вполне органичен в роли Алеко – «старого грозного мужа», глубоко страдающего от противоречивых чувств. Он мечется между своей, быть может, последней в жизни любовью к Земфире и жгучей ревностью, жажда мести сжигает его оскорбленное сердце. Нехватка драматического опыта с лихвой восполняется здесь опытом вокалиста высокого класса, погруженностью в характер своего героя. А вот молодой соперник Алеко в исполнении солиста Саратовского театра оперы и балета Павла Корчагина получился, к сожалению, куда более бледным, маловыразительным, статичным. Порой партнерше приходилось буквально «вытаскивать» на себе очередную сцену, и на фоне ее профессионально-самоотверженных (и успешных!) усилий партнер казался как-то еще слабее. Трудно представить, что в такого могла влюбиться сильная и независимая Земфира… Что ж, не всегда исполнитель «совпадает» со своим героем, и вполне возможно, что другой солист в этой роли еще сделает ее достойной уровня всего спектакля в целом.

На этот весьма приличный уровень с полной самоотдачей поработали вокалисты филармонии Елена Астанкова в роли старой цыганки и Александр Вечеркин в роли старого цыгана: образы получились и внешне очень колоритные, и по сути соответствующие эмоциональному накалу спектакля. Прекрасно справились с задачей артисты камерного хора под управлением Татьяны Середы, представившие очень даже выразительную цыганскую группу. А уж насколько хороши были танцоры из ансамбля «Слобода», тут и говорить много нечего: они замечательно представили танцевальную часть постановки, успешно разработанную талантливым балетмейстером Людмилой Паниной. Хореография здесь, по-моему, просто выше всяких похвал. Эдак нам, господа, и до своего балета рукой подать!..

Вообще эта первая в истории ставропольской культуры опера стала хорошим поводом, во-первых, порадоваться за всех нас – и публику, и артистов, во-вторых, убедиться в действительно великой силе настоящего высокого искусства и, в-третьих, понять, насколько ярче и интереснее может быть наша жизнь вообще. Вполне заслуженны были на премьере благодарные аплодисменты еще одному «исполнителю» – директору Ставропольской краевой филармонии Валентине Куникиной, сделавшей, наверное, самую главную работу, которая еще менее видна зрителю, чем музыканты оркестра.

Хочется верить, что этот с огромным трудом давшийся первый опыт не станет последним и жанр оперы успешно приживется на ставропольской сцене. Порукой тому – серьезные намерения и новые планы коллектива филармонии. Показавшего, кстати, этой работой свои большие творческие возможности. Жаль вот только, что не было среди зрителей тех, от кого во многом зависит дальнейшая судьба оперы на Ставрополье, – высоких руководителей края. Однако почему-то вспоминается бытовавшая в прежние времена неплохая «привычка» больших начальников присутствовать не только на главных политических, но и культурных событиях. Это, кстати, равно и для дела полезно, и для души приятно. И хотя жизнь нашей оперы началась в понедельник, вопреки приметам оказалось, что понедельник не обязательно тяжелый день и удаче он не помеха!

«Понедельник удаче не помеха»
Газета «Ставропольская правда»
2 июля 2010 года